Будущая нехватка воды из-за строительства Рогунской ГЭС может стоить Узбекистану $600 млн. убытков ежегодно в сельском хозяйстве, снижения валового внутреннего продукта (ВВП) на 2%, и оставить 300 тысяч людей безработными. К такому выводу пришла группа исследователей из США, проанализировавших возможное влияние запуска Рогунской плотины на экономику Узбекистана, сообщает Международный журнал водных ресурсов и экологической инженерии, передает корреспондент ИА REGNUM. Авторы - Шохрух-Мирзо Джалилов из Университета Нью-Мексико, Томас М. ДеСаттер и Джей Лейч из Университета Северной Дакоты - отмечают при этом, что если Узбекистан изменит существующую практику использования водных ресурсов и увеличит эффективность использования воды, то потенциальные потери от нехватки воды могут быть снижены на 40%.

Исследователи оценили два сценария - наихудший и наиболее вероятный, когда водохранилище Рогунской ГЭС наполнится и будет работать в полном режиме. Для заполнения Рогунского водохранилища потребуется 12,4 года, и этот этап не будут иметь существенного влияния на сельское хозяйство Узбекистана. В это время будет захвачено около 2% от среднегодового стока реки Амударьи. Основное влияние Рогунской ГЭС будет заметно при полном режиме накопления воды в летний период и спуска воды в зимний период.

С работающей в режиме полной выработки электроэнергии Рогунской ГЭС, уровень реки Амударья летом, по прогнозам, сократится на 18% и увеличится на 54% в зимний период. Это говорит о том, что: с мая по сентябрь (оросительный сезон) Узбекистан будет иметь дефицит воды, а с сентября по май будет наблюдаться излишек воды, который может привести к наводнениям.

Технико-экономическое обоснование, проведенное немецкой строительной компанией Lahmeyer International, выделяет три отдельных этапа в строительстве Рогунской ГЭС:

I этап - высота плотины будет 225 м с общим объемом водохранилища 2,78 куб. км и полезным объемом хранения 1,92 куб. км, производимая мощность 1000 МВт (это даст 5,6 млрд. кВт-ч /год электроэнергии на выходе);

II этап - высота плотина увеличится до 285 м (общий объем - 6,78 куб. км и полезный объем - 3,98 куб. км;

III этап - высота плотины достигнет 335 м (водохранилище объемом в 13,3 куб. км и полезный объем - 10,3 куб. км).

При этом считается, что ни I, ни этап II этап не будут иметь пагубные последствия для Узбекистана, а III этап будет угрожать сельскохозяйственному сектору Узбекистана.

Сценарий "наихудшего случая" предполагает, что ирригаторы Узбекистана будут придерживаться их нынешней модели использования водных ресурсов. Этот сценарий явно не выгоден для экономики Узбекистана - так как придется вывести из сельхозоборота 506 тыс. га (около 11% орошаемых сельскохозяйственных земель), что означает 336 тыс. людей могут потерять работу. В результате ВВП Узбекистана сократится на 2,2%, доходы государства уменьшатся на 6,9%, а экономический рост, скорее всего, снизится.

Сценарий более "вероятных событий" предполагает, что в Узбекистане будут проводиться реформы в сельском хозяйстве, в частности, в ирригации и орошении, чтобы сбалансировать потенциальную нехватку воды. Этот сценарий позволяет Узбекистану воспользоваться временем, чтобы снизить сельскохозяйственное потребление воды на 15% за 12 лет наполнения Рогунского водохранилища и уменьшить негативное влияние. Как правило, сокращение потребления воды на 15% позволит снизить негативное воздействие на 40%, что значит Узбекистан может изъять только 314 тыс. га орошаемых земель по сравнению с 506 тыс. га, если ничего не делать. При этом, это сокарщение приведет к снижению: 1) числа безработных - до 208 тыс. человек, 2) ВВП страны - на 1,4% и 3) доходов бюджета - на 4,3%. Хотя этот сценарий также влечет к негативным последствиям, этот отрицательный эффект уменьшится при адекватном планировании.

Выводы:

Каждая страна имеет право осуществлять политику, которая наиболее выгодна для населения и будет отражать тенденции экономического развития. Независимо от позиции Узбекистана, Таджикистан будет продвигать строительство Рогунской ГЭС и, таким образом, правительство Узбекистана должно сосредоточить будущие стратегии развития на изменение практики использования воды в сельском хозяйстве, введении цен на воду и применении передовых практик орошения, а не наиболее часто используемый бороздовый полив.

Доходы, которые можно ожидать от цен на воду, должны строго контролироваться и направляться для реформ в управлении водными ресурсами и подготовку кадров среднего и нижнего звена управления в ирригации.

Другим решением может быть то, что Таджикистан будет делиться с Узбекистаном доходом от производства электроэнергии. В этом случае, эти две страны должны определить и заключить соглашение о том, какой доход Узбекистан может потерять в связи с Рогунской ГЭС и, возможно, получать компенсацию от Таджикистана в виде энергии. Этот сценарий может быть выигрышным как для Таджикистана, так и для Узбекистана.

Тем не менее, этот случай нуждается в сильной политической воле правительств обеих стран, чего в настоящее время не наблюдалось.

Другой вывод заключается в том, что уровень реки Амударьи может увеличиться в зимний период, что может привести к затоплению земель вниз по течению.