Ситуация на армяно-азербайджанской границе и в зоне нагорно-карабахского конфликта, где в последние дни произошла череда диверсионных актов с жертвами среди состава ВС противоборствующих сторон, весьма тревожная и противоречит логике пацифистских комментариев армянских и российских политиков и экспертов, почему-то уверенных в том, что Азербайджан не рискнет начать войну (хотя, по большому счету, лодку могут раскачать и другие - без Баку).

Азербайджанские же политики и эксперты неустанно повторяют, что статус-кво в зоне конфликта не может больше сохраняться, и в случае провала переговорного процесса вопрос может быть решен силой. При этом Баку активно закупает оружие, привлекает иностранных (в основном, турецких и израильских) специалистов и советников.

Переговорный процесс в рамках МГ ОБСЕ на грани провала. Какие-то усилия предпринимает Франция, но ясного и согласованного плана по решению конфликта как не было, так и нет. Некоторые американские круги уже спешат спихнуть ответственность за провал процесса на экс-президента России Дмитрия Медведева, предлагая ввести в зоне конфликта "силовой арбитраж", то есть свое военное присутствие.

Второй важнейший момент, свидетельствующий в пользу военного сценария - разрушение баланса внешних сил в регионе. Ситуация в Сирии свидетельствует, что мировые центры силы находятся в жесточайшей борьбе на Ближнем Востоке, что не исключает использование ими слабых сторон противника в других регионах. Турне госсекретаря США Хиллари Клинтон, по моему мнению, отчетливо демонстрирует две болевые точки России - Арктику и Кавказ. Здесь интересы США и России входят в явное конкурентное соприкосновение. Что касается Кавказа, то возможная война в Карабахе станет настоящим вызовом для нового президента Владимира Путина - совершенно ненужный в этот начальный период, опасный и затратный сценарий. Разрушение баланса внешних сил для Закавказья - весьма опасный момент, который может привести к разбалансировке и без того шаткой внутренней ситуации в регионе.

Ситуация в Карабахе держалась и могла бы держаться на балансе сил самих сторон конфликта. Однако мы видим, как армянская сторона уступает на дипломатической арене - тому подтверждением многочисленные документы, лоббированные Азербайджаном и Турцией и принятые авторитетными международными структурами. Тому подтверждением и экономический дисбаланс между странами, более активная информационная политика Баку и, наконец, нарастающий при поддержке Турции и Израиля военный потенциал Азербайджана. То есть, в среднесрочной перспективе, если уже не сейчас, Армения не будет в состоянии самостоятельно поддерживать мир. Гарантии же России или США в этом вопросе зависят непосредственным образом от внешней политики Еревана. После избрания Путина на пост президента России и выхода американо-российских отношений из состояния "перезагрузки", мы видим довольно резкие, если не сказать демонстративные элементы во внешней политике Армении. Вывод: балансировать стало тяжело. Будет еще тяжелее с возможным избранием на пост президента США кандидата от Республиканской партии Митта Ромни. В этом случае давление на позиции России по всему периметру, в том числе в Закавказье, будет более интенсивным, тем более, что инфраструктура для этого создана и отлажено работает.

Возможная война в Нагорном Карабахе родит и новую военно-политическую ситуацию на северной границе Ирана. Азербайджано-иранские демарши, отзывы послов, озвученная с парламентской трибуны в Баку идея переименовать Азербайджан в Северный Азербайджан, обвинения Тегерана в поддержке Армении - это попытки связать и перекинуть "информационные мосты" между Карабахом и иранской проблемой. Неслучайно и то, что в последние годы мы наблюдаем резкое усиление позиций Израиля в Закавказье. Ясно и то, что Иран отреагирует на провокации в Карабахе самым решительным образом, поскольку в данном случае затрагиваются национальные интересы ИРИ - приграничные, водные и другие.

В общем и целом, подытоживая сказанное, можно отметить, что ситуация в зоне нагорно-карабахского конфликта характеризуется термином - предвоенная. Нарушен баланс внешних и внутренних сил. В свою очередь лидеры Армении и Азербайджана находятся в условиях постоянного внешнего нажима практически по всем вопросам политической и экономической повестки. Если посредникам не удастся вернуть стороны за стол переговоров, то спусковой крючок может быть запущен автоматически к октябрю 2012 года.