Как и предполагало ИА REGNUM, переговоры президента России Владимира Путина со своим иранским коллегой Махмудом Ахмадинежадом в рамках саммита глав государств-членов ШОС в Пекине, оказались успешными.

Конечно, растопить сразу "лед отчуждения", который возник в отношениях между странами в последние годы, удастся не сразу. Но Москва обозначила свою стратегию. Владимир Путин отметил, что Россия всегда поддерживала право Ирана на мирное использование атомной энергии и находится в постоянном контакте с Тегераном по иранской ядерной проблеме. "Но я хочу подчеркнуть, что именно на мирное использование, - заявил глава России президенту Ахмадинежаду. - Вы нашу позицию знаете. Мы очень последовательные приверженцы нераспространения оружия массового уничтожения, но мы знаем и вашу позицию, и позицию всего иранского руководства, которая заключается в том, что Иран не работает над созданием ядерного оружия. Исходим именно из этого".

Что касается известных сценариев выхода из ситуации, в которой оказался Иран, то все они имеют тактический характер. Но от их осуществления зависит успех или неуспех предстоящих в Москве переговоров Иран-"шестерка". На этом направлении есть немало позитивных моментов, но существует и интрига. Иран и представители МАГАТЭ уже начали переговоры в Вене. Это - позитив. Но ранее, как сообщали многие тегеранские СМИ, Иран выдвинул идею проведения перед московской встречей предварительных консультаций. Два послания с такими предложениями были направлены заместителем секретаря Высшего совета национальной безопасности ИРИ Али Багери не МАГАТЭ, а заместителю Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Хельге Шмидт. Они остались без ответа, поскольку Брюссель придерживается того, чтобы Иран, в первую очередь, решил все проблемы с МАГАТЭ. Тем не менее, это дало повод для Тегерана выступить с заявлением, что страны Запада "ищут повод" для затягивания или срыва переговоров по его ядерному досье. И еще. От Ирана поступило предложение провести перед встречей с "шестеркой" предварительные консультации с Москвой, что дало основания некоторым западным экспертам утверждать, что Иран пытается якобы расколоть "шестерку". Это - негатив, поскольку вряд ли подобная комбинация, если она действительно имеет место, была бы сегодня перспективной.

В этой связи председатель КНР Ху Цзиньтао призвал Тегеран "занять на переговорах гибкую позицию". В свою очередь секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев пригласил секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Саида Джалили посетить Санкт-Петербург для участия в работе международной конференции по вопросам безопасности. Джалили является главой делегации Ирана на переговорах с "шестеркой", и, конечно, в переговорах с Патрушевым неизбежно затронет проблему поиска разных вариаций для обеспечения успехов переговорного процесса в Москве. На наш взгляд, Патрушев будет рекомендовать своему иранскому коллеге двигаться вперед - в сторону вывода страны из международной изоляции. Во всяком случае, на такие размышления наводит заявление глава МИД РФ Сергея Лаврова по итогам встречи в Пекине президентов России и Ирана Владимира Путина и Махмуда Ахмадинежада. По его словам, Москва "с удовлетворением отметила позитивный настрой Тегерана на поиск взаимоприемлемых решений на принципах поэтапности и взаимности". Речь идет о возможности осуществления концепции - в ответ на уступки Ирана по ядерной программе начать отмену введенных против него международных санкций.

Кстати, в таком контексте затронутый в ходе переговоров Путин-Ахмадинежад комплекс вопросов, связанных с развитием двухсторонних отношений, приобретают особое значение и звучание. Москва дает четко понять, что она ориентирована на интенсификацию связей с Тегераном с подключением его к различным многосторонним проектам, в том числе и тем, которые разрабатываются под эгидой ШОС. Неслучайно в тексте декларации стран ШОС, принятой по итогам саммита Организации, специально отмечается: " Государства-члены выражают серьезную обеспокоенность складывающейся ситуацией вокруг Ирана, являющегося наблюдателем при ШОС. Они считают, что любые попытки решить иранскую проблему силовыми методами неприемлемы и ведут к непредсказуемым последствиям, угрожающим стабильности и безопасности в регионе и мире в целом".

Теперь главное - успешно провести московский раунд переговоры Иран-"шестерка". Кстати, Ахмадинежад заявил в Пекине о готовности совершить визит в Москву. В Тегеране также не скрывают того, что хотели бы принять у себя с визитом и главу России.