"Таджикистан, Афганистан, Иран и другие страны Центральной Азии высказались за то, чтобы присоединиться к будущей железной дороге Китай - Киргизия - Узбекистан. Много стран заинтересовано", - заявил в интервью интернет-изданию Tazabek китайский посол в Киргизии Ван Кайвэнь. По его словам, для Киргизии этот проект "очень выгоден", потому что тогда она "станет по-настоящему транзитной страной". Он пояснил, что строительство железнодорожного полотна экономически выгодно и для решения социальных вопросов республики, "потому что после строительства железной дороги будет больше места для трудоустройства и поднятия экономического развития".

Было отмечено, что разговоры об этом проекте идут уже в течение 15-16 лет. "Сейчас уже настало время перейти от слов к делу. Сейчас идёт разработка технико-экономического обоснования, которым занимается одна из китайских корпораций за собственный счёт. [...] Официальное правительство КНР будет оказывать всяческое содействие, чтобы процесс происходил быстрее, как можно раньше началась реализация", - сказал, в частности, посол.

Ван Кайвэнь заверил, что действовать будут "по принципу взаимной выгоды, взаимной уступчивости, потому что в каждой стране свои реалии": "Мы хотим открыть ещё один коридор: Китай - Европа. Это, конечно, через Киргизию. [...] Самое главное сейчас - найти компании, которые бы инвестировали в этот проект. Желающие есть, они сейчас изучают возможности и перспективы эксплуатации этой железной дороги".

Напомним, ранее на пресс-конференции в Бишкеке китайский посол заявил, что железная дорога Китай - Киргизия - Узбекистан выгодна для мировой экономики, поскольку "в условиях глобализации поток идёт по маршруту Азия - Европа". Также, министр финансов Киргизии Темир Сариев подчеркнул, что данная железная дорога "нужна республике, как воздух", так как "если дорога будет построена, то через Киргизию будет провозиться 15 тыс. тонн груза из Китая в Европу".

Как сообщало ИА REGNUM, 17 апреля Министерство транспорта и коммуникаций Киргизии и Китайская корпорация по строительству дорог и мостов (CRBC) подписали Меморандум о сотрудничестве, согласно которому в срок не более года будет проведено полное технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан за счёт CRBC. Китайская корпорация также пообещала привлечь инвестиции для строительства железнодорожного полотна.

Отметим, что с предложением построить железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан совместно с Китаем, который неоднократно обговаривал вариант финансирования данного строительства по принципу "ресурсы взамен инвестиций", выступило правительство Киргизии. "Правительством КР не рассматривается вариант финансирования "инвестиции взамен на ресурсы", - подчеркнули в кабмине.