Сегодня Китай удивляет мировое сообщество своими экономическими успехами, демонстрируя не только самые высокие темпы роста, но и способность использовать с позитивом для себя мировые экономические неурядицы. Во многом эти успехи связаны с новым курсом руководителей "четвертого поколения", сумевших не только повернуть страну на новые рельсы социально-экономического развития, но и мобилизовать активность населения, предложив ему привлекательную национальную идею.

Однако, в Китае не скрывают и того, что проводимые реформы привели к серьезным социальным проблемам. Признание этого факта потребовало изменения модели социального развития. Сегодня, в отличие от предшествующего 20-летия, имеет место переход от показателей "одностороннего рывка в плане экономической эффективности" к "всестороннему построению общества малого благоденствия". Главные лозунги новой модели - "человек - основа всего" и "согласованное развитие экономики и общества", требующие согласованного развития экономики, политики, социальной сферы, состояния окружающей среды, а также всестороннего развития человека. Главная цель - построение к 2020 году всесторонне развитого общества средней зажиточности.

И нельзя не признать, что с 2002 года, когда и был провозглашен новый курс, сделано немало для его практической реализации. За прошедшие 10 лет облик Китая серьезно изменился. Причем, это не только новый облик городов и деревень, но и колоссальные изменения, которые произошли в менталитете граждан КНР. Они стали уделять большее внимание повышению качества жизни, повысился спрос на удовлетворение нематериальных потребностей, неуклонно растет спрос на демократию, возник интерес к демократическим принципам, правовому государству, реформированию политической системы и т.п., постоянно растут запросы общества в области образования и культуры.

Вполне естественно, что все большее число людей задаются вопросом, как так получается, что в идущем по социалистическому пути развития Китае становится все меньше социализма; имущественное и социальное расслоение не сокращается, а увеличивается; проблема бедности решается с большим трудом, а число миллиардеров и миллионеров растет быстрыми темпами; государство постоянно борется с коррупцией и произволом чиновников, а жизнь убеждает в том, что мздоимство и вседозволенность в чиновной среде процветают; почему в социалистическом Китае образование и качественная медицинская помощь становятся все менее доступными простому люду, а более 200 млн. молодых крестьян вынуждены в поисках работы мигрировать в города.

Показателем этого недовольства являются не только многочисленные публикации в Интернете, число пользователей которого в современном Китае составляет 500 млн., но и увеличивающееся число и масштабность акций протеста. Если в 1993 году в Китае было зафиксировано 8709 акций массового протеста, то уже в 1999 году их количество превысило 32 тыс., в 2003 году их было 60 тыс., в 2004 году 74 тыс., в 2005 году 87 тыс. с числом участников 8 млн. человек. Среди них крестьянские волнения против властей составили 55%, а выступления рабочих - 30.

В дальнейшем официальная печать перестала приводить сводные данные о массовых акциях протеста, социальные проблемы никуда не исчезли. Более того, судя по отдельным сообщениям западной прессы, материалам китайского Интернета и личным наблюдениям автора, а также по масштабам и формам организации отдельных акций протеста, актуальность этих проблем возросла.

Актуальные социальные проблемы в оценках китайских экспертов

В разные годы в качестве актуальных китайскими экспертами выделялись различные социальные проблемы. Часть из них имела устойчивый характер, что свидетельствует как о сложности самой проблемы, так и о трудности ее решения. Часть - носила ситуативный характер. Однако, хотя они и не указывались в качестве актуальных в более поздних исследованиях, это не означает, что сама проблема была решена.

Для полноты картины приведем оценку китайских экспертов за последние четыре года. В предкризисный 2007 год в качестве наиболее актуальных социальных проблем китайскими экспертами выделялись следующие:

1. Быстрый рост цен на продукты питания и жилье, оказавший определенное влияние на снижение доходов населения.

2. Одновременно сохраняющиеся избыточность и нерациональность структуры трудовых ресурсов, обострение проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов.

3. Очевидная перспектива укрепления тенденции расширения разницы в доходах, низкий уровень влияния внутреннего потребления на рост экономики.

4. По-прежнему выступающая проблема отсутствия гармонии в трудовых отношениях, вызовы, с которыми сталкивается реализация "Закона о трудовом договоре".

5. Необходимость реформирования в ближайшей перспективе системы медицинского обеспечения, усиление негативных противоречий в области медицины.

6. Возникновение новых изменений в проблеме обеспечения общественного порядка, стремительный рост экономических преступлений.

7. Усложнение экологической ситуации, увеличение выдвигаемых населением вопросов, связанных с загрязнением окружающей среды.

Разразившийся мировой финансово-экономический кризис, приведший к сокращению объемов китайского экспорта и закрытию большого числа работающих на экспорт предприятий (особенно средних и мелких), несколько изменил акценты. В 2008 году в качестве актуальных социальных проблем рассматривались следующие:

1. Углубление влияния мирового финансового кризиса, очевидное замедление темпов экономического роста Китая.

2. Обострение проблемы урегулирования в распределении доходов, усиление давление со стороны расширения внутреннего потребления.

3. Обострилась проблема с нунминьгун (внутренние трудовые мигранты - ИА REGNUM), покидающими свои уезды; усилились сложности с трудоустройством выпускников ВУЗов.

4. Увеличилось число дел по трудовым спорам, новое трудовое законодательство пока сталкивается с проблемой "обкатки".

5. Ощущается давление в вопросах обеспечения безопасности на производстве, возникли проблемы с безопасностью продуктов питания и лекарств

6. Увеличилось число противоречий в общественных интересах, особого внимания заслуживают новые методы и формы массовых выступлений.

В 2009 году в качестве наиболее актуальных социальных проблем китайскими экспертами назывались следующие:

1. Усложнение ситуации на малых и средних предприятиях, актуализация проблемы трудоустройства уволенных работников.

2. Обострение проблемы урегулирования в распределении доходов; расширение внутреннего потребления сталкивается с трудностями

3. Обострение трудовых отношений на части предприятий, увеличение числа трудовых споров.

4. Расширяющееся влияние массовых акций, рост числа проблем, связанных с охраной окружающей среды.

5. Рост числа экономических преступлений, разгул незаконной посреднической деятельности.

6. Усложнение ситуации с государственной безопасностью, активизация раскольнической деятельности при активном воздействии на внутренние реакционные силы внешних врагов.

В 2010 году все обозначенные выше проблемы сохранились, но в качестве наиболее актуальных китайскими экспертами были выделены следующие:

1. Экономическое движение вступило в новый этап роста, модель развития нуждается в срочном изменении.

2. Открытое обострение трудовых отношений в части регионов; особое внимание привлекает новое поколение крестьян-рабочих.

3. Проведение реформы системы распределения доходов осуществляется сложно, необходимо бдительно относиться к возможности попадания в "ловушку среднеразвитых стран".

4. Вновь поднялась актуальная волна "земельной урбанизации"; необходимо бдительно и серьезно относится к ущемлению интересов крестьян

5. Остро встает проблема половинчатой урбанизации, в части регионов наблюдается упадок деревень.

2011 год добавил еще три серьезные социальные проблемы. Главная из них рынок недвижимости, ставший одним из важнейших ускорителей экономики в последние годы. Результатом этого явления стал стремительный рост цен на недвижимость, причем, не только в крупных мегаполисах, но в мелких городах. Для большей части граждан приобретение жилья превратилось в неразрешимую проблему. По данным Академии общественных наук КНР, 85% семей в стране не могут себе позволить приобрести собственное жилье. В то время как по всему Китаю множится число "городов-призраков": квартиры в недавно отстроенных жилых компаундах пустуют годами, поскольку инвесторы выжидают пика стоимости цен на жилье. Недавно ведомство электроснабжения КНР обнародовало шокирующие данные: порядка 65,5 млн. домов в 660 городах страны не использовали электричество на протяжении шести месяцев подряд.

Чтобы решить эту проблему правительство Китая претворяет в жизнь ряд мер, в т.ч. вводит ограничения на покупку недвижимости и строит доступное жилье. Однако, вряд ли это позволит решить проблему. Дело в том, что в поддержании высоких цен на землю и недвижимость заинтересованы местные власти, которые только от продажи земель получают до 40% всех своих доходов. С введением ограничений цены на землю стали падать, и местные органы власти оказались в трудном положении - возможность получать доходы на земельном рынке быстро уменьшалась. В отдельных случаях провинции отказались от поддержки малоимущих слоев населения. За счет такой экономии началось обслуживание займов, взятых под проекты и программы.

Кроме того, по подсчетам китайских экономистов 30% конечного продукта, производимого экономикой, так или иначе, абсорбируется в сфере недвижимости. Следовательно, падение цен на недвижимость неминуемо приведет к "жесткой посадке" экономики.

Вторая проблема ситуация со средними и малыми предприятиями, которые задыхаются без оборотных средств. Крупные госбанки, аффилированные с государственными корпорациями, все еще крайне неохотно кредитуют мелкие частные компании, тем из-за этого приходится занимать на черном рынке под грабительские проценты, в среднем около 40% годовых.

Третья проблема - инфляционные ожидания. Из дешевой страны Китай стремительно превращается в страну дорогую. Цены на многие продукты, вещи и услуги в крупных городах уже не уступают европейским, а иногда и превосходят их. При этом, рост доходов населения зачастую не компенсирует роста расходов, что приводит к недовольству происходящим даже в целом лояльного власти среднего класса.

Безусловно, в рамках одного материала невозможно дать подробный анализ всех этих проблем, как нельзя сказать, что часть из этих проблем не столь актуальна. Они актуальны все, и каждая из них оказывает негативное воздействие на социально-экономическую и политическую ситуацию в Китае, а также существенно сужает для него "окно возможностей". Поэтому в качестве примера ниже мы остановимся лишь на некоторых из них.

Рост имущественного неравенства

Проблема неравенства доходов между отдельными регионами, городом и деревней, категориями трудящихся, занятых в разных отраслях производства, а также увеличивающегося имущественного неравенства между богатыми и бедными относится к категории наиболее актуальных социальных проблем современного Китая. Несмотря на множество мер, принимаемых руководством КНР, даже приблизиться к ее решению, к сожалению, пока не удается. В 2009 году индекс Джинни (статистический показатель степени расслоения общества -

ИА REGNUM) достиг 0,46, превысив безопасный порог на 0,4 пункта. В середине 2010 года разница в доходах между городским и сельским населением составила 3,33 раза. Разница в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных выросла с 7,3 раза в 1988 году до 23 раз в 2007 году.

Низким остается и официально установленный критерий уровня бедности. В 2000 году он составлял лишь 865 юаней (1 USD = 6.3709 CNY - ИА REGNUM) на человека в год, а число лиц, проживающих за чертой бедности, составляло 94,22 млн. человек. В 2010 году граница уровня бедности была повышена до 1274 юаней. Согласно данному критерию число лиц, проживающих за чертой бедности, составляло 40 млн. человек, в том числе в сельской местности 26,88 млн. человек.

В 2010 году средние доходы на человека в год в городах достигли 19.109 юаня, увеличившись на 7,8%. При этом, прирост происходил не за счет заработной платы, а главным образом за счет подработок на стороне и операциями с имуществом. Наблюдаемые тенденции свидетельствуют о том, что удельный вес заработной платы в первичном распределении доходов сократился с 50,7% в 2004 году до 46,6% в 2009 году при среднем мировом уровне 50-55%.

Средние доходы на человека в год в сельской местности в 2010 году достигли 5.919 юаней, увеличившись на 10,9%. Основной прирост был достигнут за счет операций с имуществом (рост на 19,4%), заработной платы (18,7%) и работы на стороне (17,2%).

Замеры по 20% группам показывают две позитивные тенденции. Во-первых, имеет место рост доходов по всем группам. Во-вторых, наиболее быстрые темпы роста наблюдаются в группе с высоким уровнем доходов.

Однако, как это ни парадоксально, рост доходов оказывает не позитивное, а отрицательное воздействие на динамику изменений уровня потребления. В последнее десятилетие коэффициент потребления ежегодно падает, причем, как в деревне, так и в городе. А это делает не только проблематичным реализацию планов по переходу на новую модель экономического роста, но и свидетельствует о сокращении реальных доходов большинства граждан КНР, вынужденных жить в режиме жесткой экономии.

При этом, судя по данным статистики, китайцы тратят все, что зарабатывают и даже сверх того. Например, в 2009 году доходы горожан составляли 17.175 юаней на человека, а расходы - 17.248 юаней на человека. Расходы на потребление составили 12.265 юаней, непотребительские расходы - 4.984 юаней, треть из которых (1.507 юаней) пошли на оплату жилья. Объяснить этот парадокс можно лишь одним - государственными дотациями, призванными хоть как-то поддержать на относительно высоком уровне внутреннее потребление.

Еще один парадокс - стремительный рост числа миллионеров в КНР. Несмотря на кризис, а возможно и благодаря кризису, число людей, чье состояние превысило 1,57 млн. долларов, достигло почти 1 млн. человек, а число миллиардеров в послекризисные годы выросло почти в три раза. Причем, как заявляют эксперты Hurun Research Institute - организации, специализирующейся на рейтинговой оценке китайских богачей, вполне возможно, что численность долларовых миллиардеров в Китае составляет 400-500 человек.

55% из числа миллионеров - владельцы частных предприятий; 10% высоко оплачиваемые менеджеры; 15% гуру фондового рынка, 20% спекулянты, специализирующиеся на перепродаже недвижимости. Немногим отличается и структура "супербогатых" (состояние свыше 100 млн. юаней): 75% - владельцы частных предприятий; 15% спекулянты, специализирующиеся на перепродаже недвижимости; 10% - гуру фондового рынка.

Проблема занятости и качества трудовых ресурсов

Эта проблема напрямую связана с темпами экономического роста, а следовательно - с заявленной китайским руководством целью в ближайшей перспективе как изменить модель экономического развития, так и снизить темпы его роста.

У Китая нет альтернативы. В силу истощенности природных ресурсов, постепенного повышения стоимости труда, а также изменения модели экономического развития в перспективе темпы роста неизбежно придется понизить как минимум в полтора раза. Однако, проблема заключается в том, что Китай не может позволить себе опустить их ниже 7-7,5%. В противном случае обострятся проблемы занятости для постоянно прирастающей рабочей силы и будут поставлены под угрозу программа урбанизации, программа роста благосостояния населения и ряд других важных для развития страны программ.

На сегодняшний день в области трудоустройства правительством КНР отмечается три взаимосвязанные проблемы. Во-первых, устойчивый рост предложения рабочей силы при сокращении потребности в ней. На сегодняшний день в городах имеется порядка 5,0 млн. человек, потерявших работу, в том числе 1,26 млн. человек без перспектив ее найти. Есть проблема трудоустройства выпускников ВУЗов, а также мигрантов из сельской местности, которые на 2010 год заполнили 45 млн. вакансий. Город может ежегодно трудоустраивать только 25 млн. человек, куда девать остальных, большой вопрос.

Во-вторых, становящиеся все больше очевидными структурные противоречия в занятости населения. С ростом научно-технического прогресса и совершенствованием производства все острее становится проблема недостаточности технических специалистов. В ряде регионов и на ряде предприятий наблюдается утрата структурного баланса между потребностями и предложением рабочей силы, возникли предприятия с "проблемами найма" и работники с "трудностями трудоустройства". Серьезно актуализировались такие проблемы как трудоустройство молодежи, в особенности выпускников ВУЗов; трудоустройство перемещенных из села "излишков" сельских трудовых ресурсов; поиска нового места работы для уволенных.

В-третьих, новым вызовом для стимулирования трудоустройства стали социально-экономические и экологические изменения. Изменение модели экономического развития, совершенствование производства, научно-технический прогресс и совершенствование управления выдвигают более высокие требования к качеству трудящихся, а стимулирование процесса урбанизации ставит новые задачи в вопросе трудоустройства перемещенных из села "излишков" сельских трудовых ресурсов. Принятая Госсоветом программа стимулирования трудоустройства в годы "12-й пятилетки" предусматривает трудоустроить в городах 45 млн. человек, в том числе 40 млн. перемещенных из сельской местности трудовых ресурсов. Уровень безработицы в городах предполагается сдерживать ниже 5%.

Численность работников с техническими знаниями предполагается поднять до 125 млн. человек, в том числе высшей квалификации до 34 млн. человек, а технических специалистов - до 68 млн. человек. Число лиц, заключивших индивидуальные трудовые договора, предполагается довести до 90%, а число предприятий, заключивших коллективные договора, до 80%. Заработную плату низкооплачиваемых категорий трудящихся предполагается поднять до 40% и выше средней по данному региону. Безусловно, все это - лишь планы, которые, к тому же не решают проблемы. По расчетам китайских этнографов, даже при самом оптимистическом сценарии (экономический рост в пределах 7%) за годы "12-й пятилетки" потребуется трудоустроить 83,86 млн. человек, то есть вдвое больше, чем планируется. Если же китайскому руководству не удастся снизить темпы экономического роста и они останутся на сегодняшнем уровне (более 9%), то трудоустраивать придется 111,38 млн. человек.

При этом, судя по данным 2010 года, основными потребителями новой рабочей силы являются частные предприятия различных форм собственности. Предприятия государственной и коллективной форм собственности привлекли лишь 2,6% и 1,7% предлагаемой рабочей силы. В то время как на частные предприятия, акционерные предприятия и фирмы с ограниченной ответственностью пришлось 26,2%, 9,4% и 24,8% новых работников. 10,1% привлекли предприятия с участием иностранного капитала и 10,0% индивидуальные предприятия. Причем, 33,9% новых работников были трудоустроены на предприятиях обрабатывающей промышленности и 28,9 - на предприятиях торговли.

Другими словами, абсорбируют новую рабочую силу главным образом пока те предприятия, которые нуждаются либо в неквалифицированной рабочей силе, либо в рабочей силе среднего уровня квалификации. В 2010 году эти две категории составляли 41,5% всех востребованных технических специалистов.

Хотя спрос на технических специалистов значительно вырос, предложение, по-видимому, ограничивается специалистами среднего уровня. Неслучайно достоянием гласности стали планы китайского руководства по привлечению на работу в Китай высококлассных иностранных специалистов. Причем, судя по этим планам, их потребность остро ощущается не только в промышленности, отрасли программного обеспечения и интегральных схем, но и в сфере услуг и даже в сельском хозяйстве. Негативное влияние на процесс улучшения качественного состояния трудовых ресурсов окажет и растущий поток внутренних мигрантов, представленных главным образом лицами с неполным средним и средним образованием. Именно за их счет будут пополняться в ближайшей перспективе городские трудовые ресурсы (в особенности на предприятиях обрабатывающей промышленности).

Все это означает, что и в "12-й пятилетке" с точки зрения качественного состояния трудовых ресурсов (даже на предприятиях обрабатывающей промышленности) Китай трудно будет назвать передовой державой.

Проблема трудоустройства выпускников ВУЗов

Одна из серьезнейших социальных проблем - трудоустройство выпускников ВУЗов, которые в 2009 году составляли 42,2% из числа тех, кто впервые начинал трудовую деятельность, а в 2010 году 47,8%.

Проблема возникла после того, как в Китае была проведена реформа высшего образования, предусматривающая переход от элитарного высшего образования к массовому. В 1999 году правительство приняло соответствующее решение, а уже в 2002 году доля студентов в общем числе молодых людей студенческого возраста достигла 15%. Дальнейшее расширение приема в вузы привело к тому, что в 2004 году студентами стали 19% трудоспособного населения, в 2007 году 23%, а в 2009 году 24,2%.

В 2009 году в ВУЗы КНР поступили более 20 млн. человек больше, чем в любой другой стране мира. При этом из общего числа вузов более половины (1184 из 2263 в 2008 году) являлись учебными заведениями, которые вели обучение по краткосрочным программам. Косвенно это указывало на то, что китайский рынок труда получил приток большого количества выпускников, навыки которых не вполне удовлетворяли работодателей. Как следствие уже в 2008 году около четверти выпускников ВУЗов не могли найти работу.

Причем эта проблема характерна не только для выпускников, обучавшихся по краткосрочным программам в обычных ВУЗах и колледжах, но и для выпускников элитных учебных заведений.

Но самое главное, что отсутствие возможности трудоустройства существенно понизило репутацию обучения по краткосрочным программам и породило процесс так называемой "инфляции дипломов", в который оказались вовлечены не только студенты, но и их коллеги с уровнем выше. В надежде получить более весомые гарантии трудоустройства и те, и другие начали пополнять ряды аспирантуры и докторантуры, либо выезжать на учебу за границу.

Серьезную проблему для китайской молодежи представляет значительно возросшая стоимость обучения в ВУЗах. В 2007 году четырехгодичный курс в университете стоил около 40 тыс. юаней, что превышало средний годовой доход сельского жителя более чем в 13 раз. Это, во-первых, означает, что значительная часть китайской молодежи просто не имеет возможности получить высшее образование, а следовательно - перспективы социального роста для нее весьма ограничены. Во-вторых, большинство выпускников надеется сразу после окончания ВУЗа (особенно элитарного) получать высокую заработную плату. Зачастую ожидания выпускников не совпадают с реальностью, что не может не усложнять ситуацию в молодежной среде.

Еще одна проблема - сложности трудоустройства молодежи на тех предприятиях, но которых бы они хотели работать после окончания учебных заведений. Значительная часть студентов хотела бы трудоустроиться на государственных предприятиях или на предприятиях с участием иностранного капитала. В реальности в первые годы после окончания ВУЗов им приходится работать на индивидуальных или так называемых "народных" предприятиях, где полученная ими в ВУЗах квалификация либо мало востребована, либо не востребована вовсе.

Решения этой проблемы пока, по-видимому, нет. Во всяком случае, принятая недавно Госсоветом программа стимулирования трудоустройства в годы "12-й пятилетки" предлагает "стимулировать выпускников ВУЗов" трудоустраиваться на малых и средних предприятиях, выезжать в сельскую местность, в западные и центральные районы страны, а также в национальные, отдаленные и бедные районы, организовывать свое дело, продолжать учебу или проходить переподготовку.

Оценка актуальности проблем населением КНР

Социологические замеры оценок остроты социальных проблем населением КНР рисуют в целом аналогичную экспертным оценкам картину. Причем, как нетрудно заметить, острота ряда социальных проблем имеет тенденцию к увеличению, а уровень социального оптимизма постепенно снижается. Это свидетельствует о том, что, несмотря на предпринимаемые правительством КНР меры, часть социальных проблем административными методами пока решить не удается.

К числу наиболее острых проблем относятся: рост цен практически на все группы товаров и в особенности - на продовольственные товары; рост цен на жилье и невозможность его приобретения при том, что 49,1% в крупных городах и 33,8% населения в поселках и малых городах желали бы улучшить свои жилищные условия; проблемы с доступностью медицинских услуг; растущая безработица и усложнение процесса трудоустройства; недостаточный охват системой социального страхования; проблема увеличения разрыва в доходах между богатыми и бедными слоями населения.

Нельзя не обратить внимание на тот факт, что в последнее время наблюдается тенденция к снижению уровня позитивных оценок деятельности правительства не только в области решения социальных проблем, но и в области экономики и обеспечения общественного порядка, а также на международной арене.

Тем не менее, граждане КНР остаются патерналистски настроенными, в поиске решения социальных проблем апеллируя по преимуществу к государству. И что примечательно, государство прислушивается к запросу общества и, судя по сравнительным данным, активно реагирует, принимая меры по решению наиболее актуальных общественных проблем. Безусловно, не все проблемы можно решить быстро, а некоторые вообще не имеют решения, но то, что государство не только не замалчивает проблемы, но и пытается их решать, заслуживает позитивной оценки и снижает уровень социального напряжения в китайском социуме.

Одна из ключевых социальных проблем, привлекающих внимание общественного мнения, неудовлетворенность значительной части населения уровнем своих доходов. Хотя и здесь не все столь однозначно.

Среди городского населения 65% лиц, получающих свыше 5 тыс. юаней, удовлетворены уровнем своих доходов. Правда, это, по-видимому, касается тех, кто имеет приличное собственное жилье и не обременен заботой о помощи родителям или обустройством (учеба, трудоустройство, собственное жилье и т.д.) детей. Для тех, кто обременен этими проблемами, доход в 5 тыс. юаней в месяц недостаточен.

В других категориях отчетливо наблюдаются как парадокс "ловушки среднего дохода", так и тенденции к растущему уровню внутреннего потребления. Среди лиц с доходами ниже 2 тыс. юаней в месяц неудовлетворенны своими доходами 48,8%, в группе с доходами 2-3 тыс. юаней - 49,4%, а в группе с доходами 3-5 тыс. юаней - уже 52,3%.

Что касается такой актуальной для китайского руководства темы как борьба с коррупцией и разложением чиновников, то основная масса либо свыклась с этими явлениями, либо не верит в эффективность борьбы с ними теми методами, которые предлагает КПК и правительство. Судя по социологическим опросам, большинство населения выступает за ужесточение наказания коррупционеров, лишь 13% полагают, что решить эти проблемы можно путем "усиления идейно-политического воспитания".

Вполне возможно, что относительно "доброжелательное" отношение основной массы населения к коррупции связано и с тем, что еще жива память о временах "культурной революции" и различного рода идеологических кампаниях. Люди справедливо полагают, что стремление руководства Компартии Китая навести порядок во всех без исключения эшелонах власти может привести к нарушению равновесия между политическими и бизнес-элитами, способному усилить конфронтацию между ними и в конечном счете к сбоям в реализации экономической стратегии развития. Давно замечено, что в обществе, в котором коррупция выступает в качестве системной властной вертикали, ее ликвидация может привести к катастрофическим последствиям для самого общества, и Китай в этом смысле - классический пример.

Некоторые выводы

Комплекс социальных проблем и угроза возникновения социально-политического кризиса уже привели к изменению не только модели экономического роста в Китае, но и акцентов в проблеме взаимоотношений различных социальных слоев китайского социума. Сегодня эта проблема рассматривается прежде всего с точки зрения защиты слабых групп, не имеющих возможностей отстаивать свои интересы от посягательства со стороны деловых людей и чиновников. Власти признают необходимость адекватного согласования различных интересов, существующих внутри общества, и создания механизмов, которые позволяли бы социальным группам отстаивать свои интересы "разумным правовым" путем без ущерба для стабильности в обществе.

При этом, несмотря на растущий разрыв между богатыми и бедными и стремительный рост числа миллионеров и миллиардеров, речь не идет о перераспределении доходов и возвращении к уравниловке. Напротив, руководство КНР выступает за защиту частного имущества и интересов негосударственного сектора экономики, о чем свидетельствуют принятые в марте 2004 года поправки в Конституцию КНР и принятие в марте 2007 года "Закона КНР о вещном праве". И это - не только признание социальных реалий Китая, где быть богатым становится неопасно, но и простой экономический расчет, учитывающий значимость негосударственного сектора в экономике КНР.

Ориентация китайского руководства на социально значимые вопросы и его вполне очевидная для граждан КНР попытка решить их, пусть не сейчас, но в среднесрочной перспективе, а также масштабная борьба с коррупцией и суровые наказания коррупционерам, среди которых немало и членов команды властного тандема, пока удерживают Китай от социального взрыва. И это, несмотря на то, что социально-экономические проблемы с каждым годом решать все сложнее. Не менее серьезно стоит проблема значительного расширения внутреннего спроса, а следовательно изменения модели потребления. Для многих очевидно, что Китаю вряд ли целесообразно копировать у себя западное общество потребления. Между тем, пока что ситуация развертывается именно в этом направлении. Главным потребителем товаров и услуг все больше становится крепнущий городской средний класс, во многом копирующий Запад.

Есть на данном направлении и свои ограничители. Во-первых, при переходе на такую модель важнейшее значение приобретают вложения в человеческий капитал, повышение качества рабочей силы. Сегодня в Китае на этом направлении делается немало, но явно недостаточно. Несмотря на принимаемые меры, уровень квалификации рабочих снижается. Удельный вес высококвалифицированных рабочих не достигает 4%, а удельный вес рабочих с начальной квалификацией составляет примерно 80%. Ответа на вопрос, как решить эту проблему в условиях коммерциализации сферы образования и здравоохранения при сохранении невысокого уровня доходов сельского и городского населения, пока нет.

Во-вторых, необходимо изменить менталитет населения, ориентированного главным образом не на траты, а на накопление. В условиях постоянного роста цен на продукты питания, жилье, образование и медицинское обеспечение решить эту задачу довольно сложно. Пока Китай продолжает считать себя развивающейся страной, для чего, действительно, есть веские основания. Несмотря на все свои несомненные достижения, КНР не входит даже в первую сотню стран по важнейшему экономическому показателю - производству ВВП на душу населения. Лишь небольшой части населения страны доступен тот комфортный образ жизни, который стал достоянием подавляющего большинства людей в странах Запада.

Не забывают в Пекине и о том, что высокие темпы экономического роста очень часто способны замедлиться или даже смениться стагнацией. Наглядный пример тому Япония. И нужно пользоваться моментом, пытаясь создать материальный фундамент национального благосостояния и надежную систему социальной поддержки. Китай спешит сделать это. Успеет ли, сказать сложно. Постепенно исчезают факторы, обеспечивавшие быстрый рост и мощный приток иностранного капитала: дешевый труд и низкая земельная рента, одновременно нарастают социальные проблемы, способные свести на нет все усилия по модернизации. Не исключена и другая перспектива - ловушка "латиноамериканизации", т.е. складывание такого общества, в котором при неплохом среднедушевом доходе слишком велика внешняя зависимость национальной экономики, высока безработица, чрезмерны различия между богатыми и бедными, нестабильны доходы, не гарантирована общественная безопасность.

Все это свидетельствует о том, что будущее Китая пока не столь однозначно, и точку в его развитии и определении его роли в будущем раскладе мировых сил ставить рано...