Власти Объединенных арабских эмиратов (ОАЭ) ввели в эксплуатацию нефтепровод в обход Ормузского пролива. Таким образом, эта арабская страна снизила свои риски на случай эскалации конфликта в регионе - об этом пишет казахстанская газета "Литер", издание, близкое к партии власти "Нур Отан" ("Свет Отечества" - каз.). По данным газеты, "нефтепровод Хабсна-Фуджайра соединит месторождения страны с портами в Индийском океане. Уже в ближайшие дни первый океанский танкер, загруженный нефтью в нефтяном терминале в Фуджайре, отправится в путь в Азию. Как сообщается, нефтепровод стоимостью 3,29 млрд долларов был построен китайской компанией China Petroleum Engineering & Construction Company. Главная задача объекта - обеспечить бесперебойные поставки нефти на случай эскалации напряженности вокруг Ирана" - фиксирует издание.

Стоит отметить, что аналитики ИА REGNUM еще в середине мая обсуждали развитие событий по такому сценарию. В частности, как отмечал в статье "Россия - Катар: "амбициозный карлик" навязывает борьбу по всем фронтам" Виген Акопян, "возможное строительство газопровода из Катара через Саудовскую Аравию в Турцию или к Средиземному морю непосредственным образом повлияет на механизмы сдерживания, выстроенные Тегераном. Кроме того, это позволит существенно нарастить присутствие США на европейском газовом рынке, соответственно, снизив зависимость Европы от поставок российского газа, а также влиять на ценовую политику "Газпрома".

Но вернемся к публикации "Литера".

Газета отмечает, что еще "в январе официальные представители Тегерана пригрозили перекрыть Ормузский пролив. Как отметили по этому поводу иранские депутаты: "Если произойдут какие-либо нарушения продаж иранской нефти (введение санкций со стороны США и Европы. - Ред.), Ормузский пролив будет, несомненно, закрыт". Решение станет чувствительным не только для арабских стран, которые контролируют только южную часть Ормузского пролива (северную контролирует Иран, - Ред.), но и для мировой экономики. По оценкам Управления по энергетической информации США, сегодня через небольшой пролив в Персидском заливе осуществляется до 37 процентов мирового нефтеоборота".

Далее авторы "Литера" сетуют, что "ситуация в Персидском заливе, равно как и строительство нефтепровода Хабсна-Фуджайра, в очередной раз показывает высокие политические риски для нефтегазового сектора и мировой экономики. С одной стороны, подрываются поставки энергоносителей, с другой - цена на нефть обещает снова достичь исторического максимума. Какими будут новые цены на энергоносители, трудно сказать. Но можно ориентироваться на арабскую весну 2010 года, когда из-за кризиса в странах Северной Африки стоимость барреля нефти достигла 120 долларов. Однако здесь следует учитывать, что нестабильность в арабских государствах прямо не касалась нефтяной индустрии, в отличие от нынешней ситуации в Персидском заливе. Поэтому ценовой шок, в случае закрытия Ормузского пролива, будет более существенным".

Издание отмечает примечательную вещь: "Еще в 2006 году в докладе "О положении страны" экс-президент США Джордж Буш-младший сообщил, что "нефть зачастую импортируется из нестабильных регионов мира". И сегодня ситуация не сильно изменилась. Европа потребляют 18 процентов нефти, добываемой в Иране, при этом большую часть энергоресурсов она черпает у других стран Персидского залива, поставки которых будут прерваны в случае перекрытия Ормузского пролива. А ситуация для Японии, которая поддерживает США, выглядит катастрофичной. После аварии на АЭС "Фукусима" Токио стал сворачивать ядерную энергетику, и в этом случае его зависимость от нефти и угля возрастает". Более того, издание цитирует посла США в Казахстане: "договоры должны соблюдаться как странами, так и частными компаниями. Если страны или отдельные лица будут разрывать договоры просто потому, что это удобно, или потому, что изменились обстоятельства, такие договоры не будут иметь ценности, и вся экономическая система, на которой держится наш мир, сильно пострадает", - отметил в январе этого года посол США в Казахстане Кеннет Дж. Фэйрфакс.

"Правда, - признает издание, - нефтепровод не сможет заменить собой морской транспортный путь. Его пропускная способность составляет половину суточного объема, который поставляет на внешние рынки ОАЭ. По трубе можно транспортировать в день только 1,5 млн. баррелей нефти, в то время как страна отправляет 2,4 млн. баррелей. Но даже это лучше, чем ничего. Тем более что с 1 июля санкции стран Запада обещают заработать с новой силой. И в этой ситуации ОАЭ сможет извлечь выгоды, поскольку станет единственной страной в регионе, которая сможет обеспечить поставки своей нефти на внешние рынки. Эффект обещает быть двойным, так как цена на нефть в этом случае существенно вырастет".

Но еще удивительнее позиция газеты партии власти. Цитата: "сегодня, когда ситуация вокруг ядерной программы Ирана стремительно набирает обороты и грозит встряхнуть мировую экономику, которая не потеряла чувствительности к нестабильным поставкам нефти, Каспий приобретает особую ценность. Поскольку он способен компенсировать нехватку энергоресурсов. В такой ситуации руководство США и Казахстана оказывается в одной лодке, а следовательно, вынуждены синхронно грести веслами (Курсив - ИА REGNUM)".

Самое удивительное в контексте статьи в газете "Литер", что обычная практика для Казахстана - не замечать в официальном и информационном поле иранской проблематики. Об этом, в частности, рассуждал в одном из интервью казахстанскому изданию Central Asia Monotor политолог Александр Князев. "Казахстанское экспертное сообщество - да простят меня мои коллеги - вообще довольно своеобразно, иногда создается впечатление, будто весь мир ограничен Казахстаном, его внутренними проблемами. Ну, еще по отношениям с Россией что-то есть, по постсоветской интеграции... Я не знаком с какими-либо работами казахстанских экспертов по Узбекистану, Киргизии, Туркмении, что уж говорить об Иране. Не очень понятно, например, предназначение такой структуры как Институт мировой экономики и политики при Фонде первого президента Казахстана... Есть очень достойные, высоко оцениваемые в международной экспертной среде, но "штучные" работы: Константина Сыроежкина по Китаю или, скажем, Султанбека Акимбекова по Афганистану, еще несколько, но зато очень много про Европу, ЕС, НАТО - вот только зачем?... Сейчас жизнь приводит к необходимости заниматься тем, что актуально. Ситуация, нагнетаемая вокруг Ирана, заставляет, наверное, вспомнить о том, что, по большому счету, в случае войны атлантического сообщества с Ираном Казахстан окажется фактически прифронтовым государством: пусть и на морской плоскости, на Каспии, но соприкосновение есть..." - отметил эксперт.

В этом смысле статья, появившаяся на страницах полуофициального вестника Казахстана - газеты "Литер" вполне может указывать на появление у Астаны определенной позиции в отношении Иранской ядерной проблематики и войны на Ближнем Востоке. И эта позиция, судя по тону публикации, проамериканская.