Выход Узбекистана из ОДКБ - давно прогнозированное событие. Ташкент долгое время грамотно использовал данную структуру в сугубо собственных внешнеполитических целях - для баланса влияния России, США и Китая. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил эксперт по проблемам Закавказья Виктор Якубян.

По его словам, в период членства Ташкент не подписал ни одного важного документа организации, игнорировал ключевые решения, встречи и мероприятия, такие как создание Коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ и конкретные учения этих сил. По сути дела, считает армянский эксперт, узбекская сторона не только не помогала в формировании ОДКБ, но и своей бездеятельностью, периодическими выходами и входами компрометировала сам имидж и перспективы оборонного блока, а также России.

Как считает Виктор Якубян, ответственность за такое поведение партнера ложится на все страны ОДКБ, особенно на Казахстан и Россию. "Первый, будучи крупным региональным соседом Узбекистана, и, как считают сами казахстанские лидеры, ключевой страной и важным интегратором на постсоветском пространстве, мог бы активнее пресекать подобного рода демарши Ташкента. Что касается России, считающейся инициатором и ядром ОДКБ, то она ответственна за саму ошибочную философию и схему построения отношений в едином оборонном пространстве. Когда один член блока позволяет себе открыто и последовательно игнорировать интересы всех остальных", - отметил он.

По словам Якубяна, выход Узбекистана из ОДКБ означает также, что Ташкент договорился по важным пунктам повестки с Вашингтоном, представители которого в последний период практически не выезжают из Ташкента. В том числе, продолжил эксперт, в глобальном плане речь идет о начале переориентации узбекской армии с российского рынка вооружений, как это уже делает Азербайджан, заключая миллиардные военные контракты с израильскими производителями. "Дистанция от ОДКБ позволит Узбекистану спокойно принимать и использовать любое вооружение, которое "оставят" американцы по пути из Афганистана домой. В перспективе речь обязательно пойдет и о военном присутствии США на узбекской территории", считает эксперт.

"Ислам Каримов просто использовал и выбросил ОДКБ, как тапочки. Точно также он поступил в свое время с ГУУАМ", - добавил собеседник агентства.

Говоря о последствиях выхода Узбекистана из ОДКБ для остальных членов организации, Якубян сказал: "Специфика ОДКБ состоит в том, что нужность или ненужность своего членства в нем страны оценивают не с точки зрения общих интересов блока, а с точки зрения своих двусторонних отношений с Россией. Москва сама построила этот блок именно таким образом. Те же Казахстан и Таджикистан никогда не демонстрировали союзнических отношений в области обороны в двусторонних отношениях друг с другом, зато охотно играли роль стратегического партнера в отношениях с Россией. То есть, гарантии в ОДКБ строились и строятся вертикально и в паре только с Россией, а не горизонтально - между собой. Такой блок не может долго существовать. В той же Армении, говоря о гарантиях безопасности ОДКБ, понимают гарантии России, но никак не Белоруссии или Киргизии. Таким образом, блок становится фикцией и, с ослаблением позиций Москвы, из него могут в ближайшие годы выйти Киргизия, Таджикистан и Армения. В итоге ОДКБ сожмется до тройственного военного союза России, Белоруссии и Казахстана - стран Евразийского союза. И это будет большая победа НАТО".