Сегодня, 4 июля, президент Латвии Андрис Берзиньш утвердил поправки к закону о пенсиях, предусматривающие повышение возраста выхода на пенсию, начиная с 2014 года на 3 месяца ежегодно. Таким образом, планка пенсионного возраста в 65 лет будет достигнута в 2025 году, после чего его повышение прекратится.

Утвержденный президентом вариант пенсионных поправок оказался компромиссным - первоначально предусматривалось, что в 2014 и 2015 годах возраст выхода на пенсию будет увеличен на три месяца, а начиная с 2016 года - ежегодно по полгода. Также принятые поправки предусматривают повышение минимального трудового стажа до 15 лет, а с 2025 года - до 20 лет. Минимальный страховой стаж при досрочном выходе на пенсию для детей, воспитывавших пять или более детей или детей-инвалидов, составит 25 лет. Однако, сохранена возможность досрочного выхода на пенсию для тех, кто трудился на вредных производствах. Помимо этого принятые поправки к закону о пенсиях предусматривают, что в страховой стаж будет входить и период, когда человек был занят на временных общественных работах.

Напомним, изначально дискуссия вокруг пенсионных поправок проходила в очень накаленной атмосфере. Оппозиционные партии и профсоюзы грозили массовыми акциями протеста и даже началом референдума по пенсионному вопросу. Однако, накануне утверждения этих поправок президентом глава Союза свободных профсоюзов Латвии Петерис Кригерс заявил ИА REGNUM, что его организация не планирует каких-либо акций протеста в связи с утвержденным Сеймом повышением пенсионного возраста. Свою позицию профсоюзный деятель объяснил следующим образом: "Поезд ушел, протестовать теперь поздно. Этим имело смысл заниматься до того, как Сейм принял окончательное решение, а президент не стал ему противодействовать. Зачем нам теперь сотрясать воздух? Судя по их бездействию, жители Латвии довольны тем, что у них отняли несколько пенсионных лет - что ж, это их выбор". При этом Кригерис обрушился на партию "Центр согласия", представители которой раньше призывали к решительным действиям, но в итоге ограничились одними высказываниями. Действительно, депутат Сейма от ЦС Марьяна Иванова-Евсеева в беседе с корреспондентом ИА REGNUM выражала недовольство "беззубыми действиями профсоюзов" и указывала: "Мы видим, как улицы столиц европейских государств, в которых собираются повысить пенсионный возраст, покрываются десятками тысяч участников демонстраций протеста - почему у нас не происходит ничего подобного? На мой взгляд сейчас, в обстановке бездействия профсоюзов, их функции должны перенимать политические партии". Сейчас представители "Центра согласия" объясняют свой отказ от решительного противодействия пенсионной реформе тем, что, в итоге, был принят более мягкий ее вариант.

Тем не менее, население Латвии опасается, что новая планка пенсионного возраста в 65 лет не окажется окончательной. Основательность этих опасений в беседе с ИА REGNUM признала и нынешний министр благосостояния Латвии Илзе Винькеле ("Единство"), в свое время являвшаяся одним из главных инициаторов пенсионной реформы. На вопрос, имеются ли твердые гарантии того, что позже пенсионный возраст уже никогда не станет повышаться свыше шестидесяти пять лет, она ответила: "Вы знаете, с тем же успехом вы могли бы сейчас у меня поинтересоваться, когда точно будет конец света. Откровенно говоря, затрудняюсь ответить".