Инициатива президента России Владимира Путина по созданию Евразийского союза продолжает оставаться предметом бурных дебатов в постсоветских странах. Невольно возникает вопрос: почему Путин считает, что есть необходимость еще в одной структуре с участием России, когда уже имеются Союзное государство России и Белоруссии, СНГ, Организация Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС)? Хотя Владимир Путин утверждает, что создание Евразийского союза вовсе не означает восстановления СССР, он все же подчеркивает, что тесная интеграция на политической и экономической основах - требование времени. Замысел Путина состоит в формировании политического и военного блока, ядро которого составит Россия. Еще во времена своего первого президентства российский президент, выступая в Мюнхене, говорил о необходимости положить конец гегемонии США в мире. Другими словами, Путин хочет создать новый силовой центр наряду с уже существующими - США и Европейским Союзом. Однако готовы ли бывшие советские республики к более тесной интеграции, кажется нет.

Первым из ОДКБ хлопнув дверью ушел Узбекистан. Второй удар буквально накануне нанес Азербайджан. Власти страны заявили, что не заинтересованы в присоединении к Таможенному союзу (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. Об этом на встрече с министром по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимиром Гошиным заявил глава Государственного таможенного комитета (ГТК) Азербайджана Айдын Алиев. Встреча состоялась в рамках 119/120 сессий Совета по таможенному сотрудничеству и Глобального акцизного саммита, прошедших в Брюсселе. Гошин проинформировал азербайджанскую делегацию о Таможенном союзе и соответствующем законодательстве. На встрече азербайджанская сторона заявила о решении не вступать в эту организацию и подготовке нового Таможенного кодекса в самом Азербайджане. Вместе с тем, Азербайджан поддержал Турцию в вопросе создания совета руководителей таможенных служб тюркоязычных стран. Соответствующая договоренность была достигнута в ходе встречи главы ГТК Айдына Алиева с министром таможни и торговли Турции Зией Алтунялдызом в Брюсселе.

А ведь буквально неделю назад азербайджанские власти уверяли спикера Госдумы РФ Сергея Нарышкина в вечной дружбе и стратегическом партнерстве и даже награждали его государственным орденом за заслуги в деле укрепления азербайджано-российской дружбы. Но не один Азербайджан решил саботировать интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

В минувшую пятницу 13 июля в торжественной обстановке в Баку состоялась церемония награждения прибывшего сюда с визитом президента Таджикистана Эмомали Рахмона "Орденом Гейдара Алиева". Высшую награду Азербайджана вручил высокому гостю лично Ильхам Алиев. Визит Рахмона в Баку оказался очень плодотворным: стороны подписали несколько официальных соглашений и заявили о том, что двусторонние отношения выходят на уровень "стратегического сотрудничества". А это означает, что отныне две мусульманские страны будут укреплять не только торгово-экономические отношения. Баку и Душанбе будут координировать свою внешнюю и оборонную политику, вопросы стратегии национальной безопасности.

Такая постановка вопроса вовсе не случайна: и Баку, и Душанбе ведут с Москвой сложные переговоры вокруг вопросов дислокации российских военных объектов - судьбе Габалинской РЛС (Азербайджан) и 201-й военной базы РФ (Таджикистан). Как ни странно, почти совпадают даже финансовые условия, которые выдвигаются Москве. Официальный Баку признал, что для пролонгации договора по Габалинской РЛС (ее срок истекает 31 декабря 2012 года) Россия должна выполнить главное условие: согласиться ежегодно выплачивать Азербайджану за аренду РЛС $300 млн. Россия явно не готова платить Азербайджану такие деньги, и поэтому с 1 июля 2012 года российскую воинскую часть, обеспечивающую деятельность Габалинской РЛС, перевели на вахтовый метод. А проходящих там службу несколько тысяч российских офицеров и служащих попросили вывезти из Азербайджана своих жен, детей, родителей и других родственников. Одновременно в военном городке закрыли госпиталь и готовят к закрытию школу и детский сад. "Тем, кто не согласен, предложили написать рапорты на увольнение", - сообщил неназванный источник в Минобороны РФ.

Одновременно Москва получила неожиданный удар со стороны Таджикистана. Официальный Душанбе вдруг заявил: Россия должна с 2014 года (тогда завершается срок нынешнего соглашения) платить Таджикистану $250 млн ежегодно за пребывание 201-й российской военной базы на таджикской территории. И если требование Баку по Габалинской РЛС российские чиновники комментируют осторожно, то жесткие условия Душанбе встречают в Москве откровенно недоброжелательную реакцию.

Но на этом испытания для Москвы не завершаются. Свой удар по позициям российских военных готовится нанести Киргизия, которая собирается повысить арендную плату за использование трех российских военных объектов на своей территории. Об этом заявил министр обороны Киргизии генерал-майор Таалайбек Омуралиев. "С 2014 года, когда заканчивается срок аренды этих баз, мы намерены просить Россию увеличить плату с учетом инфляции", - сказал министр, подчеркнув, что это не касается авиабазы "Кант".

Понятие "стратегический партнер", которое имеет, скорее лингвистическое, нежели конкретное политическое значение, по отношению к России со стороны Баку, всегда имело весьма относительное значение. Британскими и американскими аналитиками азербайджано-российские отношения характеризуются как непоследовательные, что связано не столько с российско-армянским партнерством, но и в гораздо более принципиальной мере - стратегической ориентацией Баку на Турцию, Великобританию и США. Однако даже отношения с Турцией носят не всегда ровный характер, так как Турция преследует свои политические интересы в отношениях с Россией, Арменией, Ираном.

В России политики и аналитики начинают понимать, что в лучшем случае российско-азербайджанские отношения будут ровными, партнерскими и даже дружественными, но не союзническими. Внутриполитическая и внешнеполитическая ситуация, в которой оказался Азербайджан, обусловливает необходимость для его правящей политической элиты согласовывать свои цели и задачи с США и Турцией - двумя государствами, которые способны реально оказывать влияние на Азербайджан и его общество. Политика бакинских властей направлена исключительно на укрепление своего положения. Политическое руководство Азербайджана находится в весьма уязвимом положении, и ему необходима безусловная поддержка США и, отчасти, Турции и России. Баку пытался заручиться поддержкой Ирана, но данная проблема не была решена даже отчасти. Однако одновременная опора на США и Россию является весьма проблематичной задачей, а опора на Турцию не может заменить поддержку со стороны США. Поэтому Баку делает все возможное, чтобы понравиться Вашингтону и отказ от Таможенного союза является как раз таковым жестом.