Нынешний тупик в процессе урегулирования нагорно-карабахской проблемы - дело рук самих сторон конфликта, плод их неспособности к умеренным, реалистичным и сбалансированным требованиям. Об этом заявил первый глава российской посреднической миссии по урегулированию карабахского конфликта, посол Владимир Казимиров в интервью "Красной звезде".

По мнению Казимирова, тупик обусловлен также нежеланием Азербайджана возвращения за стол переговоров третьего участника - Нагорного Карабаха, тогда как в годы войны Баку подписал с Карабахом десяток документов, включая соглашение о прекращении огня и улаживании инцидентов. "Сценария быстрого завершения переговоров мирным соглашением пока нет.... Стороны на данном этапе явно не способны к поиску разменов ", - сказал он.

Кроме того, приближение выборов в Армении и Азербайджане исключает проявления ими гибкости на ближайшие два года, и, возможно, в этот период продолжатся усилия общественных структур и экспертного сообщества по подготовке почвы к сближению позиций сторон в дальнейшем, добавил Казимиров.

"Россия с самого начала являлась наиболее активным посредником в переговорном процессе. Прежде всего, мы настаиваем на исключении любых проявлений агрессивности и поиске компромиссных развязок по спорным вопросам", - отметил бывший посредник. По мнению дипломата, взвинчивание военной риторики в последнее время вызвано в значительной мере инцидентами на линии соприкосновения, "хотя для одной из сторон конфликта и то, и другое - системная линия, для другой - своего рода ответные меры".

"Инциденты - не случайность, а следствие установки "не давать покоя оккупантам". Изначальный отказ одной из сторон развести войска после прекращения огня в нарушение достигнутого ранее соглашения, а затем и специальное сближение позиций с противником лишь способствовали возникновению инцидентов. В эту линию вписываются и отказ отвести снайперов с передовых позиций, и нежелание допускать расследование инцидентов. Согласитесь, совсем не конструктивно звучит обещание вывести снайперов и предоставить возможность расследования лишь после ухода армянских сил. Особого внимания требует срыв всё той же стороной соглашения об улаживании инцидентов или, как его ещё часто называют, "об укреплении режима прекращения огня"", - заявил Казимиров, подчеркнув, что подобная политическая линия достойна не столько сожаления, сколько осуждения. Он выразил сожаление по поводу того, что посредники не находят слов или "стесняются" квалифицировать подобный образ действий сторон и "фактически пасуют перед их несговорчивостью".

Кратчайшим путём урегулирования конфликта, как считает бывший посредник, должно стать заключение соглашения о неприменении силы, так как "при твёрдых международных гарантиях оно облегчило бы и уход армян с занятых территорий, и решение вопроса о волеизъявлении населения Нагорного Карабаха".

"В последнее время сопредседатели стали подчёркивать неприятие статус-кво. Но это вовсе не благословение войны. Одна из сторон и тут пытается подвести под это лишь требования к уходу армян с территории, тогда как на самом деле неприемлемо и многое другое: военные угрозы и усердие в военных приготовлениях, курс на инциденты и военная риторика, невыполнение взятых обязательств, нередкие отказы в достигнутых ранее договорённостях, враждебная пропаганда, уклонение от мер доверия и так далее. Решение конфликта однозначно требует не выбора сторонами кому что нравится, а комплексного подхода", - считает Казмиров.

Принципиальные разногласия сторон, как он отметил - в главном вопросе конфликта: Баку не желает соглашаться на проведение свободного и юридически обязывающего референдума населения Нагорного Карабаха по определению его статуса, тогда как посредники и мировая общественность видят выход из конфликта именно в этом. "Баку, со своей стороны, согласен на референдум по статусу НК, но только во всём Азербайджане и исключительно по некоему статусу в составе этого государства. Чтобы "замотать" этот неприятный вопрос, азербайджанская сторона фокусирует переговоры и свою пропаганду на устранении не причин, а лишь неприятных для неё последствий вооружённого конфликта: на уходе армян с захваченных земель и возвращении туда перемещённого населения", - заявил дипломат.

При этом Казимиров заметил, что президент Ильхам Алиев рассматривает в этом контексте и сам Нагорный Карабах, тогда как его отец, бывший президент Гейдар Алиев, в этом вопросе был более дипломатичен, понимая, что это заведёт переговоры в тупик.