Только что МИД РФ выразил протест по поводу состоявшегося в городе Курессааре на острове Сааремаа XX слете "Союза борцов за свободу" и участия в нем министра обороны ЭР Урмаса Рейнсалу (Urmas Reinsalu), выразившего собравщимся признательность за "спасение чести эстонского народа" в годы Второй мировой войны. Но кто они - "эти борцы за свободу?"

ИА REGNUM назвал их "бывшими воинами Waffen SS и других воинских частей, воевавших на стороне нацистской Германии". И еще: "сражавшихся на стороне фашистской Германии и "лесных братьев". Это - верная оценка, но она не дает полного представления. Ближе всех к истине - выступивший от имени внешнеполитического ведомства России Александр Лукашевич, назвавший их "фашистскими приспешниками".

И у тех же европейцев рыльце в пушку

А в ответе министерства обороны ЭР на протест МИД РФ сказано: "Мы считаем важным выразить признание людям, которые сражались за восстановление Эстонской Республики против советских или немецких оккупационных властей". Тут сразу возникают вопросы. Например: если говорится о сражениях "против немецких оккупационных властей", то почему в Эстонии негативно относятся к памятникам советским воинам (тот же "Бронзовый солдат"), и почему в торжествах "борцов за свободу" нет ветеранов войны, сражавшихся в составе Советской Армии или советских партизан? В ответе министерства обороны ЭР сказано также: "Признание бойцов сопротивления возвышает отданные во имя восстановления Эстонской Республики жизни". В этой реплике и ответ: освободители с советской стороны - "оккупанты". Правда, тогда снова вопрос: а кем же были гитлеровцы, бок о бок с которыми воевали нынешние "борцы за свободу"? Добрыми, цивилизованными "оккупантами" - вернувшимися господами, перед которым столетиями трепетал эстонский крепостной крестьянин? Не зря же и времена шведского владычества в историографии Эстонии названо, как "золотое шведское время".

Короче, как ни крути, получается нонсенс! Живем-то не в средневековье. Но в Эстонии никто не намерен прекратить собственное мифотворчество. Кстати, во многом благодаря молчанию Запада, Евросоюза. И такая снисходительность тоже имеет объяснения. Да, нацизм в Европе осуждают, но осуждение это носит все более формальный, декларативный характер. Отчего так? Одно из объяснений видится в списке национальных воинских частей, которые воевали против Советской Армии во время Второй мировой войны. Как значится в брошюре таллинского публициста Михаила Петрова "Битва с предками", в 1944 году на линии обороны "Танненберг" (Tannenberg), созданной Вермахтом между Финским заливом и Чудским озером, вместе с гитлеровцами воевала не только 20-ая (эстонская) ваффен-гренадерская дивизия. Но и 11-ый голландско-скандинавский панцер-гренадерский дивизион Norland, 4-я (голландская) панцер-гренадерская бригада Nederland, 23-ий панцер-гренадерский полк Norge, 24-ый (датский) панцер-гренадерский полк Danmark, 5-ая (валлонская) штурмовая бригада Wallonien, 6-ая (фламандская) штурмовая бригада Langemark. В России придают незаслуженно мало внимания, а в Европе "забывают" о том, что против Советского Союза в ту войну вместе с нацистской Германией воевала почти вся Европа.

В эстонском "знаменателе" - русофобия

Как видно, не требующая у европейцев, в том числе у россиян, разъяснений аббревиатура "СС", совершенно не раздражает эстонских политиков и чиновников, также почему-то считающих себя европейцами. Для русских и бывших граждан СССР одно только упоминание слова "фашист", тем более "СС" уже в подсознании воспринимается, как доказательство Зла. Дополнительных аргументов не требуется. А вот в Эстонии вояк в форме СС, присягавших на верность Гитлеру, возводят в ранг "национальных героев"?! Что это - шизофрения? Но распространяется байка, будто Ваффен СС - воевал, не был карателем. Это не так. Нюрнбергский трибунал не сделал разницы между организацией СС и боевыми частями Ваффен СС, признав, что и войска СС применялись для преступных целей и что невозможно выделить какую-либо воинскую часть СС, которая не принимала бы участия в преступлениях. Речь о преступлениях против человечества. И точка.

Но только не для Эстонии. Это - очевидная историческая аберрация. Насколько необычна, турбулентна история Эстонии и эстонского народа, настолько же пошло и вульгарно манипулируют ею (переписывают) ныне идеологи и практики моноэтнического государства (притом, что треть населения страны - неэстонцы, четверть - русские). Более семи веков иноземного владычества (когда господами-помещиками эстонских крестьян были не эстонские помещики, а немецкие бароны) наложили отпечаток на извращенную в итоге мировоззренческую сущность построения и существования Эстонского государства. Ведь у эстонцев не было своего дворянства, а традиции национального офицерства не насчитывают и полувека. Отсюда разные комплексы национальной неполноценности. Миросозерцание эстонской элиты искривлено, как искривлена история Эстонии. Но это - не оправдание, а всего лишь объяснение ситуации. И не зря в своей статье на портале Русской общины Эстонии Baltija.eu российский историк, руководитель фонда "Историческая память" Александр Дюков называет позорный для Эстонии и Латвии институт негражданства "неосредневековым инструментом", используемом властями для политической и экономической дискриминации сотен тысяч русских и русскоязычных жителей. Еще бы! Так соблазнительно побыть немного бароном, а "оккупантов" считать холопами. Трудно представить, как пришлось бы Эстонии без русского меньшинства? Так что многое тут и от лукавого: прекрасно понимая подоплеку своей лживости, элита спекулирует на комплексах, раздувает среди эстонцев фобии, среди которых первое место отводится русофобии. Она - стержень ревизии истории последней войны и карикатурного (кроме них самих) превосходства эстонцев, основа межэтнического неравноправия.

Позиция Эстонии просто непристойная

Но вот о чем в Эстонии помалкивают, так о том, что Нюрнбергский трибунал включил в список эсэсовцев и всех лиц, которые вступили в СС и всех, кто служил в самых разных, входивших в СС полицейских силах оккупантов. Так вот многие эстонские "борцы за свободу" в них и отметились. У них руки по локоть в крови и пролита она не на поле брани, это кровь мирного населения на оккупированных немцами советских территориях - в самой Эстонии, на Псковщине, в Белоруссии, Словакии, Польше.

В Таллине, на мемориальной горке Маарьямяги воякам этих батальонов установлена памятная доска, причем финансово помогла и власть. На граните выбиты названия и таких подразделений, как 36-й, 286-й и 288-й полицейские батальоны. Тут же установлена плита в память о карателях 13 дружин эстонской организации "Омакайтсе" (Omakaitse). Не забыта 20-я (эстонская) дивизия СС, которая пополнилась 287-м полицейским батальоном, прославившимся до этого жестокими карательными операциями против мирных жителей.

О деяниях, совершенных эстонцами, служившими в этих подразделениях, рассказывает отчет Международной комиссии по расследованию преступлений против человечества. Она или т.н. комиссия Макса Якобсона (Max Jakobson) была создана по инициативе покойного президента ЭР Леннарта Мери (Lennart Meri). Так вот, названные карательные подразделения чаще всего представлены в главе "Эстония и Холокост". Удивительно, сколь коротка память в современной Эстонии. Или сколь нагло ведут себя ее нынешние правители. Прочитав отчет любой здравомыслящий человек подивится тому, как можно "забыть" то, чего не хотят сегодня знать эстонские национал-демократы. Кстати, при этом на днях они снова имели наглость рассматривать в президентском окружении новые возможности истребовать с России компенсацию за нанесенный "советской оккупацией" ущерб. Мало этого, министр обороны Урмас Рейнсалу уперто только что заявил на пресс-коференции, что пособники нацистов боролись за освобождение Эстонии: "Позиция эстонского государства однозначная, концепция однозначная, и из этого нужно исходить". Тот, кто прочитает статью до конца, не может не задаться вопросом: адекватен ли министр обороны вкупе с "эстонским государством"? И, если немало тех, кто признает президента Башара Асада неспособным контролировать ситуацию в Сирии, то почему это не касается правителей Эстонии? Да, в Сирии убивают людей физически, но в Эстонии - нравственно. Но, то и другое отвратительно по-своему.

Палачи, признанные "освободителями"

Итак, вот они, приведенные в брошюре "Битва с предками" выдержки из отчета Комиссии Макса Якобсона: "Эстонский легион (20-я дивизия СС - прим. автора) и несколько эстонских полицейских батальонов активно участвовали в облавах и расстрелах евреев, по крайней мере, в одном белорусском городе (Новогрудок), выполняли охранные функции, по крайней мере, в четырех польских городах (Лодзь, Пшемысл, Ржешов, Тарнополь), охраняли несколько лагерей в Эстонии и других местах, участвовали в отправке в Германию неизвестного числа гражданских лиц из Польши и Белоруссии", "По оценкам исследователей в этот период, помимо евреев и цыган, было убито около 6000 этнических эстонцев. Кроме того, было убито примерно 1000 человек с неустановленным гражданством, большинство из них - русские по национальности... Есть подтверждения того, что убивали и членов семьи осужденного", "Несмотря на то, что эстонские полицейские структуры были формально подчинены немецкой полиции безопасности и полиции, есть свидетельства, подтверждающие, что эстонцы пользовались значительной независимостью действий по аресту и допросу подозреваемых, вынесению и исполнению приговоров", "Комиссия рассмотрела роль "лесных братьев" и их последователей (организация "Омакайтсе") на ранних этапах немецкой оккупации. Отчеты исследователей показывают, что члены "Омакайтсе", в основном, убивали предполагаемых коммунистов в первые два месяца после вторжения Германии. Подразделения "Омакайтсе" также участвовали в облавах на евреев (и, возможно, в их расстрелах). По нашим оценкам, в "Омакайтсе" состояли 30-40 тысяч членов", "Исследователи также обнаружили свидетельства о преступлениях против человечности и актах геноцида, в которых участвовали 286, 287 и 288 полицейские батальоны... Сюда относятся убийства заключенных в лагерях на территории Эстонии, участия в так называемых "рейдах" по деревням Польши, Белоруссии и Литвы. 287 батальон был на дежурстве в лагере Клоога в сентябре 1944 года, когда там были убиты последние заключенные".

P.S. Если эстонский министр обороны так уверен в своей правоте и ссылается, как на Библию, на принятое в начале этого года Заявление парламента, в котором выражена признательность этим "борцам" за свободу и независимость государства, то почему в последние годы официальные лица перестали посещать ритуальные действа с нацистской символикой, в которых участвуют и молодежь и дети (их с каждым годом все больше, а стариков все меньше) на северо-востоке страны в местечке Синимяэ (Sinimäe), где установлены памятники эсэсовцам, погибшим в ожесточенных боях летом 1944 года? Может это объясняется позицией России или эстонских антифашистов? Но, думается и потому, что на одном из камней начертано: "20.Eesti relvagrenaderide diviis 1944-1945 Eesti-Saksamaa". В переводе: "20. Эстонская гренадерская дивизия 1944-1945 Эстония-Германия". Так о какой освободительной войне идет речь, когда ясно указано, что союзником "правильных" эстонцев была Германия. НАЦИСТСКАЯ! И еще. Известный независимый журналист Эстонии Евгений Капов задает в своей статье на портале Baltija.eu справедливый вопрос: "Отчего же не проводят свои встречи ветераны-эсэсовцы в местах своей "боевой славы" во Второй мировой войне?" Например, в сожженных деревнях, местах расстрела мирных жителей, в концлагерях, которые охраняли и где издевались над узниками. То есть там, где они "отстаивали честь эстонского народа", как считает член правительства - министр обороны ЭР Урмас Рейнсалу.

P.P.S. Есть еще один аспект проблемы, на которую обратил внимание этот журналист: "Эстонские наследники "боевой славы" легионеров Ваффен-СС - заложники государственного мифотворчества". То есть вся эта националистическая с неонацистским привкусом истерия прежде всего исходит от власти, которая лишь прикрывается немощными ветеранами-эсэсовцами и использует их для возрождения эстонского квазипатриотизма. Это доказывает и тот факт, что министр обороны ЭР Урмас Рейнсалу предпринял свой скандальный демарш в пику однопартийцу - председателю парламентской комиссии по международным делам Марко Михкельсону (Marko Mihkelson). Тот только что с помпой встречал в Эстонии российского сенатора Михаила Маргелова, гостил у него во Пскове и оба дружно и в обнимку мечтали о потеплении эстонско-российских отношений. Но все говорит о том, а об этом должен знать сенатор - председатель Комитета Совета Федерации по международным делам, что в Эстонии у руля те политики, которые ненавидят Россию и русских Эстонии, которые ищут конфронтации с Россией, зная заранее, что она не оставит без жесткого ответа любой факт героизации нацизма эстонскими официальными лицами. То есть эстонские политики не гнушаются использовать тему возрождения неонацизма, пользоваться ею, как игрушкой, для ухудшения отношений со своим восточным соседом. Но даже, если допустить, что в Эстонии нет героизации нацизма, то возникает вопрос: можно ли воспринимать всерьез такое "юное", никак не желающее повзрослеть государство?