На следующий же день после опубликованного ИА REGNUM комментария Сергея Артёменко, который дал отповедь высказываниям президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса о живущих уже 350 лет на западном берегу Чудско-Псковского водоёма староверах, на помощь президенту поспешил председатель Союза старообрядческих общин Эстонии Павел Григорьевич Варунин.

Он дал интервью русскоязычному порталу rus.Delfi.ee: "На мой взгляд, заявление президента полностью соответствует исторической правде". Напомним слова главы Эстонского государства: "Гонимые в России и подвергнутые церковной анафеме староверы создали в Эстонии новый дом..."

Церковный раскол: не вина, беда России

То, что старообрядцы подвергались в России гонениям - секрет полишинеля. Это не просто трагическая страница российской истории. Во второй половине XVII века из страны бежало около 900 тысяч человек, что составило приблизительно 10% от численности всего населения и намного больше, если соотносить бежавших только с русскими жителями. Процентуально, это - многократно большая потеря, чем даже сокращение населения России после Октябрьской революции 1917 года.

Но история раскольничества известна не только репрессиями и жестокостями, но и послаблениями и даже свободами. Так Петр Великий отнесся к старообрядчеству, прежде всего, как прагматик, с позиции интересов казны. Император ликвидировал патриаршество, а староверов обложил двойным налогом (тех, кто уклонялся от его оплаты, того ждала и каторга). Но главное - согласно петровскому указу преследуемые могли жить открыто. И это произошло уже через полвека после приведшей к беде церковной реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. А еще через полвека, с воцарением на престол Екатерины Великой старообрядчество пережило своего рода "золотой век". Согласно речи Императрицы "О старообрядчестве" на общей конференции Синода и Сената 15 сентября 1763 года, беглым раскольникам было объявлено полное прощение, если они возвратятся в Отечество. Им разрешалось селиться в любой местности, выбирать род деятельности, какой пожелают. Также им дарованы разные льготы: разрешено носить бороды и ходить не в указном платье. Следствием этого стали мощные старообрядческие общины в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье и других местах. В правление Екатерины староверов можно было встретить в любом уголке страны: они покидали окраинные земли, где ранее скрывались от преследований, возвращались из-за границы (прежде всего из Польши).

Толерантность эстов, которой не было

Поэтому закономерно изумление Сергея Артёменко и по поводу слов президента ЭР о том, что "мирно исповедовать свою веру и хранить свои традиции" староверам Причудья позволила "толерантность местных жителей". Святая наивность. Протяженная, но узкая полоска прибрежной территории западного берега озера не была заселена веками.

Как пишет корреспондент портала rus.Delfi.ee, даже Павел Григорьевич Варунин, "признал, что лишь "в какой-то мере" толерантность местного населения позволила староверам исповедовать в Эстонии свою веру, строить храмы и хранить традиции. Он отметил, что свою роль сыграло также то, что местные просто не понимали проблемы и сути конфликта старообрядцев с российской властью".

А на этом же портале эстонский культуролог Илья Никифоров, ссылаясь на исторические источники, поясняет: "Например, здешняя лютеранская церковь порола, жгла и вешала людей, которых считала морально неустойчивыми, тем более - еретиками. В Швеции, Эстонии, Финляндии были сожжены на кострах сотни ведьм. В результате религиозных преследований из Ингерманландии ушли тысячи семей православной води. Народ же в здешних краях, может, и был настроен добродушно, но, как отмечают эстонские историки, отличался изрядной асоциальностью нравов - пьянством, распутством и склонностью к дурному поведению".

Более того, тогда и Эстонии-то в помине не было и от жителей ничего не зависело - все они были холопами шведов, которые в то время и хозяйничали на территории современной Эстонской республики. До проигранной ими Петру Великому Северной войны оставалось менее полувека. Стало быть, очень скоро бежавшие за Чудское озеро староверы снова оказались в той же России, но уже в Российской империи и прожили еще почти триста лет (в том числе полвека советской власти) вместе с тем же толерантным по Тоомасу Хендрику Ильвесу эстонским населением.

Кстати, о толерантности. Тот же Илья Никифоров: "А что, в России - на реке Чусовой на Урале, в Пермском крае, в Сибири - староверы сохранились благодаря толерантному отношению медведей, росомах и лосей? Нет. Речь идет о том, что народ (российский - прим. автора) вообще никогда не относился к староверам злобно, не преследовал их. История не знает случаев стихийных, массовых, религиозных гонений со стороны населения, окружающего староверческие общины. Более того, последние, скорее, были замкнуты в себе и отличались некоторой ксенофобией, это ни для кого не секрет".

В судьбе староверов были и просветы

Но вернемся к истории. Еще до ХХ века в России раскольников стали допускать к присяге и свидетельству, а, если они были освобождены от двойной подати, то их даже разрешено было избирать в представительные органы власти. И хотя несовершенство законодательной системы в империи создавало массу возможностей для ущемления прав старообрядцев, а судьба староверов на самом деле незавидна, все же смело можно говорить об интегрировании старообрядцев в экономическую, политическую и культурную жизнь России, включая последние 20 лет ее истории. В доказательство этого достаточно привести лишь несколько громких имен выходцев из старообрядческой среды, на некоторых из которых ссылался и Сергей Артёменко. Итак, это - председатель Государственной Думы Российской империи Гучков Александр Иванович и современный российский политолог Александр Дугин. Еще - лесопромышленник, меценат, один из учредителей Российского общества садоводства и один из основателей Санкт-Петербургской консерватории Громов Василий Федулович, крупные фабриканты-мануфактурщики в XVIII-XIX веке Гучковы, фарфорозаводчик Кузнецов Матвей Сидорович, предприниматель, меценат Мамонтов Савва Иванович, многовековой род купцов и промышленников Морозовых, династия российских предпринимателей Рябушинских, московский купец и коллекционер искусства Щукин Сергей Иванович. Или герои Отечественной войны 1812 года - войсковой атаман Донского казачьего войска Платов Матвей Иванович (графский титул за проявленную в войнах с Наполеоном храбрость), московский городской голова в 1812 году Прокопий Шелапутин...

Конечно, и не все русские помнят эти имена или связывают их староверами. Но знать хотя бы историю страстно ненавидимой им России, хотя бы в общих чертах, президент ЭР Тоомас Хендрик Ильвес, тем более, бывший аналитик и завотделом содержавшейся на деньги американского налогоплательщика подрывной радиостанции "Свободная Европа", короче, советолог-антисоветчик, все-таки должен был бы.

Господа демократы: это - не расизм?

Все сказанное - вовсе не попытка обелить историю России или даже обвинить главу Эстонского государства в недостаточной компетентности, по крайней мере, в части его высказываний, когда его никто за язык не тянул. Речь об открытой пропагандистской войне Эстонии с Россией, в которой бесцеремонно и грязно используются староверы, признаваемые Таллином официальным национальным меньшинством. Их, всего несколько тысяч человек, но их сознательно противопоставляют остальным русским и русскоязычным жителям страны (350 тысяч человек) и только за то, что они, видите ли, не такие же, по мнению правящей элиты, лояльные, как староверы. Или, мол, они: "неправильные" русские - homo soveticus и оккупанты. Короче, рылом не вышли.

А Тоомас Хендрик Ильвес при этом уверен, что, раз он уважает часть русских (староверов), то его нельзя считать русофобом. Этот фарисейский прием напомнил любимицу эстонских СМИ - местного литератора Лилию Скульскую, за то, что она, выступая перед русскими Эстонии, возносит космополитизм, отрицая национализм. И это находит всяческое одобрение самых ярых эстонских националистов. Дешевый трюк Президента страны демонстрирует сказанное им о староверах: "Они учат многих, как сохранять свое прошлое, и наравне с сето, мульками, выро (крохотные группы населения угро-финского, как и эстонцы, происхождения, сохраняющие свои диалекты - прим. автора) и другими народностями являются частью узорчатой ткани истории и культуры Эстонии... Культурное разнообразие - это наше богатство, староверы обогащают Эстонское государство, и мы должны хранить это наследие и поддерживать его".

Прекрасные слова. Но они не относятся ко второй по численности группе населения - русским (каждый четвертый житель страны), и т.н. русскоязычным, которые вместе с русскими составляют треть (!) населения, живущим тут уже, как минимум, в третьем поколении. А составляющая седьмую часть неэстонцев - русская старожильческая прослойка, вообще, должна считаться коренным населением! Если это не расизм, то, что?

Не лучше ль на себя кума оборотиться?

"Двойной стандарт" в "русскоим вопросе" очевиден, если сравнивать старообрядческие общины Эстонии с православными общинами Эстонской Православной Церкви (Московский Патриархат). Вот тирада председателя Союза старообрядческих общин Эстонии и главы Общества Культуры Староверов Эстонии Павла Григорьевича Варунина: "Если оценивать современное положение староверов в Эстонии, а конкретно - отношение государства в религиозном вопросе, то я не вижу никаких препятствований, контроля или попыток ограничения... уровень свободы, возможности реализации своих духовных потребностей и уровень поддержки общин со стороны государства можно соотнести только с периодом первой республики".

Долг платежом красен, а потому "главный" старовер Эстонии верноподданнический лукавит и насчет "образцово-показательного" отношения довоенного государства к староверам. Не так все безоблачно было. Но тут другое важно. Все последние 20 лет это самое государство осложняет жизнь православным верующим Эстонской Православной Церкви (МП). Ее до 2004 года, а это - вторая по численности конфессия (более ста тысяч жителей), не регистрировали, и она около десяти лет не была юридическим лицом, а потому не могла обратиться в правительство или суды, так как оставалась по сути нелегальной. Издевательства переходили всякие границы дозволенного, приводя в ужас евро-чиновников. Два мощных Крестных хода в 90-е годы, потрясшие общество, и то не смогли повлиять на власть, которая справедливости ради, надо признать, изрядно струхнула. Она сдалась только со вступлением в Евросоюз - Брюссель не мог принять в свои ряды страну, не признающую одно из важнейших прав человека - свобода совести. Но все равно, по сей день, православным приходам не возвращена их недвижимость - церкви, постройки и земли. Православные молятся в арендуемых ими храмах, которые еще до войны были их собственностью.

Отчего такое? Ответ простой - Эстонская Православная Церковь находится в юрисдикции Московского Патриархата. Эта ситуация не только дикая и представляет собой все те же гонения и притеснения. Но спрашивается, какое тогда моральное и человеческое право имеет Президент ЭР ссылаться на гонения и преследования староверов в России? Не лучше ль на себя кума оборотиться?

Спасительная для Эстонии "рука Москвы"

В дни, когда Президент ЭР с супругой объезжали деревни причудских староверов и глава государства выдавал свои пропагандистские панегирики о любви к "правильным" русским, в Палдиски - небольшом городе на северо-западе Эстонии, как сообщает еженедельник "День за днем" состоялось торжественное освящение краеугольного камня скромного, но сказочного бревенчатого храма Преподобного Сергия Радонежского. Уже готов и фундамент. "У меня особое чувство. Я здесь молился в военное время, когда здесь были русские люди, узники-перемещенные лица. Я совершал богослужения в здешних бараках, теперь здесь великое событие - люди будут молиться в храме", - сказал участникам радостного торжества митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий.

Как сообщает еженедельник, финансирование полностью взял на себя бизнесмен, гражданин РФ, пожелавший остаться неназванным. У него имеются деловые связи, как в России, так и в Эстонии. Сам он родился в Палдиски, который в советское время был закрытым военным городом с учебным центром подводников. Мать его - эстонка. Храм возводится в память отца спонсора, который сделал немало доброго для этого города. Впрочем, у стройки есть и серьезные противники, сообщает еженедельник "МК-Эстония" со ссылкой на телевизионную передачу ПБК (Первый Балтийский Канал) "Новости Эстонии". В некоторых эстонских изданиях прозвучали обвинения в том, что сооружение церкви - это чуть ли не тайная стройка, что строительство храма знаменует собою усиление влияния Москвы, тем более, оплачивает работы российский бизнесмен. Хотя земельный участок, на котором возводится церковь, выкуплена московским инвестором, нашлись эстонские националисты - противники новостройки, выдвинувшие надуманный повод - мол, на этом месте должна быть построена детская больница. Она действительно была тут много-много лет назад, но никто не планировал ее строить именно здесь, благо свободной земли в городе много. Но повод нашелся, и конфликт уже перекочевал в зал суда.

Вот вам и вся толерантность Эстонии, ее истинное отношение к русским.

P.S. Такая политика официальной Эстонии дает свои плоды. Электронная версия газеты русскоязычной газеты "Постимеэс" (Postimees) Postimees.ru рассказал об этом случае, как рядовом. Речь о нападении пьяного мужчины (26 лет) на Ратушной площади в городе Тарту, который напал на надувную куклу, рекламирующую русский ресторан "Василиса". В руках у мужчины был велосипедный замок, которым он на глазах у полицейских с остервенением избивал рекламировавшую ресторан женскую фигуру, нанося ей "телесные" повреждения. Будничное хулиганство, зато как патриотично!