"Побочных негативных эффектов от закона о волонтерах мы получим больше, чем положительных". Об этом сегодня, 8 августа, в Санкт-Петербурге в рамках круглого стола "Нужен ли закон о волонтерах?" заявил консультант по правовым вопросам Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации "Ночлежка" Игорь Карлинский, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Игорь Карлинский подчеркнул, что "все, что делается без нас, как правило, делается не для нас" и выразил опасение, что, если законопроект будет разрабатываться без участия организаций, привлекающих к работе волонтеров, то такой законопроект будет мешать им, а не помогать. "Я не видел достаточно масштабного исследования, на основании которого можно было бы сделать выводы о необходимости регулирования добровольческой деятельности, - сказал Игорь Карлинский. - В рамках существующей концепции закона о волонтерах есть ряд проблем. Во-первых, в ней речь идет не о волонтерстве вообще, а о волонтерстве в рамках каких-то некоммерческих организаций, что является лишь одним из сегментов волонтерства. Во-вторых, в концепции сказано, что целью законопроекта является создание правовой основы для функционирования целостной системы волонтерской деятельности. Я хотел бы посмотреть, из чего эта система состоит и как ее части взаимно сопрягаются. Далее мы видим понятийный аппарат. Волонтер - физическое лицо, в свободное от учебы или работы время добровольно, без оплаты, по поручению организатора деятельности осуществляющий деятельность в пользу третьих лиц. Как человек, много лет проработавший в некоммерческих организациях, организует работу сайтов или юридическую помощь. Могу сказать, что значительная часть волонтеров работает не в интересах третьих лиц, а в интересах той организации, которая их привлекает к деятельности".

Игорь Карлинский отметил, что даже такие "вкусные детали" концепции закона о волонтерах, как раздел о налоговых льготах, не делают концепцию привлекательнее. "В данном случае в соответствии с Конституцией РФ все, что касается бюджетов, налогов, должно проходить согласование в правительстве. У меня есть сомнения, что в существующей экономической ситуации это пройдет легко и безболезненно, - отметил юрист. - Скорее всего, мы получим общую формулу на тему "что у нас может быть". Это мы проходили в 1995 году, когда приняли закон "О благотворительности" и тоже говорилось, что могут вводиться налоговые льготы. Кое-что действительно есть, но не особо за 17 лет этот вопрос продвинулся".

"Гражданская активность, которая показала отклик все страны и Санкт-Петербурга, в частности, на трагедию в Крымске, показала эффективность работы волонтеров, скорость их реакции на происходящее, легкость и мобильность их движения, - сказала, в свою очередь, председатель общественной организации "Наблюдатели Петербурга" Александра Крыленкова, которая в качестве волонтера и организатора работы волонтеров 10 дней провела в пострадавшей от наводнения станице Нижнебаканской. - Законопроект и внесение бюрократической составляющей утяжелит эту систему и существенно осложнит работу в том виде, в каком она проходила. И если представить себе, что с каждым из тысячи волонтеров надо будет заключать договор, станет ясно, что объем волонтерской помощи сократится".

Также Александра Крыленкова подчеркнула, что "сегодня в нашей стране основная проблема не в качестве законов, а в том что они не соблюдаются или работают не для того, для чего сделаны".

Напомним, что 15 июля в интернете появилась концепция федерального закона о волонтерах, подготовленная Общественной палатой РФ. Согласно концепции участники волонтерской деятельности подразделяются на собственно волонтеров, организаторов и третьих лиц. Автором концепции является Дарья Милославская, председатель совета некоммерческого партнерства "Юристы за гражданское общество", документ предлагает благотворительным и общественным фондам юридически оформлять отношения с добровольцами и упорядочить юридическую ответственность.