В настоящее время в России и Польше готовится визит патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу. Это событие должно стать важной вехой церковной дипломатии двух стран. Планируется, что через две недели, 17 августа 2012 года, глава епископской конференции архиепископ Юзеф Михалик и патриарх Кирилл подпишут в Варшаве совместное церковное польско-русское обращение к народам Польши и России о примирении и взаимном прощении. За две недели до визита патриарха Кирилла архиепископ Юзеф Михалик в интервью католическому информационному агентству выразил абсолютное убеждение, что совместный документ будет принят. Он сообщил, что весь польский католический епископат высказался в анонимном и тайном голосовании за подписание совместных соглашений между Польской католической и Русской православной церквами. Однако польский архиепископ признал без указания на конкретные лица или сообщества, что в Польше звучат критические голоса против этого акта.

В частности, против декларации двух церквей 16 июля 2012 года выступила бывший министр иностранные дел Польши Анна Фотыга (PiS). В тексте, размещенном на сайте wpolityce.pl, она, в частности, утверждала: "Кому служит это примирение? Почему, хотя это важное событие, никто не подаст голос? Молчат историки, богословы, молчат миряне. Эта тишина ужасна, она звенит у меня в ушах".

Недавно текст экс-министра Анны Фотыги был дополнен обращением одной инициативной группы к польским гражданам, призывающим отказаться от соглашения между двумя церквами. Авторы обращения полагают, что нынешнее состояние польско-российских отношений не отвечает условиям примирения. Под этим документом сейчас собираются подписи.

Однако архиепископ Юзеф Михалик думает по этому поводу следующее: "Я боюсь, что эти люди руководствуются не только подлинной болью, но некоторыми дополнительными мотивами, потому что я знаю многих людей, чьи отцы были убиты в Катыни, но ни от одного из них я не услышал слова ненависти к русским". Архиепископ считает, что великие трагедии "не повторятся, если вместо того, чтобы точить ножи и действовать по принципу "око за око и зуб за зуб", мы будем искать с открытым сердцем надежного контакта". Архиепископ Юзеф Михалик предупредил поляков, что совместный документ двух церквей не следует рассматривать с точки зрения политических интересов. Это христианское указание пути, символ и знак послушания воле Христовой к людям - прощать друг друга. Он напомнил, что диалог Русской православной церкви и Костела католического в Польше начался еще до катастрофы под Смоленском.

В настоящий момент можно констатировать, что в Польше в кругах, близких к правоконсервативной и националистической партии "Право и справедливость", к визиту патриарха Кирилла сейчас готовится провокация. Польская оппозиция в своей пропаганде против визита патриарха Московского и всея Руси использует весь известный антироссийский набор последнего времени, опробованный уже в июне 2012 года во время прошедшего чемпионата Европы по футболу. Дополнительным фактором станет идущий сейчас в России процесс над Pussy Riot, вызвавший на Западе истеричную медиа кампанию. Не трудно заметить, что дата вынесения приговора Pussy Riot в Москве совпадет по времени с подписанием патриархом Кириллом совместной декларации с польским епископатом. Русофобские силы в Польше обязательно используют это совпадение для проведения во время визита патриарха Кирилла очередной антироссийской провокации в Варшаве.

Далее мы приводим в переводе на русский язык обращение бывшего министра иностранных дел Польши Анны Фотыги к польским гражданам по поводу совместной акции Русской православной церкви и Католического костела Польши. Этот документ дает представление об интеллектуальной основе современной русофобской политики партии "Право и справедливость" в Польше.

Анна Фотыга: Почему мы молчим? (16 июля 2012 года)

Сегодня важные новостные порталы, радио- и телевизионные станции дали нам хорошо составленное и сухое сообщение об освящении православной церкви, расположенной у входа в мемориальный комплекс в Катыни, который состоит из польского военного кладбища.

На нем похоронены останки польских офицеров, жертв совершенного по приказу высшего руководства СССР массового убийства. В акте освящения церкви принял участие патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Строительство было его давней идеей. Об этом своем проекте он сообщил властям Российской Федерации еще в бытность митрополитом Смоленским и Калининградским в 2002 году. После восьми лет дело внезапно ускорилось. В начале 2010 года премьер-министр Владимир Путин дал согласие, подготовительные работы начались немедленно без консультации с польской стороной. Это представляет собой нарушение польско-российского соглашения о могилах и памятниках жертвам войн и репрессий от 22 февраля 1994 года.

Даже беглое чтение текста соглашения и приложенной к нему декларации министров иностранных дел РФ и ПР открывает содержащиеся в них положительные импульсы, желание создать условия для примирения. Трудоемкая, шаг за шагом в правильном направлении деятельность. Это было во времена Бориса Ельцина.

В начале 2010 года россияне решили демонстративно нарушить договор и сделали это в самом святом месте для поляков - в Катыни. Было выполнено в быстром темпе строительство этого храма высотой в сорок метров, увенчанного медным позолоченным куполом, который является доминирующим элементом в мемориале. Очень трудно мне объяснить общественности классический метод работы русской дипломатии, которая намеренно стремится унизить партнеров, вынуждает соглашаться с силой, чтобы рационализировать ситуацию. Таким унижением был факт участия премьер-министра Туска в церемонии закладки камня церкви вместе с Владимиром Путиным 7 апреля 2010 года. Российская дипломатия могла играть ва-банк, зная, что польское правительство согласится на все, даст санкцию на нарушение соглашений, лишь бы опередить президента Качиньского. Ситуаций такого рода было немало. Президент Коморовский не мог отказаться сниматься с Медведевым, несмотря на провокационное удаление русскими памятной таблички в Смоленске накануне первой годовщины катастрофы. Он поехал и возложил венок к "бронированной березе", которая, по мнению независимых экспертов, видных ученых, оказалась высосанным из пальца препятствием на пути Ту-154М. Небось, спецназ хохотал!

Но вернемся, однако, к катынской церкви. На нарушение соглашения обратил внимание властей Российской Федерации в марте 2010 года покойный Анджей Пшевожьник - жертва катастрофы под Смоленском. Как секретарь Совета по охране памяти борьбы и мученичества он был организатором мероприятий памяти 70-летия Катыни с участием президента Польши. Он считал, что православная святыня своей символикой нарушает историческую правду. Действительно, сталинский режим уничтожил и русских, которые похоронены в том самом лесу. Польская же элита, однако, была схвачена на территории своей страны, уничтоженной СССР совместно с Гитлером. Их убили выстрелом в затылок, всех.

Почему Владислав Бартошевский, многолетний председатель Совета охраны памятников борьбы и мученичества молчит? Почему бы ему не повторить возражения его ближайшего сотрудника? В освящении церкви в Катыни принимала участие делегация Польской Автокефальной Православной церкви. На церемонии присутствовал польский военный атташе в Москве. Мероприятие в СМИ описывалось в торжественном тоне без комментариев. Это означает, что готовится настроение перед визитом в августе в Польшу патриарха Кирилла. Он прибудет в нее на следующий день после годовщины битвы под Варшавой, через несколько недель после четрырехсотлетней годовщины поражения польских войск под командованием Яна Кароля Ходкевича в битве под Москвой и шумно празднуемого в России с 2005 года "изгнания поляков из Кремля".

В ходе визита будет подписана декларация польской епископской конференции и московской православной церкви с призывом к польскому и русскому народам к примирению. В примирении с русским народом, по-моему, нет проблем. Основным препятствием является гнетущая тот народ "система Путина" и политика Государства российского по отношению к Польше. Осталась не выяснена до сих пор роль его деятелей в авиакатастрофе под Смоленском, и проявленная злая воля в выяснении обстоятельств очевидна.

На протяжении многих лет я слежу за деятельностью Московской церкви, самого патриарха Кирилла, и у меня есть проблемы с позитивной оценкой их. Я уж не говорю о появляющихся в большом количестве источников сведениях о сотрудничестве патриарха с КГБ, явной поддержке политики Путина. Все указывает на то, что православие, с которым мы собираемся примириться, не имеет черт экуменизма Владимира Соловьева, других философов "серебряного века": Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Георгия Федотова, Николая Клепнина. Их открытый, дружелюбный миру ум допускал порушение Россией национального эгоизма.

Я опасаюсь, что вместо "серебряного века" нам придется одобрить в московском православии идею Третьего Рима. Ее описал в письме к великому князю московскому Василию III монах Филофей, игумен монастыря во Пскове. Согласно ему, Первый Рим пал из-за ереси (католицизма), "Второй Рим" - Константинополь, пал из-за того, что присоединился к той же самой ереси, а Третий - Русь, будет существовать вечно, благодаря своей истинной, чистой вере. Третий Рим - есть идея государствообразующая, влияние которой на действительность в современной России не трудно оценить. Очень сильное влияние, однако, усиленное через самого патриарха Кирилла, имеет миф о Святой Руси, охватывающей еще и территории Белоруссии и Украины. Будучи мифом государствообразующим, объединяющим в себе элементы религиозные и светские, он стал средством имперской политики, а в нынешние времена - политики неоимперской.

Я уже вспоминала о приближающейся годовщине битвы под Москвой, где войска князя Пожарского и Кузьмы Минина разбили польские войска гетмана Ходкевича. На своих знаменах русские уже тогда несли призыв "Боже, храни святую Русь". После изгнания поляков из Кремля идея эта стала основополагающей идеей династии Романовых. Это с ней мы сражались в восстаниях, битвах, ссылках, на каторге, в казематах. Теперь она снова на устах правителей и даже стала приспособлена. Во время чемпионата Европы по футболу на стадионе в Варшаве российские болельщики развернули огромный плакат. На нем было видно изображение князя Пожарского и надпись "Здесь Россия".

Кому служит это примирение? Почему, хотя это важное событие, никто не подаст голос? Молчат историки, богословы, молчат миряне.

Эта тишина ужасна, она звенит у меня в ушах.

Анна Фотыга - министр иностранных дел в правительстве Ярослава Качиньского (Источник: http://wpolityce.pl/artykuly/32381-dlaczego-milczymy-pogwalcenie-polsko-rosyjskiej-umowy-o-grobach-i-miejscach-pamieci-ofiar-wojen-i-represji-w-katyniu )