Визит помощника руководителя Государственного департамента США Роберта Блейка в Среднюю Азию - в самом регионе пока остался практически незамеченным всеми ключевыми информационным игроками. Что любопытно, сам Блейк в ходе своего вояжа по среднеазиатским странам придал импульс новому тренду: резкой интенсификации контактов официального Вашингтона с Ташкентом. По мнению действительного государственного советника РФ 1 класса Модеста Колерова, демонстративная обнажённость, лояльность, заинтересованность высших властей Узбекистана в общении с не самым высшим представителем США - наводит на грустные выводы: Узбекистан крайне нуждается экономически и складывает все политические "яйца в одну корзину" США.

ИА REGNUM: США явно интенсифицируют свою работу в регионе - переносят центр в Узбекистан, начинают двигать фишки в рамках Большого ближнего Востока и в частности, в подпроекте - "Новый Шелковый путь". Чего ждать от этих передвижений в регионе в ближайшем будущем?

"Новый Шёлковый путь" - не более чем риторический проект, экономически бессмысленный без руководящего подключения к нему Китая. Это значит, что проект является политическим и военным проектом США, прямо, даже зрительно направленным против Китая, против китайского Синьцзянь-Уйгурского автономного района (СУАР) с целью подключения тюрко-мусумального населения СУАР к будущему масштабному взрыву, который будет реализован по уже известному в арабском мире сценарию под руководством США. Все страны Средней Азии в этом проекте (за исключением, может быть, Туркмении) - Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия - рассматриваются как "расходный материал", "пушечное мясо" будущей атаки на Китай. Как часть тех самых "глобальных Балкан от Косово до Синьцзяна", о которых цинично говорил ещё внешнеполитический планировщик Барака Обамы - нетленный Бжезинский.

ИА REGNUM: Дайте оценку визиту Роберта Блейка.

С одной стороны, это не самый принципиальный ход в ряду политических и военных визитов представителей США и их союзников по НАТО и в ЕС, начавшихся почти сразу после кровавых событий в Андижане, летом 2005 года. С другой стороны, степень демонстративной обнажённости, лояльности, заинтересованности высших властей Узбекистана в общении с не самым высшим представителем США - наводит на грустные выводы: Узбекистан крайне нуждается экономически и складывает все политические "яйца в одну корзину" США. Ислам Каримов - выдающийся мастер среднеазиатской политики и потому должен понимать, что это не гарантирует его лично от повторения судьбы, как минимум, Хосни Мубарака. Но идёт путём Мубарака. Значит, положение его отчаянное.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете потенциал оперативного центра в Ташкенте по регулированию региона?

У США нет задачи "регулирования": перед США стоит задача разжигания и управления "контролируемым конфликтом". И эта задача будет решена, ибо любой хаос в регионе можно будет зачесть, как нужный результат - создание стабильной угрозы Китаю.

ИА REGNUM: Как приоритетное присутствие США в Узбекистане отразится на политике его соседей?

Оно вызовет глубочайшую ревность в Казахстане (Издания, близкие к партии власти в Казахстане уже начали соответствующую информационную работу - прим. ИА REGNUM) и предельно траурные настроения в Таджикистане и Киргизии. Ибо обе последние страны поставлены США перед страшным историческим выбором: стать протекторатами американского Узбекистана или стать частями расчленяемого американского Афганистана. Ни у кого из них в этой ситуации нет хорошего выбора.

ИА REGNUM: Насколько велико будет влияние России на эти новые процессы в Средней Азии и влияние новой Средней Азии на Россию?

У России уже нет никаких прямых, реальных, выходящих за пределы монетарных и дипломатических, ресурсов влияния на ситуацию в регионе, за исключением влияния неизбежно - в силу Таможенного союза - в союзном России Казахстане. Думаю, России и Казахстану придётся срочно ещё более надёжно обустраивать южную границу Таможенного союза, совпадающую с южной границей Казахстана. И России придётся влиять косвенно: принимать срочные решения о способах масштабной легализации трудовых мигрантов из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии в России. Многим из них придётся вернуться. Не исключено, что вопрос о визовом режиме с этими странами станет главным предметом их двусторонних отношений с Россией.