Бывший министр культуры Латвии Сармите Элерте оценила решение своего бывшего советника Андрея Бердникова вступить в партию "За родной язык", как поступок "неуравновешенного человека". Об этом сегодня, 24 августа, сообщает корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на местные средства массовой информации.

Выступая на радио Baltcom, Элерте заявила: "Очевидно, он неуравновешенный человек. Амплитуда его мнения вне тех рамок, в которых можно говорить об уравновешенности. В то короткое время, пока он был советником в Министерстве культуры, он полностью поддерживал основы интеграции. Эти основы абсолютно противоположны тому, что защищает Владимир Линдерман (глава партии "За родной язык!" - ИА REGNUM). Бердников преувеличивает свою значимость".

Отметим, что 24 августа известный латвийский политолог Андрей Бердников опубликовал на портале imhoclub.lv текст, в котором объяснялись причины его решения присоединиться к партии "За родной язык!" "В последние месяцы в Латвии активизировалась настоящая война с инакомыслием, - пишет Бердников - Сначала были попытки репрессий против Георга Куклиса-Рошманиса, потом против Александра Гильмана

, теперь на очереди я. Еще недавно я посылал открытку в защиту Куклиса-Рошманиса и подписывал петицию в защиту Гильмана, а сегодня думаю, как отстоять свое собственное право на свободу слова и убеждений!

Уже очевидно, что газета "Латвияс авизе" и связанные с нею политические силы развязали кампанию против меня. Несколько дней они муссируют мои фразы о межэтнических отношениях в Латвии, напечатанные в газете "Час", заставляя комментировать их то министра обороны Латвии, то высокопоставленное должностное лицо из Рижской думы, то мое прямое руководство в Латвийском университете.

Самое мерзкое, что в ход пущены инструменты прямого шантажа, упоминая то, что одна из структурных единиц факультета, на котором я работаю, должна получить финансирование от Министерства культуры. Намек более чем понятен: заткните рот Бердникову, а еще лучше увольте его: в противном случае финансирования может и не быть.

Какими бы ни были репрессии, заткнуть мне рот никому не удастся. В академическом мире нет более высокой ценности, чем свобода не скрывать свои идеи и убеждения. В этом меня, кстати, убедила именно академическая среда, с которой я столкнулся в США, Великобритании и других западных государствах.

Не с этих ли стран призывает брать пример наша политическая власть? Хочу донести до нее, что именно в университетах США я впервые увидел портреты радикальных борцов с политической системой, свободно висящие на дверях кабинетов уважаемых профессоров. Именно в престижных университетах Великобритании я посещал конференции, где открыто обсуждались перспективы и необходимость самых радикальных перемен в обществе и мире.

Более того, никто из большого количества моих друзей из западных университетов никогда не скрывал и не собирается скрывать свою принадлежность к протестным движениям и оппозиционным политическим партиям.

Я не собираюсь отступать перед тем давлением, которое сейчас оказывается на меня. Наоборот - я буду продолжать бороться за создание в Латвии атмосферы свободы дискуссий, плюрализма мнений и культуры конкуренции идей. С любым мнением можно и нужно спорить, но при помощи контраргументов, а не посредством давления, шантажа и репрессий.

Я вовсе не уверен, что истинной причиной кампании, начатой против меня, послужили высказывания в газете "Час". Не исключаю, что травля началась из-за подписания мною декларации движения "За равные права" и моих активных выступлений в поддержку сбора подписей за проведение референдума о гражданстве.

В связи со всем вышеизложенным я внутренне созрел сделать символический шаг с целью "на собственной шкуре" проверить уровень демократичности политического режима в Латвии. Несмотря на все риски для меня и моей семьи, я публично заявляю о своем решении в знак протеста присоединиться к политической партии "За родной язык!" ("ЗаРЯ").

В латвийской политике нет более демонизированной политической силы, несмотря на то, что эта партия действует, не нарушая конституцию. Кроме того, именно эта партия в данный момент подвергается прямым репрессиям по политическим мотивам.

Считаю, что после этого моего решения все действия, предпринятые против или в поддержку меня и моей семьи, во многом покажут истинное лицо ныне правящего в Латвии режима".