Очередным поворотом в череде нашумевших "арснакарских" событий, начавшихся 17 июня с жестокого убийства военврача Ваге Аветяна в ресторанном комплексе "Арснакар" в Ереване, станет суд. Прокурор 23 августа утвердил обвинительное заключение в отношении шести обвиняемых, после чего дело было направлено в суд общей юрисдикции ереванских административных районов Аван и Нор-Норк для рассмотрения по существу.

Генеральная прокуратура Армении направила дело в суд, не дождавшись окончания двухдневного срока, в течение которого защита правопреемника - отца убитого Гарника Аветяна - имела право оспорить решение органа предварительного следствия об отклонении ходатайств адвокатов. Более того, по словам адвоката Лусине Акопян, защищающей интересы Аветяна-старшего, следователь сообщил защитникам о решении об отклонении ходатайств по телефону, сказав, что выслал копии по почте. Между тем, срок обжалования решения у прокурора - два дня со дня получения копий решения.

Поражает скорость, с которой такое резонансное дело прошло стадию предварительного следствия. Жестокое убийство группой лиц врача, майора медицинской службы, избиение его коллег, общественное недовольство с одной стороны и аккуратные попытки замять дело, заглушить шумиху с другой ярко демонстрируют контраст интересов армянского общества и отколовшейся от него небольшой группы людей, которые не хотят, чтобы их тревожили "по пустякам". Почему Генеральная прокуратура не доводит до конца предварительное следствие? По каким причинам оно ведется с нарушениями Уголовно-процессуального кодекса? Какую роль сыграла генеральная прокуратура? Ответы на эти вопросы предельно ясны, если всмотреться в хронологию событий.

Все начиналось как нельзя банально - начальник ЛОР-отделения Ереванского гарнизонного госпиталя Министерства обороны Армении, майор медицинской службы Ваге Аветян, а также несколько коллег по работе - военные врачи Аркадий Агаджанян, Артак Баядян, Гарик Согомонян, Эдгар Микоян отмечали в "Арснакаре" День медработника. В ходе пиршества к группе врачей подошел официант Давид Адамян, заявив, что одежда Аветяна не соответствует дресс-коду заведения. Слово за слово, возникла перебранка, однако военврач предпочел не доводить дело до крайностей, поехал домой, переоделся и вернулся, но кепку оставил. Официант Адамян, видимо, расценил данный жест посетителя как издевательство, решив разобраться с "наглецом".

Далее сценарий напоминал "байки" времен лихих девяностых. Военных врачей пригласили "поговорить" на улицу, а точнее на автостоянку. Разговор был коротким: Давид Адамян, известный также как "Алик", подозвал на помощь сотрудников службы безопасности ресторана. Врачи были избиты с неимоверной жестокостью, покалечены, а венчала драку фраза одного из охранников относительно Ваге Аветяна: "Его не бейте, он уже мертв". На самом деле Аветян не был мертв, он получил тяжелую травму головы. Покалеченные коллеги сумели кое-как доставить его в госпиталь, где он работал. В течение нескольких часов Ваге Аветяну делали нейрохирургическую операцию. 29 июня Аветян скончался.

Инцидент получил широкий резонанс в армянских и зарубежных СМИ. Масла в огонь подливает то обстоятельство, что ресторан "Арснакар" принадлежит известному олигарху, депутату парламента Армении от Республиканской партии Армении (РПА), президенту Футбольной федерации Армении, главе Олимпийского комитета Рубену Айрапетяну. Депутат, конечно, "умыл руки", открестившись как от охранников, убивших врача и покалечивших его коллег, так и от самого инцидента. Хотя не совсем так: по Армении прокатилась мощная волна недовольства, звучали призывы привлечь Айрапетяна к уголовной ответственности, лишить его депутатского мандата и так далее. Рубен Айрапетян остался не совсем безучастным, не захотел или не сумел полностью проигнорировать звучащие в его адрес обвинения. 4 июля он подал заявление об отказе от депутатского мандата, а 8 июля ударил по лицу правозащитника, наблюдателя "Хельсинской ассоциации" Армана Везиряна. Правозащитник присутствовал на акции зажжения свечей в память о Ваге Аветяне.

Следствие к Рубену Айрапетяну никаких претензий не имеет. Зато очень оперативно были задержаны, а затем арестованы официант, а также четверо сотрудников службы безопасности ресторана и водитель-разносчик. Всем им предъявлено обвинение по пп. 6 и 14 ч. 2 ст. №112 (умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью, совершенное группой лиц, вызвавшее по неосторожности смерть), пп. 1 и 3 ч. 2 ст. №113 (умышленное нанесение вреда здоровью средней тяжести) и ст. №118 (побои) УК Армении. Одновременно продолжаются мероприятия по установлению других возможных участников избиения...

Кому нужно, чтобы уголовное дело поскорее заняло уготованное ему место на пыльной полке? Ответ вряд ли станет для кого-то откровением - олигарху Рубену Айрапетяну, члену РПА, все еще депутату парламента Армении, владельцу упомянутого заведения. Он не привлечен в качестве подозреваемого, полиция отказывается проверять телефонные разговоры главы Футбольной федерации Армении. Никакого формального давления на данную персону нет, только общественное, которое "вынудило" Айрапетяна уйти из парламента.

Генеральная прокуратура - одна из высших государственных инстанций страны. Можно ли на основе простого сопоставления фактов сделать вывод, что Генпрокуратура прямо и открыто "крышует" олигарха, не пытаясь даже вида ради прикрыть этот позор фиговым листом? Версия, которая выглядит очень правдоподобно в свете вышеописанного. Причем навряд ли генпрокуратура способна совершать те или иные телодвижения без ведома и одобрения "босса" Агвана Овсепяна.

Не будем также забывать неоднократные заявления Рубена Айрапетяна о том, что он лично "не хочет быть в парламенте, но если партия решит выдвинуть его, он согласится". По результатам прошедших 6 мая в Армении парламентских выборов очевидно, что Айрапетян как раз согласился. Он был нужен РПА и, вероятно, будет нужен также в будущем, а это значит, что Рубена Айрапетяна в обиду давать не нужно. Как это делается, наглядно демонстрирует случай в "Арснакаре".

Айрапетяну сходит с рук многое из того, что, случись это с обычным гражданином Республики Армения, послужило бы поводом для оформления неба в клеточку эдак лет на двадцать. Еще в 2010 г. армянские СМИ сообщили об избиении Рубеном Айрапетяном нескольких футболистов клуба "Пюник" за проигрыш "Бананцу". На одной из пресс-конференций Рубен Айрапетян публично сознался в нарушении как минимум одной статьи Уголовного кодекса Армении - №118 (побои), заявив, что наказывает людей, лично их избивая. Многочисленные угрозы Айрапетяна в адрес различных людей, оскорбления, бранные ругательства в адрес представителей СМИ... Правоохранительным органам, судя по фактам, нет дела до всего, что связано с Рубеном Айрапетяном.

А пока им нет дела, Рубен Айрапетян и ему подобные "занимаются законодательной деятельностью", а военврачи умирают в свой профессиональный праздник от рук сотрудников его службы безопасности!

Ромик Хачатрян