Вероятность выхода Греции из еврозоны сегодня равна примерно 50%, однако даже если это случится, то такое развитие событий навряд ли повлечет за собой развал еврозоны в целом. Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил профессор, проректор Российской экономической школы Константин Сонин, оценив вероятность краха евро из-за выхода тех или иных стран с наиболее маленькими экономиками - Греции, Ирландии и так далее - из еврозоны не более чем в 10%. По его словам, возможный выход Греции из зоны евро станет серьезным потрясением для Европы, но реальной угрозы существованию евро он не представляет.

По мнению Сонина, на развязку "греческой истории" влияют два важных фактора. Первый - желание самих греков и властей Греции остаться в еврозоне, для чего действующему правительству нужно как минимум суметь сохранить парламентское большинство, чтобы суметь проложить и маршрут пути, предлагаемого Европой. Второй - нужно, чтобы локомотивы еврозоны, а именно Германия и Франция, убедили свои общества и остальных участников еврозоны, что сохранение за Грецией статуса члена зоны евро выгодно обеим сторонам. "Им либо придется посылать Афинам деньги сейчас, вытянув из ямы, либо потом, но уже в качестве гуманитарной помощи, когда в Греции установят какой-нибудь диктаторский режим, как это было лет 40 назад. Если два этих процесса завершатся успешно, Грецию удастся удержать в еврозоне", - отметил эксперт.

При этом профессор подчеркнул, что греческий кризис и разговоры о возможном крахе всей зоны евро имеют несколько разные источники. "На самом деле опасения относительно краха евро в большей степени связаны с динамикой развития экономической ситуации в Испании, где сегодня одновременно возник дефицит госбюджета и наблюдается общий спад в экономике. В сложившейся ситуации борьба против дефицита, то есть сокращение расходов, повлечет за собой еще больший спад в экономике. Это круговая спираль, выхода из которой не видно", - отметил экономист, подчеркнув, что параллельно все более проблемной в экономическом смысле становится Италия.

Говоря об истоках долгового кризиса в Европе, Константин Сонин подчеркнул, что еще в девяностых годах академические экономисты говорили о возможном возникновении подобных проблем в будущем, имея ввиду одно существенное обстоятельство. "Речь идет о неравномерной развитости экономик в странах еврозоны. По сути, разница в экономическом развитии между Францией, Германией с одной стороны и Грецией, Ирландией с другой примерно такая же, как если сравнивать Москву с Республикой Тывой или американские штаты Нью-Йорк и Миссисипи. Очевидно, что регионы (страны, области - неважно) с разным уровнем экономического развития нуждаются в разных системах управления, финансово-экономической политике и пр. Однако при всем этом в Европе просто нет единого фискального органа, который собирал бы налоги по всей еврозоне и распределял бы их с учетом этих обстоятельств", - заметил собеседник.

Что касается последствий возможного развала еврозоны и краха евро для России, Сонин дал этому сценарию довольно мрачную оценку. "Ничего хорошего для России развал еврозоны не сулит. Европа - главный торговый партнер России, это огромный рынок сбыта, и любые негативные события, потрясения в еврозоне немедленно дают о себе знать здесь", - сказал проректор Российской экономической школы, при этом отметив, что сама Россия, имея ввиду вероятность столь нежелательного развития событий, практически никак не может повлиять на ситуацию.

В случае с той же маленькой Грецией, отметил Сонин, если допустить мысль о, например, прямой финансовой помощи, то Россия бессильна. "Если мы предоставим, скажем, помощь в размере 1% от ВВП - для нас это огромные деньги, ресурсы, но для адресатов это практически ничего. Россия не в состоянии предоставить Европе сколь бы то ни было значимый объем финансовой помощи", - заключил он.