Все процессы на Южном Кавказе могут и должны рассматриваться в контексте экстрадиции Рамиля Сафарова из Венгрии в Азербайджан и его помилования президентом этой страны. Об этом на пресс-конференции 3 сентября заявил армянский политолог, глава Центра региональных исследований Ричард Киракосян. По его словам, история с Сафаровым напрямую взаимодействует с процессами в регионе и влияет на сложившуюся политическую ситуацию.

"Начнем с Будапешта. Доносящиеся оттуда вести четко дают понять, что экстрадиция Рамиля Сафаова из Венгрии в Азербайджан стала возможна благодаря личной инициативе президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Внешнеполитическое ведомство и Министерство обороны этой страны не были вовлечены в процесс экстрадиции и остались к нему безучастными", - отметил Киракосян, добавив, что поступок венгерского премьера будет иметь для Венгрии резко отрицательные последствия.

Ричард Киракосян назвал экстрадицию Рамиля Сафарова из Венгрии позором для последней. "Венгрия входит в Евросоюз, это страна-член НАТО, в той или иной степени представляет эти структуры. Невозможно предположить, что в Венгрии не знали о том, что Сафаров будет сразу освобожден по прибытии на родину", - подчеркнул эксперт, указав на ряд факторов, ясно дающих понять об отношении к Рамилю Сафарову в Азербайджане.

"После жестокого убийства армянина Рамиль Сафаров стал в Азербайджане национальным героем. Азербайджанские власти даже послали в Венгрию специальный самолет, чтобы встретить Сафарова "подобающим" образом. Все это говорит о том, что венгерские власти знали, на что идут", - заметил эксперт.

По мнению гостя конференции, неприемлема не только сама экстрадиция, но и шумиха, которую подняли в Баку в связи с возвращением убийцы. Его помиловали, выдали зарплату за 8 лет, присвоили звание майора, подарили квартиру, - перечислил Киракосян, подчеркнув, что все это называется никак не иначе, чем возвеличивание убийцы. "Это также позволяет составить конкретное представление об азербайджанской армии, о настроениях крайней степени болезненности, царящих внутри нее", - считает глава Центра региональных исследований.

Говоря о последствиях экстрадиции-помилования Сафарова и возможных ответных шагах Армении, Ричард Киракосян, в первую очередь, отметил, что если не последует резкой реакции международного сообщества на действия Венгрии и Азербайджана, то Ереван может выйти из процесса нагорно-карабахского урегулирования под эгидой Минской группы ОБСЕ. "Действия Азербайджана показывают, что Баку нет дела до международной реакции на его действия. Венгрия согласилась на экстрадицию Сафарова из-за газа и финансовой поддержки, а Азербайджан обещал взять всю критику за этот поступок на себя. Учитывая все это, Армения может заявить, что не считает целесообразным продолжение переговорного процесса в сложившейся ситуации и на фоне безнаказанных действий Азербайджана. Далее, Ереван может признать независимость Нагорно-Карабахской Республики и требовать того же от других стран. По сути, история с Сафаровым многое меняет, и эти вопросы становятся актуальными", - сказал политолог.

В сложившейся ситуации, по словам Ричарда Киракосяна, эскалация военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта становится вполне реальной. "Сегодня Азербайджан - страна, награждающая и поощряющая убийц - все больше походит на Северную Корею - нестабильного, непредсказуемого, а, следовательно, опасного врага. Он может начать войну, заведомо зная о своем неминуемом проигрыше. К этому нужно быть готовыми", - заявил Киракосян.

Что касается международной реакции, Киракосян оценил заявление Госдепа США, в котором выражалось крайнее беспокойство в связи с произошедшим и осуждение действий как Венгрии, так и Азербайджана. "Это было своевременное, жесткое заявление, которое прозвучало еще жестче на фоне гробового молчания Москвы", - указал Киракосян. Политолог затруднился ответить на вопрос о том, почему же Россия - стратегический партнер Армении, гарант ее безопасности - молчит, заявив при этом, что уже настало время для России объясниться самой. "Ситуация наглядно демонстрирует, как ведет себя стратегический партнер Армении, когда та оказывается в тяжелом положении", - подметил эксперт.

Киракосян заявил, что международное сообщество должно дать объективную оценку Азербайджану и действиям его властей. "Страна, - заявил Киракосян, - в которой военнослужащего, зверски убившего спящего человека из-за его национальной принадлежности, награждает сам президент, представляет опасность не только для Армении, а для всех. Все должны понять это. В Грузии, например, начинают осознавать, что их отношения с Азербайджаном плавно перетекают в обузу. Баку этой экстрадицией и помилованием также обнажил слабость Турции, показав, что не считаются с ее мнением - ведь Турции такое развитие событий было не выгодно. Поступок Сафарова, названный президентом Армении Сержем Саргсяном убийством на почве ненависти, на самом деле был актом геноцида, отголоском событий 1915 г. в Османской Турции. Действия Азербайджана стали ударом по отношениям Баку-Анкара, но Азербайджан продолжает гнуть свою линию", - выразил уверенность Киракосян.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 31 августа осужденный в Венгрии на пожизненный срок азербайджанский офицер Рамиль Сафаров был экстрадирован на родину. В тот же день президент Азербайджана Ильхам Алиев своим указом помиловал его, а министр обороны присвоил звание майора. Рамилю Сафарову была выплачена зарплата за восемь лет, а также подарена квартира. В связи с этим президент Армении Серж Саргсян созвал экстренное заседание Совета национальной безопасности и совещание аккредитованных в республике послов и заявил о прекращении дипломатических отношений с Венгрией.

Напомним, что 19 февраля 2004 года в Будапеште Рамиль Сафаров ночью зарубил топором спящего армянского офицера Гургена Маргаряна. Оба офицера проходили в венгерской столице курс английского языка в рамках программы НАТО "Сотрудничество во имя мира". Сафарову было предъявлено обвинение по статье 166.2 УК Венгрии (убийство при отягчающих обстоятельствах), предполагающее лишение свободы сроком от 10 до 15 лет или пожизненное заключение. Суд приговорил Сафарова к пожизненному тюремному заключению без права амнистии в первые 30 лет. Судья объяснил свое решение особой жестокостью убийства Сафарова и тем, что последний не раскаялся в совершении преступления.