Генеральная прокуратура Литвы получила запросы официального Минска о об оказании правовой помощи и выдаче сбежавшего в 2011 году в Литву белорусского военнослужащего Степана Захарченко. Об этом 4 сентября сообщило литовское ведомство.

"Получили несколько заявок об оказании правовой помощи. Одна получена еще в прошлом году", - заявила информагентству BNS представитель Генпрокуратуры Литвы Рита Стундене.

По информации белорусского оппозиционного издания "Белорусский партизан", в 2011 году 22-летний младший сержант белоруской армии Захарченко бежал в столицу Литвы. В СМИ появилась информация о том, что он бежал от побоев и жестоких издевательств офицеров, а также стремился уклониться от возможных преступных приказов командиров.

Захарченко проходил службу в роте глубинной разведки минской 120-й отдельной мобильной бригады белорусской армии (ранее - 120-я гвардейская Рогачевская мотострелковая дивизия). По его словам, в результате побоев он попал в госпиталь - ему отбили почку. В 2011 году - в разгар акций "молчаливого протеста", напугавших Александра Лукашенко, власти потребовали от Минобороны проявления особой лояльности.

"Последней каплей, которая переполнила мое терпение, и подтолкнуло меня покинуть часть и бежать в Литву, это собрание сержантского состава. Сержантов батальона разведки собрали и замполит раздал нам бумагу, в которой было написано, что в случае если силы МВД не будут справляться с массовыми выступления протеста со стороны населения, то мы берем на себя обязательство выполнить любой приказ президента и открыть огонь по гражданам страны, которые угрожают конституционному строю Белоруссии. Что-то такое было написано, дословно сейчас трудно вспомнить, - сообщил дезертир. - Это было наше согласие выполнять любой приказ. Мы должны были этот листок подписать. Я не знаю, действительно ли этот приказ пришел сверху или это была просто какая-то провокация, проверка на верность власти. Солдатам такие бумаги не давали подписывать. Но нам офицеры сказали, либо вы подпишете, либо на дембель уйдете инвалидами".

По словам Захарченко, 27 июля 2011 года он с ещё одним сержантом, отказавшимся подписывать обязательства в выполнении любого приказа, дезертировал. Товарищ направился домой и получил 2 года тюрьмы, а Захарченко легко "буквально в километре от КПП" перешел белорусско-литовскую границу и добрался до Вильнюса, где сдался полиции.

"Сейчас Степан ждет рассмотрение своего дела в Страстбургском суде. Если Захарченко выдадут Белоруссии, его ждем неминуемая тюрьма. Беглому сержанту грозит жестокое, показательное наказание", - пишет белорусское оппозиционное издание.

"22-летний Захарченко сейчас в Литве ожидает возможной экстрадиции в Белоруссию. Если его выдадут белорусским властям, то Степан обязательно окажется в тюрьме как дезертир и изменник родины. Его показательно накажут за нежелания стрелять по мирным гражданам и выполнять преступные приказы командиров", - отмечает литовское издание delfi.lt, перепечатавшее часть интервью с Захарченко.

Как сообщало ИА REGNUM, в последнее время к Госпогранкомитету Белоруссии приковано особое внимание в связи с опубликованием множества фактов нелегального пересечения границы Белоруссии (которая является также границей Союзного государства) со странами Евросоюза. Так, 4 июля шведские пилоты из пиар-компании Studio Total, подняв легкомоторный самолёт с территории Литвы, пересекли государственную границу и сбросили на окрестности Минска сотни плюшевых игрушек, к которым были прикреплены листовки с лозунгами в защиту прав человека. По словам организаторов акции, самолёт, оставшись незамеченным белорусской системой ВВС-ПВО, беспрепятственно вернулся в Литву. До конца июля власти Белоруссии отрицали сам факт данного полёта, однако завели уголовное дело с формулировкой "пособничество незаконному пересечению границы". В конце июля Александр Лукашенко признал факт незаконного перелёта через госграницу, своих должностей лишились руководители Госпогранкомитета и войск ВВС и ПВО Минобороны Белоруссии.