Дисбаланс в системе сдержек и противовесов обостряет внутриполитическую ситуацию в Казахстане. Это проявляется в росте периодичности и масштабов внесистемных событий. Ослабление различных групп влияния повышает вероятность ухудшения криминогенной обстановки по республике в целом, но особенно - в Атырауской области (всплеск активности криминала, новые теракты, социальные волнения, имитация сепаратистских действий). При этом нет гарантий, что обновленное руководство области и местный акимат, переживающие череду кадровых перестановок, смогут адекватно противостоять предполагаемым рискам. Об этом заявили аналитики Института политических решений в своем традиционном исследовании "Тренды", передает корреспондент ИА REGNUM.

Эксперты отмечают, что на протяжении "всех летних месяцев динамика внутриполитических процессов в Казахстане оставалась высокой - вопреки ожиданиям сезонного снижения интенсивности событий не произошло".

По данным аналитиков ИПР, главный тренд рассматриваемого периода связан с резким ростом периодичности и интенсивности внесистемных угроз. Как и в прошлогодней серии террористических актов, действия совершались преимущественно в отношении сотрудников силовых органов.

"Примечательно, что большинство внесистемных событий произошли в Алма-Ате, где, как известно, сосредоточены основные информационные площадки республики, и его пригороде. Это способствовало максимальному медийному резонансу, особенно в интернете. Возможно, именно на этот эффект и была сделана ставка организаторов атак". "Невнятные заявления правоохранительных органов, а также обострившаяся конкуренция силовых структур в информационном поле спровоцировали дополнительную истерию в обществе и обострение чувства незащищенности у рядовых граждан" - отмечается в исследовании.

Второй тренд связан с коррекцией полномочий и сфер влияния действующих политических элит. Ранее ожидалось, что этот процесс получит развитие только в ходе осенних кадровых перестановок. Его форсирование, вероятно, связано с многочисленными событиями внесистемного характера.

"Для восстановления баланса в политической элите президентом был проведен новый этап "реабилитации" формально ответственных за прошлогодние события в Жанаозене:

- экс-аким (губернатор - ИА REGNUM) Мангистауской области Крымбек Кушербаев назначен на должность советника президента;

- (Зять президента Назарбаева) Тимур Кулибаев получил публичное одобрение президента на восстановление своего влияния за счет роста авторитета и влиятельности подконтрольной НЭП "Атамекен".

Знаковым событием стала неожиданная отставка акима Атырауской области Бергея Рыскалиева и последующие слухи о его задержании".

Отдельно стоит отметить, - считают в ИПР, - что различные группы влияния негласно объединили свои усилия для еще большего ослабления условной группы "южан". В то же время, внешнее давление должно подтолкнуть ряд влиятельных фигур и группировок "южного" происхождения к переструктурированию вокруг фигуры нового лидера. В таком случае с началом политического сезона этот новый внутриэлитный альянс может предпринять ответные закулисные действия.

Третий тренд - снижение остроты трудовых споров. "В течение всего летнего периода в рамках мониторинга информационного пространства не было зафиксировано ни одного трудового конфликта, вызванного требованиями повышения заработных плат со стороны рабочих. Это может свидетельствовать как о повышении оперативности реагирования местных властей на возникающие трудовые конфликты, так и о накоплении латентного недовольства, которое выйдет в публичное пространство в осенний период", - уверены специалисты института.

Любопытно, что высокая интенсивность внесистемных и межэлитных процессов несколько снизила информационный эффект от программной статьи Нурсултана Назарбаева "Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда". Указанная публикация стала попыткой снижения градуса общественного недовольства текущей социальной политикой. Следует ожидать, что изложенные в статье новые инициативы в области социальной политики будут ощутимо влиять на внутриполитическую повестку в течение ближайших месяцев.

Главный тренд августа связан с распространением практики использования различных диверсий и внесистемных методов для достижения политических целей.

"Один из новых трендов обусловлен началом судебных процессов над группой оппозиционных политиков, подозреваемых в разжигании социальной розни во время прошлогодней забастовки нефтяников в Жанаозене. В связи с высокой периодичностью резонансных внесистемных событий интерес общества к разбирательствам снижен. Как следствие, судебные процессы не стали доминирующим трендом месяца" - уверены в ИПР.

Низкое внимание большинства СМИ к процессу объясняется также:

- выраженной ангажированностью подозреваемых;

- "усталостью" общества от жанаозенской проблематики;

- ожидаемым обвинительным характером приговора.

Но что интереснее, другой тренд месяца связан с ослаблением условной группы влияния "южан". Отсутствие на данном этапе ярко выраженного неформального лидера среди уроженцев южного региона в высшей политической элите способствует утрате ранее сформировавшейся системы неформальных связей. Это создает предпосылки для окончательного распада данной элитной группы за счет углубления взаимодействия ее наиболее перспективных представителей с другими влиятельными фигурами и группировками.

Вместе с тем, Нурсултан Назарбаев заинтересован в сохранении регионального баланса среди ведущих внутриэлитных групп. Поэтому не исключено, что президент негласно поддержит процесс формирования новой группы из топ-чиновников "южного" происхождения.

Среди акцентов месяца специалисты отмечают тему "национальная и религиозная политика". Дело в том, что в августе религиозную сферу активизировала информация о том, что в случае, если мечеть носит имя человека, Агентство по делам религий требует ее переименования для осуществления процедуры перерегистрации. В тот же день ведомство опровергло это утверждение. Однако позднее председатель Агентства Кайрат Лама Шариф публично предложил использовать для названий мечетей 99 имен Аллаха.

"Повышенное внимание уполномоченного государственного органа к исламу создает у обывателей впечатление предвзятого отношения к этой религии. Постепенно создаются предпосылки для массового противопоставления верующих и государства. Во многом это происходит из-за отсутствия четкого разделения полномочий между Агентством по делам религий и ДУМК. При реализации неоднозначных, но необходимых норм и правил, эти два органа стараются переложить ответственность за их исполнение друг на друга во избежание недовольства граждан и административных санкций сверху", - констатируется в исследовании.

Между тем, в августе началась предсезонная активизация политиков национал-патриотического толка. Поводом для нее стало сделанное в интернете заявление члена президиума Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) "Азат" Петра Своика о фактически государственном статусе русского языка в Казахстане.

"Возросшая активность национал-патриотов связана с перманентным ростом конкуренции за негласное лидерство в этой среде. Одним из проявлений данной тенденции становятся публичные перепалки в социальных сетях, сопровождающиеся взаимными обвинениями и разоблачениями". "Рост интенсивности борьбы за неформальное лидерство в национал-патриотическом поле также объясняется общим трендом на обострение внутриэлитной борьбы в Казахстане. В случае дальнейшего нарастания политической нестабильности контроль над национал-патриотическим сегментом общества будет играть заметную роль в процессе борьбы за власть между влиятельными фигурами и группами", - отмечают эксперты.

Также среди интересных акцентов месяца стоит выделить "административно-бюрократические процессы".

Дело в том, что в Алма-Ате вновь обострилась ситуация, вызванная стремлением властей города преобразовать часть рынков в современные торговые центры. Суд вынес решение о частичном сносе рынка "Арал". При этом в городском акимате не предусматривают каких-либо вариантов компенсаций для владельцев торговых контейнеров, или предоставления им других мест работы. Как уже отмечалось в предыдущих обзорах, подобная тактика властей может спровоцировать здесь массовый социальный "взрыв".

Однако все же основным акцентом, по мнению ИА REGNUM, стоит считать выделенный аналитиками традиционный для этого исследования "группы влияния и политические элиты". В этом контексте "главным событием сектора стало освобождение от должности акима Атырауской области Бергея Рыскалиева и последующие слухи о его задержании. Распространению слухов способствует полное отсутствие экс-акима в публичном пространстве. В случае недостоверности этой информации Рыскалиев мог бы опровергнуть ее участием в каком-либо публичном мероприятии, но этого не происходит".

В экспертном сообществе принято считать, что Бергей Рыскалиев являлся назначенцем руководителя администрации президента Аслана Мусина. И его отставка потенциально способна нарушить баланс сил между ведущими группами влияния. Это чревато латентным ростом протестных настроений в западных областях республики. Ключевым вопросом для Центра является поиск новых фигур в "западных" элитных группах, которые были бы способны обеспечивать неформальную лояльность областей Западного Казахстана.

При этом, возвращение из Мажилиса и последующее назначение акимом Атырауской области Бактыкожи Измухамбетова позволяет сделать несколько выводов:

- в команде президента существует серьезный дефицит доверенных лиц, способных руководить ключевым регионом страны;

- Нурсултан Назарбаев в данный период не делает ставку на молодых управленцев, как это происходило в ходе поствыборной серии кадровых перестановок;

- при осуществлении рокировок все большую роль играет фактор личного доверия по отношению к назначаемым кадрам, а не их управленческие качества.

"Одним из многочисленных свидетельств ослабления позиций влиятельных политиков из южного региона республики стало давно ожидаемое назначение (вице-премьера) Серика Ахметова председателем Совета директоров "Казагро" вместо (министра сельского хозяйства) Асылжана Мамытбекова. Тот факт, что первый вице-премьер Ахметов смог расширить свою сферу влияния, может свидетельствовать об укреплении его неформальных и административных позиций в системе власти" - резюмируется в "акцентах".

Вместе с тем, среди "прогнозов и рисков на кратко- и среднесрочную перспективу" стоит обратить внимание на отмеченный "дисбаланс в системе сдержек и противовесов обостряет внутриполитическую ситуацию в республике". Это проявляется в росте периодичности и масштабов внесистемных событий. Ослабление различных групп влияния повышает вероятность ухудшения криминогенной обстановки по республике в целом, но особенно - в Атырауской области (всплеск активности криминала, новые теракты, социальные волнения, имитация сепаратистских действий). При этом "нет гарантий, что обновленное руководство области и местный акимат, переживающие череду кадровых перестановок, смогут адекватно противостоять предполагаемым рискам".

Не менее интересно, что "существенное влияние на карьерные перспективы топ-чиновников будет оказывать успешность выполнения программы социальной модернизации, озвученной президентом. Характер поручений и последних выступлений Нурсултана Назарбаева свидетельствует, что он придает данной программе очень большое значение как минимум на ближайшую перспективу. Между тем реализация отдельных пунктов программы касается системных проблем и в текущих условиях объективно невыполнима". Кроме того, "текущее снижение активности в трудовых коллективах по отстаиванию своих прав на повышение зарплат может иметь временный характер. Новый всплеск протестности вероятен уже осенью. Дополнительным поводом для выражения недовольства может стать вероятный рост цен на основные продукты питания и товары первой необходимости".

Очень важно, что "принудительное вступление всех казахстанских предпринимателей в Национальную экономическую палату "Атамекен" воспринимается большинством бизнесменов как инструмент давления на их бизнес". Пока протеста предпринимателей не происходит в связи с:

- низкой гражданской активностью предпринимателей;

- отсутствием в этой среде неформальных лидеров.

Потенциально принудительное вступление предпринимателей в "Атамекен" может нанести существенный удар по имиджу власти.

В свою очередь, "рост цен на ГСМ в России, начавшийся в конце августа, может спровоцировать их резкое повышение и в Казахстане. Российские эксперты называют его "отложенным" в связи с проведением электоральных кампаний и прогнозируют повышение розничных цен по итогам года до 20 процентов. Специфика Единого экономического пространства и хроническая неспособность Казахстана к самообеспечению ГСМ делает повышение цен в республике неминуемым" - отмечают исследователи.

Также важно, что "в связи с низким мировым и внутренним урожаем зерновых особую актуальность в ближайший год будет иметь проблема роста цен на сельхозпродукцию (товары из муки, молоко, мясо и т.п.). Необходимо учесть опыт и ошибки 2007 года, когда на продовольственном рынке складывалась схожая ситуация, и продумать и реализовать превентивные меры. Уже проявляющиеся в регионах скачки цен на хлеб свидетельствуют о необходимости регулирования расценок - либо посредством заключения меморандумов между акиматами и поставщиками зерна, либо через ограничения максимальной ценовой планки по примеру рынка ГСМ" - уверены в ИПР.

Примечательно, что "в октябре завершается перерегистрация религиозных объединений. Однако большинство из них еще даже не подало документы на перерегистрацию. Во многом это обусловлено низкой активностью самих религиозных объединений, непрофильным характером их деятельности (коммерция). Тем не менее массовый отзыв регистраций приведет к попаданию множества религиозных общин во внеправовое поле и как следствие породит критику властей в ограничении прав верующих. Поэтому во избежание подобной перспективы было бы целесообразно активизировать адресную разъяснительную работу среди глав и активистов религиозных общин, а также продлить сроки проведения перерегистрации до декабря текущего года" - резюмируют исследователи.