Завтра, 20 сентября, начнется визит Владимира Путина в Киргизию. Стороны намерены подписать несколько соглашений: согласно официальным данным, они будут включать в себя межгосударственные договоры, предусматривающие сотрудничество сразу в нескольких сферах, включая военно-политическую.

Перед началом разговора о двустороннем сотрудничестве хотелось бы отметить один крайне важный момент. На первой стадии согласования параметров визита, наиболее болезненным и острым для обеих сторон был экономический блок. В частности, по данным источников ИА REGNUM, близких к переговорам, российские и киргизские переговорщики в результате долгого и мучительного обсуждения сумели согласовать конфигурацию решений по российско-киргизскому сотрудничеству в строительстве ГЭС и в нефтегазовой сфере, а также по военному заводу "Дастан". Более того, по данным, например, руководителя аналитической службы Ассоциации приграничного сотрудничества Александра Собянина, основной вопрос, по которому обе стороны пришли в итоге к полному взаимопониманию, "связан со сферой компетенции Игоря Сечина, который прилагает большие усилия для консолидации крупнейшей российской электрогенерации под эгидой госкомпаний "Интер РАО" и "РусГидро", а также для консолидации электрогенерации ряда стран СНГ, в первую очередь Киргизии и Таджикистана". Все эти детали, безусловно, интересны, поскольку их реализация, скорее всего, ляжет в основу присоединения Киргизии к Таможенному союзу. Повторим еще раз: весь объем проделанной работы крайне важен и в дополнительных комментариях не нуждается.

Зато стоило бы внимательнее приглядеться к военно-политической составляющей визита. Даже самый поверхностный анализ информационного поля, уже сложившегося вокруг переговоров, выявляет довольно занятную вещь. Ряд аналитиков: в их числе, например, довольно известный специалист по региону Михаил Чернов, внимательно изучают этот блок вопросов, рассуждая об открытии российской военной базы в киргизском Оше. "К подписанию президентам России и Киргизии Путину и Алмазбеку Атамбаеву подготовлено соглашение об Объединенной российской военной базе в Киргизии. - Пишет аналитик. - Суть документа в юридическом объединении всех российских военных объектов в Киргизии в рамках одной "военной базы". В новую структуру войдут авиабаза в городе Кант, военный завод "Дастан", испытательный полигон на озере Иссык-Куль, несколько объектов космического слежения, и не войдет Отдельная группа пограничных войск ФСБ РФ, дислоцированная в Оше. Таким образом, под новой вывеской военной базы фактически сохраняется нынешний уровень присутствия российских вооруженных сил в Киргизии, в которой на самом деле серьезной военной базы РФ нет. В результате, когда Россия решится на открытие полноценной военной базы в Южной Киргизии в Оше, стороны утонут в бюрократических утрясках и согласованиях, регламенте и протоколе, когда куда как проще и быстрее начать все с чистого листа". Кстати, в качестве основной аргументации приводится ряд тезисов, которые должны лежать в основе военной стратегии России последних десятилетий, когда база в самом центре Ферганской долины стала бы основным сдерживающим фактором по ряду негативных сценариев, которые вполне успешно реализуются в регионе.

Однако за пределами обсуждения осталось два важных комплекса вопросов. Один из них - инфраструктура. Долгосрочное присутствие российских частей в любом из регионов бывшего Советского союза должно предусматривать наличие довольно развитой военной и транспортно-логистической системы внутренних коммуникаций. Это предусматривалось доктринальными установками еще советских военных, то есть, ничего нового российские генералы в этом смысле не придумали. По этой причине всем известно, что для реализации российских сценариев региональной безопасности гораздо лучше подошла бы узбекская Фергана. Однако Узбекистан, как известно, совсем недавно принял внешнеполитическую концепцию, в рамках которой запретил строительство иностранных военных баз на своей территории. Из оставшихся населенных пунктов региона единственным городом, приспособленным для долговременного военного присутствия, является только один - киргизский Ош, в 2010 году ставший символом нестабильности в регионе и до сих пор сохраняющий немалый конфликтный потенциал. И Баткен, и даже Кызыл-Кия, обсуждавшиеся в двустороннем формате ранее, для реализации масштабных задач по обеспечению безопасности в регионе подходят слабо. Однако и Ош, имеющий нужную инфраструктуру, довольно опасное место для расположения российской базы - усилий по нейтрализации межнационального конфликта, который тлеет с 2010 года, придется приложить массу. Отсюда - вытекает главный вопрос: а нужна ли российская военная база в Оше?

Ответ может дать только второй комплекс вопросов, связанный не только с общей безопасностью в регионе, но и с более конкретными шагами ближайших пока еще партнеров - США и Турции - по обеспечению инфраструктуры НАТО в Средней Азии. Речь идет о создании буквально "в самом сердце" ОДКБ некоего аналога "южной системы ПРО". В частности, по данным старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Александра Князева, "в ходе недавнего скандала, связанного с именем теперь уже бывшего премьер-министра Омурбека Бабанова, заключившего сделку по приобретению породистой лошади у турецкой компании Serka, которая победила в тендере на строительство нового аэронавигационного комплекса в аэропорту "Манас", СМИ и киргизские политики сосредоточились на лошади и ее достоинствах, не обратив внимания (или не захотев этого сделать) на самой сути сделки". А суть ее - состоит в том, что строящийся комплекс, помимо выполнения задач обеспечения полетов, будет являться центром создаваемого США в Киргизии единого радиолокационного пространства. Помимо комплекса в "Манасе" система включает 26 радарных станций (!), разбросанных по республике, которые с запуском в эксплуатацию будут осуществлять мониторинг воздушного пространства не только Киргизии, но и широкой прилегающей территории Китая, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Князев, ссылаясь на анонимный источник, утверждает: "уже строящаяся система имеет очень высокую мощность и способна фиксировать в течение очень короткого времени любые воздушные объекты - от самолетов до ракет. Если исходить из географии, основные направления этого мониторинга - Китай и Казахстан. Но это если смотреть локально. Если же пошире, с учетом недавно озвученного намерения Азербайджана построить с участием США и НАТО семь РЛС на своем каспийском побережье, а также с учетом стремительно растущего военного сотрудничества Узбекистана с США, строящаяся на территории Киргизии система становится звеном в цепи новой, "южной", если рассматривать из России, системы ПРО НАТО".

Этот контекст, никогда ранее не появлявшийся в информационном поле, как Средней Азии, так и России, по нашему мнению, может придать новое звучание российско-киргизским переговорам о военно-политическом сотрудничестве. Размещение в Средней Азии современной радиолокационной системы, которая по традиции, "не будет направлена против России", создает целый спектр новых политических контекстов, которые требуют длительного обсуждения. Пока еще комплекс находится на стадии строительства, что оставляет некоторое пространство для маневра. Но оно стремительно сужается - ведь совсем недавно стало известно о планах США по созданию системы ПРО в АТР, направленной против Китая. Кто даст гарантию, что новая система, создающаяся на наших глазах, не войдет в объединенную структуру НАТО?

Вместе с тем, источники ИА REGNUM, близкие к переговорам, говорят об одном важном моменте - несмотря на то, что до официального визита российского лидера остались считанные часы, ряд вопросов по которым планируется подписание межгосударственных бумаг, еще не согласован в полной мере. Это фактически означает, что обе стороны будут конфигурировать политическое и экономическое сотрудничество буквально в ручном режиме и на самом высоком уровне.