Планы Казахстана по модернизации вооруженных сил и закупкам высокотехнологичных вооружений и техники, возможно, потребуют увеличения в бюджете страны расходов на оборону. Об этом говорится в распространенном в Вашингтоне докладе Исследовательской службы Конгресса (ИСК) США.

"В новой военной доктрине, принятой в 2011 году, сделан акцент на внутренних угрозах безопасности, включая терроризм и сепаратизм, а также на внутрирегиональных угрозах безопасности, включая споры вокруг границ и водных ресурсов и политическую нестабильность. Доктрина рассматривает внешние угрозы, в том числе исходящую из Афганистана угрозу терроризма, как потенциальные, но менее опасные угрозы. Доктрина, похоже, не стремится связывать безопасность страны с ОДКБ или ШОС, а также призывает модернизировать вооруженные силы и создать в конечном итоге полностью добровольные вооруженные силы. Такие планы могут потребовать увеличения ассигнований на нужды обороны до объемов, превышающих нынешний 1 процент ВВП", - говорится в 18-страничном докладе "Казахстан: последние события и интересы США".

Созданная в 1914 году Исследовательская служба Конгресса США является специализированной структурой законодательной ветви власти, которая находится в составе Библиотеки Конгресса США и работает исключительно на американский конгресс, готовя аналитические доклады по вопросам политики и права как для комитетов так и членов палаты представителей и сената США.

Доклад ИСК опирается на данные подробного анализа новой военной доктрины Казахстана, который сделан старшим научным сотрудником Центра иностранных военных исследований в Форт Ливенворс (штат Канзас) Роджером Макдермоттом, являющимся такжде советником по военным вопросам в Колледже Джорджиан в Онтарио (Канада). Работа Макдермотта была опубликована летом в аналитическом вестнике, издаваемом Институтом Центральной Азии и Кавказа при университете имени Джона Хопкинса в Вашингтоне.

Согласно выводам Макдермотта, "военная доктрина, принятая Казахстаном в 2011 году, обещает трансформацию структуры вооруженных сил, а также меры по принятию на вооружение высокотехнологичных активов". "Реализация таких задач может оказаться дорогостоящей для государства и может потребовать пересмотра решения об ограничении оборонных расходов одним процентом ВВП", - отмечается в докладе.

"Принятая Казахстаном в 2011 году военная доктрина является реалистичной, носит оборонительный характер, а также подтверждает растущую роль страны в вопросах обороны и безопасности в региональном и международном масштабах. Доктрина не предусматривает каких-либо подчиненных взаимоотношений с Россией в процессе развития оборонного сотрудничества и военно-технической помощи со стороны ближайшего союзника, а также не ставит планирование в сфере своей национальной безопасности в слишком тесную связку с ОДКБ или ШОС. Вместо этого Казахстан пытается выстроить свой оборонный потенциал таким образом, чтобы он соответствовал задаче ответить на вызовы непредсказуемой и меняющейся ситуации в сфере безопасности, при которой изменения в средствах и методах ведения военных действий сопровождаются растущей сложностью активов и потенциала потенциального противника", - подчеркивает Макдермотт.

"Сокращение таких разрывов, а также реальное укрепление оборонного потенциала страны будет означать увеличение затрат, переформатирование структур, занимающихся планированием, набор и удержание на рабочих местах в ключевых ведомствах образованных и профессиональных сотрудников, а также устранение недостатков в оценках существующих угроз. В своей новейшей доктрине Астана продемонстрировала понимание более широких изменений, происходящих в сфере безопасности, но теперь ей придется принимать решение о том, как и откуда выделить финансовые средства и человеческие ресурсы, чтобы вести постоянный мониторинг этих угроз", - отмечает аналитик.