Полемику о создании Евразийского парламента, начавшуюся в публичном поле Казахстана, можно охарактеризовать, как довольно занятную. Интересно в ней буквально все - от сроков "запуска" дискуссии, до исполнителей "высочайшей" воли. Попробуем разобраться.

Интересна скорость, с которой отреагировали казахстанские деятели на новость о заявлении спикера Государственной думы РФ Сергея Нарышкина по поводу обсуждения инициативы о создании законодательного органа на базе Евразийского союза (ЕАС). Соответствующее сообщение было опубликовано на страницах информационных агентств России 13 сентября - и что любопытно, никакого открытого противодействия казахстанских парламентариев не вызвало. В частности, цитировались слова бывшего заместителя главы администрации президента Казахстана, а ныне депутата Мажилиса (нижней палаты казахстанского парламента - ИА REGNUM) Маулена Ашимбаева, который призывал коллег обсудить инициативу с представителями законодательных органов Киргизии и Таджикистана. Однако, сколько-нибудь живой реакции казахстанского истеблишмента ни слова Нарышкина, ни слова Ашимбаева не вызвали.

Осмысленное движение началось только к 19 сентября, то есть спустя почти неделю после того, как вопрос был обсужден в "узком" кругу евразийских парламентариев. В этот день с громким заявлением выступил политолог, а по совместительству секретарь правящей партии "Нур Отан" Ерлан Карин, который, оказалось, присутствовал на встрече с Сергеем Нарышкиным и почти неделю после нее всеми силами сдерживал свое праведное возмущение. Назвав инициативу о создании Евразийского парламента "только лишь желанием российской стороны", он не только вызвал недоумение депутатов Госдумы, но самое главное - фактически выступил против инициативы президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, озвученной еще в конце 2011 года. Такие заявления в республике не позволяют себе даже чиновники более высокого ранга - и по этой причине, слова Ерлана Карина могут расцениваться в двух плоскостях: либо чиновник решил начать процедуру политического самоубийства (что маловероятно), либо - это заявление было санкционировано свыше.

О том, что события развиваются по второму сценарию, можно судить по компании, в которой оказался волею политического момента господин Карин. Почти сразу вслед за ним с аналогичными заявлениями выступили советник президента по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев и националист Айдос Сарым. Первый - по праву считается буквально "устами" "Ак Орды", обосновывая все инициативы высшей власти, второй - выходец из недр администрации президента, формулирующий националистическую и во многом русофобскую риторику. Нелишним будет заметить, что и Ерлан Карин довольно близок к определенной части так называемого "национал-патриотического" поля.

Но какие причины могли побудить Астану санкционировать резкие заявления группы казахстанских "комментаторов"? Ответ на поверхности - 19 сентября 2012 года (то есть, в день выступления Карина) в Казахстан с рабочим визитом прибыл президент России Владимир Путин "для участия в IX Форуме межрегионального сотрудничества". А негативный информационный фон к визиту российского лидера, на языке казахстанского истеблишмента всегда означает всего лишь приглашение к диалогу. И если это так, то собственно, сама тема полемики - создание Евразийского парламента - в этом контексте не имеет ровным счетом никакого значения.

"Создание наднациональной политической структуры нами не может обсуждаться"

Любопытная деталь: с интервью секретарь партии "Нур Отан" Ерлан Карин выступил на площадке одной из самых рейтинговых в республике газеты "Время", которая после ухода предыдущей команды менеджеров гораздо внимательнее стала относиться к политике, ретранслируя позицию администрации президента страны по тем или иным вопросам.

"Формирование Евразийского парламента - это только лишь желание российской стороны. Поэтому, несмотря на периодически вбрасываемые сообщения о неких договоренностях по поводу создания Евразийского парламента, говорить о том, что эти договоренности достигнуты, было бы неправдой. На самом деле эти и подобные идеи не отражают видения стратегических горизонтов сотрудничества другими участниками интеграционного процесса, в частности нашей страной. (...)Несмотря на все попытки форсировать создание наднациональных политических структур, в реальности же в общей повестке дня такой постановки вопроса нет и не будет. Скажу даже больше - создание наднациональной политической структуры нами не может обсуждаться в принципе, поскольку это напрямую затрагивает суверенитет нашей страны. А принцип суверенитета четко закреплен в Конституции, и, более того, согласно законам нашей страны такого рода вопросы даже не могут выноситься на общенациональный референдум!"

Не менее примечательно, что последний пассаж партийного политолога о референдуме - это тоже своего рода экивок, только уже в сторону казахстанской Общенациональной социал-демократической партии "Азат", которая муссирует эту тему на протяжении нескольких недель. Что интересно, этот диалог по своей сути больше напоминает внутренний, поскольку лишь имитирует межпартийную дискуссию: обе партии, что правящая, что оппозиционная, одинаково внимательно относятся к советам руководящих работников. Тем не менее, это не мешает оппозиционным лидерам - например, Булату Абилову заявлять на страницах портала "Гульжан" о своей непримиримой позиции.

"Вот что значит сила общественного мнения, сила общества. Еще раз мы хотим сказать, что когда мы - оппозиция - заявили, что намерены инициировать проведение общенационального референдума, что мы категорически против вступления Казахстана в Евразийский союз (в сущности, политический союз), что нам не нужен никакой совместный законодательный орган, а дальше, по затее Москвы, и общее правительство, общая валюта, то народ стал потихонечку понимать, к чему все идет. Так вот, когда мы заявили, что будем проводить референдум, власти сразу же "включили заднюю". То есть они перепугались, тут же пошла команда из "Ак Орды", очевидно, потому что до нее только дошло. И тут же встрепенулись депутаты, которые вдруг стали такими смелыми. Вчера я разговаривал с таким "смелым" депутатом, есть там один веселый депутат, так вот я его спросил: почему вы, почему ваш парламент полгода молчали. С прошлого года Кремль, Путин, его администрация вбрасывают в наше общество идеи создания единого парламента. Почему вы начали делать столь дерзкие заявления? В ответ я услышал что-то невнятное. А что касается интервью Карина, то отмечу, что он в первую очередь политолог - и говорит, как политолог. Мы же хотим услышать четкую позицию президента. Все! Больше никого нам не надо. Тот же самый Нигматулин (спикер парламента Казахстана) может в любой момент поменять свое мнение. А вопрос же не снят. Хорошо, пусть даже не будет единого парламента. А Евразийский союз как таковой - он же до сих пор актуален. Заявления Путина и Назарбаева никто же не дезавуирует? Оба, наоборот, заявляют, что Евразийский союз в 2015 году будет".

С не меньшим пафосом отзывается об инициативе и казахский националист Айдос Сарым. На страницах интернет-журнала "Власть" он публикует статью под названием "Нарышкин труд", подспудно критикуя идею Евразийского союза, широко используя политологические штампы.

"Надо честно признать, что при всей кажущейся комичности кавалерийская эпопея с созданием "Еврапарламента" не так уж безобидна и однозначна. Более того, она может иметь самые негативные последствия не только для всевозможных интеграционных процессов, но и внутреннего единства и целостности нашего государства. Более того, предпринимаемая российскими властями тактика выкручивания рук и вынуждения руководства Казахстана на более "решительные" интеграционные проекты Казахстана может не только сорвать все интеграционные проекты, но и самым отрицательным образом сказаться на межэтнических отношениях внутри страны.

Понятно, что Казахстан и Россия являются вечными соседями и всегда будут вынуждены выстраивать добрососедские отношения. Но понятно и то, что обе страны являются не только добрыми соседями и партнерами, но и конкурентами со своими собственными, иногда вступающими в противоречие, интересами. России уже сейчас надо выбирать, с кем она хочет соседствовать: с Казахстаном в виде "Канады" или с Казахстаном в виде "Мексики"? Если с "Канадой", то надо выстраивать с нами нормальные, уважительные отношения без попыток стать "старше" и "любимее". Поэтому и в Казахстане и в России следует, как минимум, ясно и совершенно определенно проговаривать все аспекты, связанные с любыми интеграционными проектами. Недостаток этой честности и гласности, на мой взгляд, делают возможным появление нелепых и абсурдных ситуаций вроде нарышкинского Еврапарламента.

По сути, если разобраться, сегодня речь идет о следующем: есть две конкурирующие модели "евразийской интеграции". Первая модель, российская, предполагает сборку бывшего советского пространства в любом виде и формате (и как видим, любыми средствами). Вторая модель, казахстанская, предполагает извлечение выгод из интеграционных проектов при сохранении своего суверенитета и независимости. И пересказанная выше эпопея - один из ярких эпизодов этой конкуренции несовместимых моделей.

Мое личное мнение: обе модели ущербны и нереализуемы. Идея с Таможенным союзом в итоге задохнется, точно так же, как задохнулась идея СНГ вместе с его Парламентской Ассамблеей и тысячами принятых соглашений и договоров. Таможенный союз, который уже сегодня доказал свою неэффективность и невыгодность для Казахстана, схлопнется под давлением обстоятельств и общественного мнения. Лучше и выгоднее честных, пусть и меркантильных двусторонних отношений пока еще никто не выдумал. А чтобы выйти на формат "большой интеграции" по примеру Евросоюза, должно пройти слишком много времени, должна измениться сама Россия. Пока же, в силу обстоятельств, ТС, ЕЭП - это структуры мирного, но крайне затянувшегося "развода".

"Экстремистские и радикальные силы активно осваивают Казахстан"

В Казахстане назначен новый руководитель администрации президента (АП) страны (предыдущий, Аслан Мусин, был переведен на другую должность в пятницу, 21 сентября - ИА REGNUM): реальный второй человек в государстве по своим полномочиям и главный "разводящий" по своей сути. Именно он отвечает за все нюансы, детали и оттенки внутренней политики в стране. Новый глава администрации президента - бывший премьер Карим Масимов, будет нести ответственность буквально за все сугубо внутренние проблемы - разрастающуюся массу социального протеста, за возросшую террористическую активность и даже за дикие перекосы в родоплеменном балансе, сложившиеся в настоящий момент в высшей элите государства.

Да что и говорить, к настоящему моменту эта должность в Казахстане имеет огромный номенклатурный вес, и значимость ее продолжает расти. Связано это со многими параметрами. Один из них - сложившийся к настоящему моменту кризис государственного управления. Новому главе АП предстоит досконально разобрать кашу из конфликтов между чиновниками высшего звена, влиятельными номенклатурными и родовыми старейшинами (так называемыми "агашками") и силовиками - в противном случае, государственная машина не сдвинется с места. Топтание же на месте будет вести к новым социально-экономическим неурядицам и бедствиям. В этом контексте крайне важной становится фигура ключевого "управляющего" страной. Чрезвычайно слабая бюрократическая машина и неимоверное количество "скрытых пружин" управления зачастую делают человека, назначенного на эту должность, заложником схем, доставшихся в наследство от прежнего руководителя. Тем более, когда этим руководителем был Аслан Мусин, человек с довольно нестандартным мышлением и своим подходом к решению большинства проблем.

При этом, самый главный вопрос, который возник сразу после назначения Карима Масимова главой администрации президента Казахстана - это круг задач нового руководителя. Восточное бюро ИА REGNUM, ознакомившись с картиной недели, на примерах публикаций из СМИ приводит круг потенциальных задач нового руководителя ведомства, нашедших свое отражение в информационной картине недели.

Одна из самых важных задач будущего руководителя АП - борьба с террористической активностью в Казахстане. В этом смысле - у ведомства имеются все бюрократические козыри: формально Комитет национальной безопасности, согласно Положению о деятельности АП, подчиняется руководителю администрации - что автоматически означает, что спрашивать за провалы в этой сфере будут и с него. Сформировавшуюся тенденцию отмечает "Деловая неделя", и ранее отмечавшая рост экстремистских настроений.

"А реальность такова, что терроризм даже религиозный или национальный - он всегда, в первую очередь, имеет социальные корни, он растет из нищеты, возмущенной роскошью элиты, из несправедливости и тотальной коррупции, установленной чиновниками, которые умудряются становиться богаче бизнесменов, из отчаяния, порожденного крахом системы социальных лифтов, падением уровня жизни, безработицей, а также продолжающимися социальной неустроенностью и снижением уровня образования.

Сейчас руководство страны договаривается вместе с соседями бороться против терроризма. Будто бы Россия и Узбекистан успешно справились с ним. 18 лет продолжается конфликт на Кавказе, периодически выливающийся во взрывы в самой столице России, а перспективы его окончания не видны, только общество многократно ожесточилось. Да, Узбекистан загнал в дичайшие тюрьмы всех, кто хоть чуть-чуть симпатизировал исламистам, но добился этим только того, что за его границей стоит целая армия совершенно отмороженных головорезов, способная в любой момент вторгнуться обратно, а пока понемногу воюющая в Афганистане - смертник там, обстрел тут, война идет, моджахед не спит. Мы собираемся заимствовать эти примеры? (...)На этом фоне вдвойне, втройне обидно, что прошлогодние реформы законодательства в стране, фактически, подорвали те призрачные наметки на авторитет, которые начали складываться у официального Муфтията. Агентство по делам религий занимается исключительно бюрократической деятельностью по недопущению ни единого положительного отклика о религиозной литературе, поступающей для экспертизы и все. В мечетях царят неуверенность, подозрительность, случаются конфликты между разными джамагатами. Как в такой ситуации можно вести контрпропаганду тому, что широкой рекой льется из интернета и подтверждается социальным неравенством и несправедливостью каждый день?!".

О религиозном поле, с которым в том числе придется работать новому главе администрации, пишет и портал "Гульжан", констатирующий резкий рост количества религиозных течений и сект.

"Экстремистские и радикальные силы активно осваивают Казахстан, который оптимально подходит в силу своего географического расположения и слабой системы органов безопасности для осуществления своей деятельности во всей Центральной Азии. А народ, разочаровавшись в правящей власти и окончательно отказавшись считать ее гарантом стабильности и социальной справедливости, все глубже погружается в пучину религиозных течений и сект. То есть налицо факт "религиозного прозелитизма" - процесса активного обращения населения в иные вероисповедания, "принесенные" в Казахстан за счет огромных финансовых вливаний извне. В результате унаследованная из культурно-этических традиций казахов терпимость в духовной сфере постепенно заменяется ненавистью к "чужим", представителям других религий и конфессий, а пути свободного выражения своего мнения - радикальными методами доведения своих идей до конкретного адресата. По официальным данным, за 2011 - 2012 годы в Казахстане произошло свыше ста преступлений, связанных с терроризмом и религиозным экстремизмом, жертвами которых стали десятки граждан и сотрудников правоохранительных органов. Таким образом, напрашивается очевидный вывод: государство должно навести порядок в религиозно-конфессиональной сфере, а также предпринять срочные и комплексные меры по предотвращению обострения ситуации. В противном случае недалек тот день, когда в Казахстане политические силы будут представлять собой рвущиеся к власти религиозные и конфессиональные группировки".

Еще одна проблема, которая теоретически может попасть в сферу ответственности АП, была актуализирована на страницах радиостанции "Свобода", которая констатирует рост протестного потенциала в казахстанских тюрьмах.

"Женщина, представившаяся Дарьей Янчевой, родственницей одного из заключенных тюрьмы АК-159/18 в Карабасе, сообщила по телефону корреспонденту Азаттыка ("Свобода" - каз.), что она и несколько других женщин 20 сентября видели избиение осужденных. По ее словам, им удалось взобраться на высокое сооружение, которое строится рядом с тюрьмой.

- Здесь оставлена наклонная плита, по ней мы забрались высоко - так что нам был виден внутренний двор. Мы увидели, что заключенные лежат на плацу в одних футболках и их избивают дубинками и ногами, - говорит Дарья Янчева.

Сауле Жакенова, мать заключенного этой тюрьмы 25-летнего Данияра Жакенова, говорит, что видела, как в этот день утром к территории тюрьмы приехали машины с военнослужащими.

- Около 9 часов утра заехали три КамАЗа с военнослужащими и один автобус, в котором находились омоновцы, "маски-шоу", - утверждает Сауле Жакенова. По ее словам, военнослужащие вышли из машины и прошли на территорию тюрьмы, женщины попытались было воспрепятствовать этому, но безуспешно.

- Они грубо оттеснили нас. Одна бабушка упала, так они ее чуть не затоптали: шли не останавливаясь, перешагивали через нее, - говорит она.

Ранее в этот день гражданский активист Вадим Курамшин разместил на своем блоге сообщение под названием "Новая кровь в застенках. Маски шоу затоптали старушку!", в которой описывает зверства, якобы учиненные войсками МВД в тюрьме над заключенными и попутно "затоптавшими" старушку".

В свою очередь, портал "Номад" актуализирует еще одну проблему - отсутствие базы для социальной модернизации страны. Дело в том, что тезис именно о модернизации был высказан президентом страны Нурсултаном Назарбаевым дважды в нынешнем году - и любой сбой в этой части будет расценен, как недееспособность именно органа, транслирующего волю главы государства на региональный уровень.

"Сложившаяся на сегодняшний день во всех регионах Казахстана практика обеспечения социальной стабильности путем предотвращения массовых увольнений ведет к тому, что рынок труда фактически отсутствует вообще, а отказ от связанной с увольнениями оптимизации компаний ведет к искусственной занятости.

Один из вызовов, с которыми уже сегодня сталкивается Казахстан - массовые высвобождения работников, связанные с завершением строительных проектов.

Попросту говоря, массовые увольнения. Как ни парадоксально, с этими увольнениями сталкиваются регионы с динамично развивающейся промышленностью. Однако на этапе строительства инфраструктуры для крупных промышленных объектов потребности в рабочей силе сравнительно велики, а на этапе эксплуатации она существенно снижается, да и работники нужны с иными профессиональными навыками.

Проблема массового высвобождения работников, с которой столкнулась Атырауская область, стала проверкой способности региональной и общенациональной системы хозяйствования обеспечить экономические и социальные условия воспроизводства тружеников в соответствии с критериями образа жизни и целями социально-экономического развития.

По данным акимата (администрации - ИА REGNUM) Атырауской области, до конца 2012 года количество уволенных с нефтегазовых проектов области вырастет до 16-18 тысяч человек.

Предложения областной администрации по управлению трудовыми ресурсами основаны на том, что место завершенного проекта должен занять новый проект, лучше даже несколько проектов, которые позволят трудоустроить всех уволенных.

Такой подход предполагает наращивание инвестиций в экономику области. В целом предложения местных властей логически обоснованы и сфокусированы на развитии сервисно-логистической инфораструктуры для нефтегазового комплекса. Однако без достаточной проработки такие предложения выглядят попыткой решить проблему занятости населения за счет массированных инвестиций в проекты, которые не имеют никаких иных достоинств, кроме создания новых рабочих мест".

"Они мечтают об интеграции с Европой, Америкой, Сингапуром - с кем угодно, только не с надоевшей Россией"

Что любопытно, в канун смены главы администрации президента казахстанские СМИ вновь заговорили о вопросах идеологии. И совершенно неожиданно, дискуссия получилась довольно бодрой и занимательной. По всей видимости, легкость обсуждения связана с полным отсутствием в этой части информационного поля знаковых лиц казахстанской идеологии.

В контексте дискуссии в первую очередь хотелось бы отметить интервью известного политолога Николая Кузьмина газете Central Asia Monitor. Это редкий для Казахстана случай, когда автор умеет говорить о проблеме легко и ненавязчиво.

"Критики союза России и Казахстана - это интеллектуалы маниловского типа, мечтатели, решившие примкнуть к модному в этом сезоне националистическому тренду. На заре независимости они мечтали о том, что Казахстан станет вторым Кувейтом, а у каждого казаха будет пара слуг-узбеков. Сегодня они мечтают о союзе центральноазиатских стран с мощной экономикой и огромным рынком, об интеграции с Европой, Америкой, Сингапуром - с кем угодно, только не с надоевшей Россией и ее ужасным автопромом. То, что с Казахстаном сегодня никто, кроме России (ни Европа, ни Америка, ни даже братский Узбекистан), в союз вступать не собирается, их мало волнует. Точно так же "пикейные жилеты" из романа "Золотой теленок" рассуждали о том, стоит ли класть палец в рот английским политикам. Мечтать, конечно, не вредно, но когда почти все отечественные интеллектуалы начинают плакать по неизбежной утрате суверенитета, имея при этом весьма смутное представление о том, что же это такое - суверенитет, а пресса эти рыдания подхватывает, то государству приходится принимать решения в не слишком комфортной атмосфере. Именно поэтому, хочется верить, государство озаботится-таки разработкой и внедрением государственной идеологии".

Чуть с большим пафосом о проблеме пытаются рассуждать на страницах журнала "Власть", где высказались сразу несколько специалистов, среди которых прагматичнее всего рассуждает казахстанский представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов.

"Следует перестать называть это идеей, поскольку подобный термин довольно расплывчат и более применим к большим странам. Казахстану стоит ограничиться рядом целей, первая из которых - достижение лидерства по высокому уровню доходов населения в Центральной Азии. Цель должна помочь обществу стать сильным, чтобы оно прекратило довольствоваться малым, а начало делать все возможное, в пределах своих желаний".

В свою очередь, газета "Время" побывала на заседании дискуссионного клуба BATTLER, где состоялось тематическое обсуждение книги политолога Каната Нурова "Казахстан: национальная идея и традиции". Издание иронично отзывается о теме заседания и его идеологическом наполнении.

"По утверждению автора книги, он протянул красной нитью через весь свой труд этноним "казак". Сам Канат Ильич интерпретировал его "как имя вольного человека, гордое самоназвание сообщества выходцев из различных народов". То есть нация, по мысли автора, в данном случае определяется не кровно-родовой связью, а набором определенных человеческих качеств, сформированных под влиянием историко-географических обстоятельств.

"Нация и есть то гражданское сообщество, которое имеет государство и которое может иметь или не иметь титульную нацию. И в этом смысле национальность - это этнос. Как ни странно, нация - тоже этнос, просто у них разные основы, - мудрено пояснил Канат Нуров свою концепцию. - К примеру, есть казахи в России, есть казахи в Китае, но общаются ли они между собой? Я не думаю, что их можно назвать неким сообществом, и мы не можем отрицать этого факта".