"Восемнадцать лет, прошедшие в момента гибели парома "Эстония", унесшего жизни почти тысячи жителей Эстонии, Швеции и Финляндии, - достаточно длительный срок, для того, чтобы правда вышла наружу. Однако до сих пор в Европейском Союзе пелена тайны с этой трагедии не спала". Так корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 25 сентября, депутат городского собрания Таллина от Центристкой партии Эстонии Макс Каур прокомментировал предстоящую годовщину гибели парома "Эстония" 28 сентября 1994 года - самой крупной морской катастрофы в Балтийском море после Второй мировой войны.

Он выразил уверенность в необходимости проведения нового независимого международного расследования всех обстоятельств гибели парома, так как появляющиеся новые факты и свидетельства вступают в противоречия с выводами предыдущих расследований. По его словам, народ Эстонии нуждается в правде, так как вскрылись новые факты. Так, в момент, когда в свой последний рейс отправлялся паром "Эстония", в Балтийском море проходили военные учения кораблей НАТО. Поэтому, считает депутат, нельзя исключать и возможность того, что по "Эстонии" была открыта стрельба. Не понятно и то, продолжает Каур, почему корабли НАТО не пришли на помощь подающему сигналы бедствия парому, чтобы спасти гражданских лиц. Он выражает претензии к лидерам тогдашней Эстонии, которые до сих пор молчат по данному поводу.

Сегодня совершенно очевидно, что это не было случайностью, уверен депутат. Он задает вопрос: Кто был организатором этой трагедии и кто ответит перед родственниками жертв? Каур называет себя одним из таких лиц - на пароме погибли его сестра, бабушка и любимый человек.

Депутат Таллинского горсобрания предлагает допросить тогдашних руководителей государства и лиц, в руках которых находилась вся информация о трагедии. Первым в этом списке он называет бывшего премьер-министра Эстонии Марта Лаара. Он также предлагает дать слово находящему в тюрьме по обвинении в шпионаже в пользу иностранного государства Херману Симму, который в 1994 году возглавлял полицию Харьюмаа (Таллин и пригороды - прим. ИА REGNUM).

В связи с этим Каур напоминает, что именно через порты Харьюмаа покидали Эстонию летом 1994 года российские войска и что одной из версий гибели парома "Эстония" является интерес западных спецслужб к российским секретным военным технологиям, которые могли тайно перевозиться на борту парома.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, пассажирский паром "Эстония" затонул на маршруте Таллин - Стокгольм ночью 28 сентября 1994 года в 22 морских милях от шведского острова Уто. Из 989 находившихся на его борту пассажиров удалось спасти 137, погибли 852 человека, были обнаружены тела 95. Большинство погибших - граждане Швеции. Это самая крупная морская катастрофа на Балтийском море после Второй мировой войны. Специальная комиссия завершила свою работу по решению правительства Эстонии в феврале 2009 года.

Официальная версия комиссии - паром погиб из-за тяжелых погодных условий и недостатков конструкции. Эксперты и родственники погибших сомневаются в официальной версии и неоднократно проводили самостоятельные расследования, расходящиеся с мнением правительств Эстонии и Швеции.

Ранее со ссылкой на бывшего министра иностранных дел Эстонии Тривиме Велисте сообщалось, что эстонские власти осуществляли с ведома Швеции незаконную перевозку боевой российской техники и секретного военного оборудования через Швецию на затонувшем пароме "Эстония".