Армения - маленькая страна с небольшим населением, которая, однако, отличается разношерстным политическом полем. Здесь представлены чуть ли не все идеологии, есть политические партии на любой вкус и цвет, форму, размер... Разве что нет таких, которые пропагандируют фашизм, по крайней мере открыто. В любом случае, в Армении на сегодняшний день действуют около семидесяти партий, и каждая из них, по всей видимости, является носителем своих собственных идей о том, что для армянского народа благо, а что зло. И вот, в конце сентября 2012 года в Армении было объявлено о создании новой партии, причем либерального толка. Автор заявления - политолог бывший член партии "Республика" Сурен Суренянц. В интервью ИА REGNUM основатель новой партии рассказал, какие цели ставит перед собой новое политическое объединение.

ИА REGNUM: Г-н Суренянц, Вы объявили о создании новой либеральной партии "Новые правые". В Армении сложно быть либералом. Почему Вы решили взять именно этот курс?

Я не думаю, что в Армении сложно быть либералом, хотя в некоторой степени согласен с вами. Продвигать эту идеологию сложно, поскольку либерализм на протяжении долгого времени неверно преподносился армянскому обществу. Ряд политических сил, не имеющих никакого отношения к либерализму, выставляли себя в этом свете, искажая эту идеологию. Лично я на протяжении всей сознательной политической жизни либералом был всегда. Я не намерен сворачивать с этого пути, напротив, собираюсь преподнести армянскому обществу либерализм в чистом виде.

ИА REGNUM: Известно, что западный либерализм и либерализм, существующий на постсоветском пространстве, достаточно сильно различаются. К какому течению относите себя Вы?

Разница, однозначно, есть, и это относится не только к либерализму, но и к остальным идеологиям - социализм, коммунизм и прочие. Все они представлены обществу в искаженном виде. Например, на постсоветском пространстве социализм часто приравнивается к коммунизму, но стоит бросить взгляд на Запад и становится ясно, что это две совершенно разные идеологии. "Новые правые" ближе к классическому, чистому либерализму западного толка. Мы заявляем о необходимости реформ, которые максимально приблизят нас к Европе.

ИА REGNUM: Время для каверзных вопросов. В Армении есть ряд тем, по которым очень редко можно услышать расхожие мнения. Речь идет о религии и сексуальных меньшинствах. Классический либерализм предполагает полную свободу личности до тех пор, пока она не нарушает свободу других членов общества. Вы и в этом вопросе придерживаетесь классических либеральных позиций?

Здесь нужно сделать небольшую, но очень важную оговорку. Либерализм никоим образом не означает отказ от национальных идей. Какие бы общие цели и идеи не объединяли носителей либеральных идей в разных частях света, на каждой точке на планете нужно расставить свои "i", сделать упор на свои акценты. Нельзя все рассматривать в рамках формализма. Армения в этом плане не исключение, здесь есть своя специфика, которая отражается на любой идеологии, будь то социализм, консерватизм или либерализм.

В вопросе религий скажу так: религиозная свобода должна быть, законом ограничивать ее нельзя. Другой вопрос, что религиозным организациям законодательно должно быть запрещено воздействовать на уязвимые слои населения, речь в первую очередь о детях.

ИА REGNUM: Это предполагает равенство религиозных организаций перед законом? Ведь Армянская апостольская церковь, согласно Конституции, наделена особым статусом, а в отношении большинства других религиозных структур в армянском обществе в целом бытует очень негативное мнение.

Определенный Конституцией особый статус Армянской апостольской церкви ничего не решит, если сама ААЦ не займет адекватную позицию перед обществом. Ее статус на самом деле определяется не законом, а той исключительной ролью, которую сыграла Армянская церковь в истории армянского народа. Но если эта структура не сможет за счет собственной верной политики занять достойную общественную нишу, никакой закон ей в этом не поможет. Что касается других религиозных организаций, считаю, что они должны иметь право действовать, если не переходят определенные рамки. Духовный экстремизм не должен быть разрешен.

ИА REGNUM: Хорошо. А какова Ваша позиция в отношении лиц нетрадиционной сексуальной ориентации?

Для начала нужно признать тот факт, что, хотим мы того или нет, эти люди существуют, они существовали и раньше. Они были даже во времена Советского Союза, но скрывались. Силой этот вопрос решить невозможно, ведь важен не занавес, а то, что скрывается за ним. Я - христианин, категорически осуждающий такие явления, но одновременно я не имею права ограничивать этих людей, регулировать их личную жизнь. Но, с другой стороны, здесь есть нюанс. Приведу пример: в определенных местах Еревана, особенно в позднее время суток, можно встретить группы лиц, придерживающихся нетрадиционной сексуальной ориентации. В армянском обществе это явление расценивается как грубое нарушение общественного порядка, попрание норм общественной морали, и в данном случае закрывать на глаза не представляется возможным.

ИА REGNUM: Армения, 2030-й год, однополые браки разрешены, в таких семьях воспитывают детей, выгуливают их по вечерам?..

Я категорически против этого. Семья - это ячейка общества, и государство играет важную роль в вопросе ее формирования, развития. Этот вопрос не лежит исключительно в сфере прав человека и должен регулироваться на государственном уровне. Повторяю: будь я у власти или в оппозиционном лагере, я категорически против этого.

ИА REGNUM: Перейдем к более насущным вопросам. Несколько дней назад Вы заявили, что партия "Новые правые" не будет выдвигать кандидата на президентских выборах 2013 года. В чем причина?

Наша партия находится на этапе формирования. Участие в президентской гонке - серьезный процесс, который требует наличия немалых политических, финансовых ресурсов, которых у нас сегодня нет. В сложившихся обстоятельствах наиболее приемлемый для меня кандидат - лидер партии "Республика" Арам Саркисян, но, к сожалению, на данный момент и он, независимо от наших с ним личных отношений, не располагает необходимыми политическими и организационными ресурсами, чтобы получить статус проходного кандидата. На этом этапе я считаю важным не столько вопрос кандидата, сколько создание единой идейной платформы, которая позволит объединить все либеральные силы Армении. На базе этой платформы уже можно будет обсуждать вопрос кандидата.

ИА REGNUM: Тем не менее, кого из действующих на политической арене страны либеральных лидеров Вы считаете наиболее вероятным единым кандидатом от либеральных политических сил Армении?

Выбор не столь велик на самом деле. Есть Арам Саркисян, есть Раффи Ованисян (лидер партии "Наследие" - ред.), но я бы воздержался отвечать на этот вопрос, так как подобное заявление может помешать созданию идейного ядра.

ИА REGNUM: В основной своей массе либеральные силы Армении по отдельности слабы, вынуждены интегрироваться в различные союзы, с самостоятельностью у них нелады. Что Вы собираетесь предпринять, чтобы новая создаваемая партия не пополнила их ряды?

Ответ очень прост и ясен: мы никогда не поставим нашу идеологию в зависимость от конъюнктурных нюансов. Либеральные силы, о которых вы говорили, не воспринимаются обществом должным образом, они не выглядят либералами, хотя бы потому что часто их можно увидеть в союзах, альянсах с партиями с совершенно иной идеологией, социалистами, к примеру. По сей день армянские либералы были и есть рассеяны в политическом поле страны, выступают в роли вкраплений.

ИА REGNUM: Известно, что Вы выступаете за присоединение Армении к НАТО (следовательно, выход страны из Организации Договора о коллективной безопасности), вступление в ЕС, отсутствие на ее территории российских военных баз... Кто, в таком случае, заменит Россию в роли гаранта безопасности Армении?

Вступление в НАТО и Европейский Союз - это не происходит за день-два. Это долгий процесс, требующий много времени, речь о нескольких годах. В первую очередь речь идет о приведение в соответствие наших стандартов с европейскими в области развития демократических институтов, прав человека, уровне экономического развития. Эти изменения подразумевают проведение глубоких реформ, а целью всего этого процесса должно стать вступление в Евросоюз. Важно, чтобы именно этот вектор был взят на вооружение в качестве основной составляющей внешней политики Армении. Что касается гаранта безопасности стран, то для таких маленьких государств, как наше, таким гарантом служит не чья-то военная база, а хорошие отношения с соседями. Да и вывод российской базы - это не тот вопрос, который можно решить за пару месяцев.

ИА REGNUM: Вы полагаете, что гипотетическое вступление Армении в Североатлантический Альянс, где уже присутствует исторический противник Армении - Турция, поспособствует налаживанию отношений с соседями? Не считаете, что такое налаживание может быть осуществлено только за счет интересов Армении? "Забудьте про Геноцид, не вспоминайте про земли..."?

Сегодня в НАТО есть страны, которые находятся далеко не в лучших отношениях друг с другом. В качестве примера - Турция и Кипр. Но членство в одном военно-политическом альянсе не обостряет их отношения, а наоборот - смягчает. В западном мире отношения не предполагают попрание интересов одной стороны в угоду другой, там основная ставка сделана на сотрудничество. Думаю, в случае с Арменией членство в НАТО поспособствует диалогу Ереван-Анкара. Это возможность перевести Турцию из позиции антагониста в позицию участника диалога. Я, как гражданин Армении, армянин, в первую очередь заинтересован в том, чтобы Геноцид армян признали не третьи станы, а сама Турция. Реализация этой возможности кроется как раз в диалоге двух сторон.

Беседовал Эмиль Бабаян