Со скандала начался учебный год в нижнекамском медресе "Рисаля". Мухтасиб Нижнекамска Юсуф Давлетшин отказался пускать в здание учебного заведения студентов. Эксперты-исламоведы считают, что это делается по идеологическим причинам.

Об инциденте сообщил ИА REGNUM директор медресе Рафик Исламгалиев. Он пояснил, что в Нижнекамск приехало 10 юношей, чтобы получать мусульманское образование, однако мухтасиб отказывается пускать их и в само учебное помещение, и в общежитие, находящиеся на территории медресе.

"Мы и так уже перенесли начало учебного 2012-2013 года с сентября на октябрь, однако не думали, что мухтасиб специально будет чинить препятствия для получения знаний по исламу", - говорит педагог. По его мнению, Юсуф Давлетшин и его приближенные делают это, чтобы медресе перестало работать.

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов сообщил, что в самоуправстве нижнекамского мухтасиба есть идеологическая причина: "Долгие годы медресе "Рисаля" было рассадником ваххабизма в Закамье. Активно этому способствовал его бывший директор и в 2002-2005 годах мухтасиб Нижнекамска Рамиль Юнусов".

По словам Сулейманова, Юнусов после переезда в Казань в 2005 году и назначения имамом главной татарстанской мечети "Кул Шариф", которая была превращена в один из бастионов салафизма в регионе, сохранил контроль над медресе, поставив на должность исполнительного директора "своего человека" Венера Муратова (юридически Юнусов оставался директором, распоряжался банковским счетом медресе), а на посту нижнекамского мухтасиба оказался его друг и единомышленник Юсуф Давлетшин.

Венер Муратов, у которого нет даже религиозного образования (имеющийся диплом об окончании медресе "Рисаля", по словам Сулейманова, является поддельным, а занимался подделкой дипломов лично Юнусов) получил еще в 2011 году канонический выговор с занесением в личное дело за то, что издал ваххабитскую книгу "Комментарии к вероучению имама ат-Тахави". Ее издание осудил Совет улемов ДУМ Татарстана.

Предвидя возможную отставку и не желая превращать медресе "Рисаля" в учебное заведение традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба, Венер Муратов и Юсуф Давлетшин 1 июня 2011 года пошли на расторжение договора между Нижнекамской соборной мечетью и медресе "Рисаля", хотя для этого, на первый взгляд, казалось бы причин не было (согласно этому договору коммунально-хозяйственное обеспечение учебного процесса брала на себя мечеть).

После назначения 6 сентября 2011 года директором медресе в Нижнекамске известного ханафитского богослова Рафика Исламгалиева, который занялся "деваххабизацией" учебного заведения, между Давлетшиным и Исламгалиевым сразу сложились напряженные отношения. Преподавательский состав медресе, сформированный при Рамиле Юнусове и Венере Муратове и состоявший, по некоторым данным, даже из лиц, проходивших подготовку в лагерях Шамиля Басаева и Хаттаба в Чечне, покинул учебное заведение, но начал работать на вечерних курсах при Нижнекамской соборной мечети при покровительстве мухтасиба.

Сам Давлетшин начал всячески препятствовать работе учебного заведения: по этой причине начало учебного 2012-2013 года даже пришлось перенести на октябрь. Однако сегодня мухтасиб Давлетшин просто не пустил в медресе учащихся (здание медресе примыкает к Нижнекамской соборной мечети, образуя единый комплекс), мотивируя это требованием оплаты за коммунально-хозяйственное обслуживание медресе.

"Некоторые мухтасибы и имамы возомнили, что мечеть или медресе - это их личная вотчина, где они могут устанавливать свои порядки. Давлетшин забывает, что и Нижнекамская соборная мечеть, и медресе "Рисаля" подчиняются Духовному управлению мусульман Татарстана, а не единомышленникам ваххабитского идеолога Юнусова, объявленного в федеральный розыск за подделку диплома о высшем образовании", - отметил Раис Сулейманов. Он также добавил, что 3 августа 2012 года на внеочередном заседании Государственного Совета Татарстана, специально посвященном проблеме ваххабизма, республиканский министр внутренних дел Артем Хохорин в своем докладе назвал Нижнекамский район одним из наиболее салафитизированных районов Татарстана, в котором произошло сращивание ваххабизма и бюрократии.