В столице Татарстана представители татарской интеллигенции возложили цветы к памятнику одного из основоположников евразийства, историка Льва Гумилева (1912 - 1992). В местных национально-ориентированных СМИ Гумилев уже не первый год представляется как "покровитель тюркских народов".

В 2005 году, накануне празднования так называемого "1000-летия Казани", в столице Татарстана произошел скандал: активисты ТОЦ пригрозили уничтожить памятник Петру Первому, который правительство Санкт-Петербурга подарило Казани вместе с целой отремонтированной улицей Санкт-Петербургской (бывшей Свердлова). Улица и памятник российскому императору - основателю Северной столицы должны были свидетельствовать о дружбе двух городов.

Однако за неделю до торжественного открытия монумента казанские власти отказались от установки, поскольку среди татарских националистов прошел слух - "Петр выступал против татар и мусульман". В результате было решено вместо памятника основателю Санкт-Петербурга поставить памятник... историку Льву Гумилеву, до того времени практически не известному большинству казанцев. Принципиальным моментом в данном символическом акте стала надпись, сделанная микроскопическим шрифтом на фасаде постамента: "Я всю жизнь защищал татар от клеветы".

Как утверждали местные газеты, решение принималось на самом верху, а надпись была сделана по личному распоряжению президента Минтимера Шаймиева, к тому времени увлекшегося чтением трудов Льва Гумилева.

С тех пор памятник историку, срочно изготовленный по просьбе руководства Казани (и очень напоминающий товарища Огурцова из фильма "Карнавальная ночь"), стоит в начале Петербургской улицы, вызывая недоумение горожан и гостей столицы Татарстана. В этом году, в связи со 100-летним юбилеем Л.Н. Гумилева, часть национально-ориентированной общественности во главе с небезызвестным директором Института истории АНТ, экс-советником президента Шаймиева Рафаэлем Хакимовым возложила цветы к забытому монументу. В Национальной библиотеке Татарстана открылась выставка.

Сегодня в официальных татарстанских релизах Лев Гумилев характеризуется как "великая личность, покровитель тюркских народов, историк, географ, этнолог и поэт, обладавший мощными жизненными силами и блестящей эрудицией". А его исторические труды заслуживают внимания потому, что "в них он дает свое видение истории татар, которое отличалось от трактовки советских историков". Не исключено, что в свое время Минтимер Шаймиев действительно прочел несколько страниц из сочинений основоположника пассионарной теории этногенеза, которая до сих пор не является общепризнанной (коллеги-историки критиковали Гумилева за лженаучность, русский национализм и антисемитизм). В этой связи можно процитировать некоторые высказывания Л.Н. Гумилева о той же Куликовской битве, 632-ая годовщина которой недавно отмечалась, и до которых, вероятнее всего, бывший президент Татарстана просто не дочитал:

"В XIV веке на Руси антиордынские настроения выкристаллизовались в мощное движение, связанное с новым взрывом этногенеза, которое возглавил Сергий Радонежский. Именно оно толкнуло русских людей на Куликово поле, где бой шел не с "погаными", то есть язычниками, а с "басурманами", или мусульманами, представителями чуждого мира и враждебной системы. Именно здесь началась грандиозная борьба, закончившаяся полной победой русских. <...>

Куликовская битва - величайшее событие русской истории! Это начальная точка отсчета культурного феномена, который от того времени пошел в мир и ныне идет под названием "русское", "российское". Это культура громадных горизонтов, больших масштабов измерений и глубины творчества. Это великий народ, расселившийся по Евразии, могучая государственность, военная слава, политическая и философская мысль, поэзия, искусство. Русский этнос родился на Куликовом поле - на тесной, затянутой перелеском и болотцем площадке, размером не более 30 квадратных километров, откуда вышла горстка новых русских, родоначальников этноса, который живет и поныне".