"Обсуждение предложенной правительством страны Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года с каждым днем "набирает обороты". Учитывая, что Стратегия включает различные направления реформирования пенсионной системы, стоит обратить внимание на то, чего в итоге она предполагает достичь. Более того, в тексте Стратегии постоянно делается акцент на то, что разработка базируется на передовом опыте, с учётом международных стандартов", - заявил сегодня, 7 октября корреспонденту ИА REGNUM эксперт по вопросам социально-трудовой сферы Вячеслав Федоренко.

По его словам, "среди целей стратегии пенсионной системы - достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате, обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера и ряд других". И вот здесь у экспертного сообщества возникают вполне закономерные вопросы. Так, правительство РФ рассчитывает, что при реализации данной Стратегии будет достигнут уровень пенсий граждан России в размере 40% при нормативном страховом стаже, а нормативный страховой стаж предлагается установить на уровне 40 лет. Много это или мало? Судите сами.

В июле 2011 года в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ было заявлено, что в 2012 году Российская Федерация намерена ратифицировать Конвенцию Международной организации труда (МОТ) 1952 года под названием "О минимальных нормах социального обеспечения". Прошел год, однако во вновь разработанном документе нет ни слова о ратификации данной Конвенции. Так и осталось непонятным, на какие международные стандарты в области пенсионного обеспечения ориентируется Россия? Может на Конвенцию МОТ 1962 года "Об основных целях и нормах социальной политики" или Конвенцию 1982 года "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения"? Так и они не ратифицированы Россией!

На взгляд Федоренко такое стало возможным из того, что Минтруд посчитал достаточным лишь сослаться на международные стандарты. Ведь как говорится "На нет и суда нет". Вот почему чиновники Минтруда предлагают установить 40-летний страховой стаж для будущих пенсионеров с целью достижения уровня пенсии в размере до 40% утраченного заработка, сославшись на не ратифицированные Россией международные стандарты. Хотелось бы узнать, а где Минтруд нашёл в Конвенции МОТ 1952 года норму - 40-летний страховой стаж? Вот и получается на деле, что минимальный размер пенсии на уровне 40% от утраченного заработка есть, а 40-летнего страхового стажа - нет".

"По данным Минтруда, отношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера в настоящее время составило 179,8%. И какие здесь проблемы по увеличению этого размера? А главное - за счёт кого и чего? Непонятно. Возможно за счёт скрытого повышения пенсионного возраста, который подменяется высоким показателем страхового стажа, то это одно. Если повышением тарифов - это другое. Если ростом оплаты туда в России - третье. Ну а если достижением 100-процентного сбора страховых взносов, при легализации всех доходов по оплате труда - то это уже четвёртое. А пока все это очень смахивает лишь на благие пожелания. Как тут не вспомнить поговорку "Нашим салом нас и накормили".

"Вот только это "сало" будет гражданину России по этой Стратегии пенсионной системы всё труднее произвести. И доживёт ли среднестатистический россиянин до того момента, когда это "сало" ему посчастливится попробовать? Думаю, что вряд ли", - подытожил Вячеслав Федоренко.