Государственная дума РФ в первом чтении поддержала правительственный проект закона "Об образовании в РФ" и отклонила законопроект "О народном образовании", предложенный КПРФ, передает корреспондент ИА REGNUM 17 октября. Правительственный законопроект поддержали 292 депутата, коммунистический - 209 парламентариев.

Оба закона имеют обстоятельный и содержательный характер, определяют цели и задачи системы образования в России, оказание реального содействия системы образования в развитии экономики России, определяют круг обязанностей государства по отношению к обществу, отметил председатель комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярев ("Единая Россия"). "Вместе с тем это два разных законопроекта", - отметил он. "Один из них - тот, что внесен группой депутатов во главе со Смолиным - безусловно, консервирует ту систему образования, которая существует сегодня. Это очевидно из текста законопроекта, он во многом повторяет закон от 1992 года, хотя там есть достаточно много интересных и полезных новаций", - сказал глава профильного комитета Госдумы.

Второй законопроект, внесенный правительством, явно ориентирован в завтрашний день, уверен Дегтярев. "Я убежден в том, что никакой инновационной экономики нам не построить, если мы не построим инновационную систему образования", - отметил он.

В ходе обсуждения законопроектов академик РАН, лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов (КПРФ) призвал парламентариев отрешиться от своих фракционно-партийных позиций и объективно рассмотреть оба законопроекта. "Я призываю подходить к рассмотрению обоих законопроектов не из фракционных интересов, а думать о том, как будет лучше для страны", - сказал он.

Основную часть своего выступления он посвятил тем достижениям, которые были в области образования, как среднего, так и высшего, а также в области научных разработок в советский период. "Возрождение российской экономики должно основываться на высоких технологиях и передовых научных разработках", - уверен академик.

Он подчеркнул, что только тогда, когда наши отечественные специалисты будут востребованы страной и обществом, станут понятнее всем преимущества альтернативного законопроекта, одним из главных авторов которого является Олег Смолин.

Алферов также обратил внимание на то, что при доработке правительственного закона в него был включен ряд позиций из альтернативного законопроекта. "Однако по целому ряду важных позиций этого сделано не было", - добавил он.

Принятый в первом чтении проект закона "Об образовании в РФ" призван заменить действующие законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В нем сохранены базовые принципы, закрепленные действующим законодательством об образовании. Вместе с тем есть и ряд нововведений. Так, впервые в законодательстве об образовании вводится глоссарий, включающий 35 основных терминов и понятий, описывающих систему образования, предусмотрена новая систематизация образовательных программ - основные и дополнительные.

Впервые нашли четкое законодательное оформление вопросы, касающиеся правового статуса педагогических работников и руководителей образовательных организаций, введены обязательства государства по созданию условий для полноценной профессиональной деятельности, впервые закреплены права и обязанности родителей.

Также впервые в законопроекте закреплено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Законопроектом впервые закрепляются нормы о педагогической экспертизе в отношении нормативных правовых актов, которые затрагивают вопросы обучения и воспитания, об инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования.

Обучающимся предоставляется возможность выбора различных учебных курсов в самом образовательном учреждении или вне его с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Ожидается, что второе чтение законопроекта может состоятся в конце ноября.