Инициативу Министерства иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики о создании "Евразийского региона Приднестровье" и начавшиеся переговоры на этот счет между Тирасполем и Москвой прокомментировал 19 октября для ИА REGNUM директор НИИ стратегического анализа и прогнозирования (г. Тирасполь) Илья Галинский.

Политическое руководство Приднестровья в последнее время смело выдвигает и обосновывает необходимость новых конструктивных, важных для жизнеспособности государства идей в контексте встраивания Приднестровья в общемировые объединительные структуры, прежде всего, в евразийское социо-политическое и экономическое пространство. Именно в данном аспекте, как реализацию воли приднестровского народа, высказанную на всенародных референдумах, следует рассматривать предложение МИД ПМР о возможном создании Евразийского региона "Приднестровье".

Разумеется, что это не просто некий популистский лозунг, используемый для решения каких-либо пиар-задач. По нашему мнению, это уже в который раз публично декларируемый геостратегический выбор, как приднестровского народа, так и его законно избранной государственной власти: Россия, Евразийское политическое, социо-экономическое и гуманитарное пространство.

Вопрос лишь в том, чтобы эта, безусловно, прогрессивная и конструктивная идея, была не просто услышана и одобрена высшим политическим руководством России, но и была переведена в плоскость практической реализации. Однако, учитывая особое место, занимаемое Приднестровьем в мировой системе государств, в том числе, отсутствие у нее де-юре международно признанного статуса и общей границы с Россией, на этом пути могут возникнуть вполне прогнозируемые трудности и препоны в лице ее географических соседей: Молдовы и Украины. Трудно представить, чтобы нынешние проевропейские и пронатовские руководители Молдовы, ориентирующиеся геополитически на США и Евросоюз и максимально работающие на "реинтеграцию" Приднестровья в состав Молдовы, вот так спокойно "разрешили" бы Приднестровью превратиться в Евразийский регион, лишившись в данном случае своей, пусть и лишь видимой, но "юридической легитимности". Весьма проблематично и то, что эти прозападные власти позволили бы "русскоязычным" районам Республики Молдова присоединиться к возможному "Евразийскому региону", тем более на равных с Приднестровьем условиях. В данном контексте, уже, кажется, ни для кого не является секретом то, что власти Молдовы произносят красивые фразы о необходимости сближении двух берегов Днестра, но на деле делают все, чтобы этого сближения не произошло. Примером тому является их позиция по вопросу открытия в Приднестровье российского консульства. Разумеется, Россия могла бы спокойно "наплевать" на мнение Молдовы, если оно находится вне рамок российских национальных интересов, как это часто делают в подобных ситуациях США. Но возможно, политическое руководство России к такому решительному действу пока еще не вполне готово и ждет какого-либо "окончательного" подтверждения ведения Молдовой двойной игры или фиктивности заявленного нейтрального статуса. Хотя, на наш взгляд, доказательств тому более чем достаточно. Особенно, что касается участия Молдовы во всевозможных программах и проектах НАТО и контроля натовскими структурами оборонного пространства Молдовы. Следует только серьезно все это проанализировать.

Не трудно также представить возможную реакцию Украины на создание Евразийского региона "Приднестровье", с учетом наличия общей границы между странами, и ее декларируемым стремлением войти в состав Евросоюза. Опять-таки, и это не является большим секретом для осведомленных политических экспертов, перед Украиной руководством Евросоюза было поставлено жесткое требование - обязательным условием сближения Украины и Евросоюза должна стать максимальная поддержка политики Молдовы по "реинтеграции" Приднестровья, в том числе поддержка всех ограничительных мер, направленных против народа Приднестровья. Иначе говоря, современная Украина, проводящая свою геополитику во многом под диктовку "евро" и "америко" комиссаров будет настаивать на исключительно молдавской юрисдикции над возможным будущим Евразийским регионом "Приднестровье". Что, конечно же, неприемлемо не только для народа Приднестровья, но и для его политического класса.

Означает ли это, что создание Евразийского региона "Приднестровье" неосуществимо? Разумеется, нет. И возможно, и осуществимо. Самым быстрым и легким решением проблемы, безусловно, стало бы официальное признание Приднестровья со стороны России (по примеру Абхазии и Южной Осетии). Аргументов для этого у России предостаточно. Здесь и незаконный выход в свое время из Советского Союза Молдавской ССР, с грубейшими нарушениями соответствующего Закона 1990 года и, соответственно, лишение права приднестровского народа на самоопределение. Также в этом ряду - до сих пор не отмененное решение парламента Молдовы о правовой несостоятельности последствий пакта Молотова-Риббентропа. Здесь также и грубейшие нарушения властями Молдовы основополагающих прав и свобод 170 тысяч российских граждан, проживающих в Приднестровье. Наконец - это результаты всенародного референдума 2006 года, которые показали, что все Приднестровье за свое независимое государство и хочет в Россию (17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике состоялся референдум, по итогам которого более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM).

Другим, более безболезненным, на наш взгляд, путем создания Евразийского региона "Приднестровье" может стать практическая легализация решений Мадридской Конвенции 1980 года, перенос их на евразийское пространство. А именно - равноправными участниками еврорегионов, согласно Конвенции, могут стать и субъекты, не имеющие юридически утвержденного статуса (к вопросу, если пока Россия не готова считать официально Приднестровье не де-факто, а де-юре государством).

В любом случае, как говорится, политический мяч сегодня находится на российской стороне. Приднестровская сторона готова к любой поддержке российской позиции. Поэтому, все зависит от того, какой политический выбор сделает Россия на данном направлении, в данном вопросе. И, может быть, именно с этого выбора и начнется подлинное возрождение России как Великой Евразийской и мировой державы. Приднестровцы очень многого ждут от скорой новой встречи с представителем президента России по Приднестровью Дмитрием Рогозиным. Вполне возможно, он привезет в Приднестровье какие-либо практические предложения по разъяснению и решения по реализации содержательного аспекта высказанной на молодежном форуме в Селигере президентом России Владимира Путина мысли о том, что только сам приднестровский народ должен определять свое будущее и свой политический статус.