Спектр существующих между США и Ираном проблем настолько широк и не ограничивается только ядерной программой - здесь и Сирия, и Ливан, и палестинский вопрос, что говорить о перспективах диалога сложно, тем более, что на начальном этапе он должен будет иметь закулисный характер и подвергаться сильному давлению как в Иране, так и в США. Об этом в интервью ИА REGNUM заявил эксперт по региональным проблемам Давид Арутюнов.

ИА REGNUM: Как известно, до президентских выборов в США осталось несколько дней, и именно с ними многие связывают дальнейшее развитие событий вокруг Ирана и его ядерной программы. Каковы прогнозы о том, что будет происходить дальше? Какой тактики будет придерживаться Вашингтон?

В некоторой степени это будет зависеть от результатов президентских выборов. При победе Барака Обамы вероятно некоторое снижение напряженности, даже есть вероятность того, что администрация США попытается наладить прямой диалог с Ираном по всему комплексу проблем, включая сирийскую. Нужно отметить, что на начальном этапе президентства Обамы в Вашингтоне преобладала именно эта линия. Такой вариант возможен и с учетом того, что после своего переизбрания Обама уже в меньшей степени будет скован предвыборными соображениями.

В то же время при избрании Митта Ромни также не обязательно резкое обострение ситуации в сторону военного решения, так как антииранская риторика Ромни во многом была связана со стремлением привлечь симпатии еврейской общины США, а также близостью между республиканцами США и правым блоком в Израиле. При избрании Ромни реальный политический курс будет связан с осознанием всей сложности ситуации с Ираном. Стоит напомнить, что в свое время республиканская администрация Буша младшего в 2006-2007 также не решилась на военное решение вопросов с Ираном. В то же время обстановка вокруг Ирана очень напряжена, наблюдается концентрация военно-морских сил в регионе. Словом, это все увеличивает шансы дестабилизации региональной ситуации.

ИА REGNUM: Пойдет ли Тегеран на прямой диалог с Вашингтоном?

Попытки прямого диалога несколько раз уже предпринимались, и Иран в принципе не отказывается от диалога, хотя и прямо об этом не заявляет. Спектр существующих между США и Ираном проблем настолько широк и не ограничивается только ядерной программой - здесь и Сирия, и Ливан, и палестинский вопрос, что говорить о перспективах диалога сложно, тем более, что на начальном этапе он будет носить закулисный характер и подвергаться большому давлению как в Иране, так и в США. Но вероятность альтернативного варианта - военного решения для США в настоящее время трудно рассматривать, так как после выборов изменения, в первую очередь, будут усматривать финансово-экономические вопросы, и в условиях сокращения военных расходов военная операция против Ирана пусть и ограниченная вызовет сильнейшую перегрузку для экономической стабильности США. То же самое актуально и даже в большей степени для ЕС.

ИА REGNUM: ЕС, как мы видим, все активнее применяет санкционные меры против Ирана. Недавно Евросоюз утвердил новый пакет экономических санкций в отношении Тегерана. Какое воздействие они могут иметь на внутреннюю ситуацию в Иране?

Принятый в середине октября пакет санкций не будет иметь решающего значения. В этом отношении решающими были санкции, введенные ЕС в начале этого года в сочетании с мерами, которые приняли США. Весь комплекс санкционных мер, несомненно, оказал влияние на экономику Ирана. При этом этот негативный эффект усиливается, так как накладывается на тему снижения цен на нефть и, в целом, к сокращению потребления энергоносителей в основных центрах мировой экономики ввиду кризиса. Параллельно внутри Ирана в настоящее время осуществляется еще один виток либеральных реформ, и в сочетании все это, несомненно, обостряет социально-политическую ситуацию внутри страны, особенно сильно бьет по среднему классу. Воздействие санкций на экономику Ирана, по некоторым признакам, способствовало и тому, что в Израиле в большей степени воспринимается нынешняя позиция США относительно эффективности таких мер.

ИА REGNUM: Часть санкций, как известно, напрямую коснулась телекоммуникационной сферы, в частности, ведущий европейский спутниковый провайдер Eutelsat прекратил трансляцию 19 иранских теле- и радиовещателей, среди которых и крупнейший иранский англоязычный телеканал Press TV. Фактически, с одной стороны, ЕС твердит о правах человека и учит весь мир свободе слова, с другой ограничивает ее? Не наблюдаем ли мы здесь применение двойных стандартов?

Все эти декларативные заявления о свободе слова и демократии со стороны Запада неоднократно демонстрировали применение двойных стандартов и не только в случае Ирана. Достаточно вспомнить и авиационные удары со стороны НАТО по комплексу зданий югославского телевидения в 1999 году, которые тогда преследовали цель достичь преобладания в информационной войне. Антииранские санкции в сфере телекоммуникаций, можно сказать, преследуют цель сократить информационное поле, в котором Иран может воздействовать на региональное пространство, то есть в итоге они нацелены на уменьшение роли Ирана в регионе.

ИА REGNUM: Г-н Арутюнов, в ходе недавнего визита в Ереван министр энергетики Ирана Маджид Намджу заявил о наличии некоторых препятствий для реализации совместных армяно-иранских проектов. Можно ли утверждать, что причиной этому стали примененные против ИРИ санкции?

Та часть санкций, которая нацелена на взаимодействие финансового сектора Ирана с мировой валютной системой, несомненно, осложняет все виды международного экономического сотрудничества, и, конечно же, это касается и тех проектов, которые реализуются совместно с Арменией.

В то же время вопрос армяно-иранского сотрудничества и его динамика в дальнейшем, особенно, в свете всей ситуации, сложившейся вокруг Ирана, пока вопрос политической воли. До сих пор и США и ЕС выражали, в целом, недовольство сотрудничеством Армении с Ираном, в тоже время выражая определенное понимание мотивов политический элиты Армении. То есть до сих пор жесткое давление на Армению в данном вопросе не наблюдалось, так как на Западе понимают, что это чревато экономической дестабилизацией Армении. Но в тоже время поле для маневров армянского руководства неуклонно сужается.

Беседовала Нане Саргсян