Несколько дней назад ИА REX опубликовало комментарий первого вице-президента Центра моделирования стратегического развития Григория Трофимчука. В нем он говорит, что в ответ на назначение в Тбилиси спецпредставителем по урегулированию отношений с Россией опытного дипломата Зураба Абашидзе, Россия должна сделать ответный шаг и ввести аналогичный пост спецпредставителя по Грузии, назначив на него некоего "народного дипломата".

Григорий Трофимчук, без сомнения, известный эксперт, к словам которого необходимо всячески прислушиваться, вместе с тем, позволю себе не согласиться с ним в этом вопросе и сказать, что, на мой взгляд, никакого поста специального представителя по Грузии России делать не нужно.

Причины, по которым Грузия ввела этот пост, понятны. Они заключаются в жизненной необходимости урегулировать отношения с Россией, открыть российский рынок для грузинского сельского хозяйства, находящегося в предсмертном состоянии, выполнить предвыборные обещания нового премьера Бидзины Иванишвили и, наконец, в крайней сложности (а я бы сказал - и невозможности!) сделать все это в тех очень узких политических рамках, которые грузинские власти сами себе поставили. Немаловажно и то, что учредив этот пост, Грузия тем самым дает нам ясный сигнал о том, что ее политика меняется, и что новые власти очень серьезно относятся к урегулированию отношений с Россией.

Но ведь наша политика не меняется! Восстановление отношений нужно в первую очередь Грузии, а не нам. Это грузины, наконец, осознали, что, несмотря на всю демагогию Саакашвили о продаже вина в Китай и в Америку, грузинское сельское хозяйство мертво без российского рынка и всячески хотят попасть на него снова. Это Иванишвили, а не Путин сделал одним из основных предвыборных тезисов восстановление отношений с Москвой. Это грузины, а не россияне десятками тысяч рвутся в Россию и страдают от отсутствия виз. Это Грузии, а не нам будет архисложно помириться с Россией, одновременно называя ее оккупантом и идя в НАТО.

С нашей стороны все выглядит гораздо проще и не требует каких-либо значительных дипломатических усилий. Есть ряд вещей, которые грузинская сторона должна сделать, чтобы доказать серьезность своих намерений и окончательный отказ от антироссийского курса Михаила Саакашвили и если это произойдет, то, пожелания Тбилиси, на мой взгляд, вполне можно будет обсудить.

К числу таких условий относятся: закрытие Музея российской оккупации, закрытие или полное переформатирование антироссийского телеканала ПИК (уже закрыт), отмена закона об уголовном преследовании людей, побывавших в Абхазии и Ю.Осетии без грузинских виз, восстановление функционирования Транскавказской железной дороги (Россия-Абхазия-Грузия-Армения. Намерения об этом уже высказаны), снятие запрета на транспортировку по грузинской территории российских грузов военного назначения для нашей базы в Армении и денонсация решения грузинского парламента о признании геноцида черкесов во время Кавказской войны.

О последнем пункте хочу сказать особо. Грузинские политики уже заявили о том, что поддержка черкесских националистов и радикалов будет свернута, но отмены признания геноцида не последует, "т.к. в этом случае Грузия будет некрасиво выглядеть". Этого будет мало! Мало! Признание геноцида - это совершенно однозначный антироссийский акт, принятый с целью навредить нашей стране и вбить клин между нашими народами. Я глубоко уверен, что без его отмены никакое урегулирование отношений с Грузией невозможно. Как при этом будет выглядеть Грузия, должно заботить самих грузин, которые это абсурдное признание устроили. В конце концов, пусть новый спецпредставитель Абашидзе выедет в Кахетию и спросит местных виноградарей, что им больше нравится - продавать вино на российский рынок и нормально жить на вырученные деньги или признавать никогда не существовавший черкесский геноцид, а получив ответ пусть подумает как можно отменить признание геноцида и при этом достойно выглядеть.

Кроме того, должен сказать, что до меня доходят противоречивые сигналы. Если в сторону России Грузия сейчас транслирует информацию о прекращении поддержки черкесских националистов, то самим этим националистам и радикалам грузины нашептывают, чтобы те не волновались и что поддержка будет продолжаться, хотя и менее публично. Кавказ очень мал, о всяком таком двурушничестве станет сразу же известно и тогда у России просто не будет причин для восстановления отношений с Грузией.

Ну а в целом, шар сейчас на грузинской стороне. Пусть Грузия не дипломатическим искусством, а реальными делами докажет серьезность своих намерений, и я буду первым, кто выскажется за восстановление отношений. Не стоит суетиться. После долгой разлуки давайте будем великодушными и разрешим Грузии поухаживать за Россией.