Власти Республики Алтай и руководство Горно-Алтайского государственного университета, озабоченные результатами мониторинга вузов, которые на днях обнародовало Министерство образования и науки РФ, провели уже несколько совещаний, на которых обсуждали меры повышения эффективности единственного в регионе вуза, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Минобразования отнесло ГАГУ к вузам "с признаками неэффективности" - именно на такой формулировке настаивают сотрудники университета, заметно раздражаясь, когда в местных изданиях пишут о том, что "Минобразования признало ГАГУ неэффективным вузом".

Как говорится в сообщении министерства, по итогам анализа с учетом территориальной и отраслевой специфики может быть реализован широкий спектр мер по повышению эффективности деятельности вузов и филиалов. Среди таковых мер оказание дополнительной финансовой поддержки, усиление руководства, регулирование контрольных цифр приема. "Мы объединили вузы, которые не смогли преодолеть пороговые значения по четырем критериям из пяти, в группу вузов с признаками неэффективности. Окончательные решения о том, какие мероприятия необходимо провести, чтобы улучшить их позиции, будут принимать рабочие группы, куда в обязательном порядке включены представители регионов, так как именно они лучше всего представляют ситуацию на местах", - отметил министр образования Дмитрий Ливанов.

"Сообщение о том, что Горно-Алтайский государственный университет попал в число вузов "с признаками неэффективности", было довольно-таки неожиданным, - признался в своем блоге глава Республики Алтай Александр Бердников. - ГАГУ оценивается уже не впервые, и до сих пор серьезных претензий к нему не было. Возможно, несколько изменилась система оценки, а возможно, что и в самом деле были допущены недочеты в работе, ведь, чтобы соответствовать новейшим требованиям, нужно все время двигаться вперед, недопустимо стоять на месте".

"ГАГУ - единственный вуз в Республике Алтай, он существует почти столько же, сколько и сама республика, и я назвал бы его "субъектообразующим" вузом. Ведь сегодня в образовании, экономике, государственном управлении, сельскохозяйственном производстве, других отраслях в Республике Алтай в большинстве своем трудятся именно выпускники нашего университета, - продолжает Бердников. - В ГАГУ учится более 5 тысяч студентов, и более 60% из них - это жители республики. Университет является главным поставщиком кадров для нашего региона, и именно по тем специальностям, в которых наш субъект больше всего нуждается - это туризм, экология, природопользование, археология, агропромышленный комплекс и множество других. Университет проводит научные исследования в области изучения биоразнообразия, историко-культурного наследия, социально-экономического развития Республики Алтай, охватывая все наиболее важные аспекты развития республики".

"Не надо забывать и о том, что Республика Алтай занимает важное геополитическое положение, находясь на стыке нескольких государств - Казахстана, Монголии и Китая. Пограничное положение, наличие исторических, культурных, этнических и экономических связей открывает широкие перспективы для развития международной научно-исследовательской деятельности, и здесь роль ГАГУ с годами будет только возрастать, и далеко уже не только на республиканском уровне", - уверен глава региона.

Он сообщил, что в регионе уже создана рабочая группа, которая занимается разработкой обновленной концепции развития ГАГУ и мер по его поддержке и развитию. "Уверен, что мы сумеем предложить российскому Министерству образования и науки исчерпывающие меры, которые позволят снять претензии к единственному вузу Республики Алтай", - пишет Бердников.

6 ноября на совещании этой рабочей группы под председательством первого вице-премьера Республики Алтай Юрия Антарадонова обсуждалась программа повышения эффективности вуза. "Нам нужно провести мозговой штурм, поскольку вопрос этот очень важен для нас, нам необходимо сохранить университет", - сказал Антарадонов. По его словам, предполагается существенное увеличение грантовой поддержки исследований, содействие в реорганизации структуры университета с созданием научно-образовательного подразделения по проблемам тюркологии и алтаистики, укрепление материальной базы вуза. В частности, речь идет о передаче вузу плавательного бассейна, выделении участков под строительство, закрепление за природным парком "Уч Энмек" статуса опорной площадки археологических исследований ГАГУ, закрепление за университетом в качестве базовых школ республиканского классического лицея и республиканской гимназии.

По мнению министра образования Республики Алтай Натальи Гусельниковой, в настоящее время роль ГАГУ в изучении центральноазиатских проблем и связей с другими тюркоязычными народами Российской Федерации должна возрастать. "Необходимы новые подходы в осмыслении проблем истории этнографии, культурологи, языка народов Азии и сопредельных территорий, народов Сибири, Китая, Монголии и Центральной Азии, открытие новых специальностей: востоковедение, тюркология, музееведение", - считает министр.

В тот же день ректор вуза Валерий Бабин встретился с членами профсоюза студентов. Как рассказывает председатель профкома Алексей Лучников, "ректор познакомил нас с индикаторами, по которым оценивались вузы". "Из пяти основных индикаторов у нас только один отмечен как эффективный, а для исключения из списка неэффективных нужна положительная оценка как минимум по двум показателям. На это вузу будет дан срок один год. Ректор заверил нас, что это вполне реально, будут приложены все силы, чтобы сохранить наш университет", - написал Лучников в социальной сети "В Контакте".

Программу повышения эффективности работы ГАГУ планируется представить на рассмотрение Министерства образования и науки РФ уже к 12 ноября.