5 ноября 2012 года сначала в германских, а вслед за ними и в других европейских СМИ стали оживленно обсуждать проблему финансовой помощи кризисному члену еврозоны ЕС - Кипру. Республика Кипр - это небольшое островное государство с населением в 838 тыс. человек. К тому же контролирует оно всего лишь 60% территории одноименного острова, разделенного турецко-греческим конфликтом 1974 года. В 2004 году Кипр вступил в Евросоюз, в 2008 - в еврозону, а уже 25 июня 2012 года Кипр стал пятой страной валютного союза, официально попросившей помощи у Брюсселя. Размер пакета финансовой помощи Кипру был определен в €10 млрд.

Однако начавшиеся еще в июле 2012 года переговоры между правительством Кипра и "тройкой", состоящей из представителей Европейской комиссии, Европейского центрального банка и Международного валютного фонда, как теперь в начале ноября выясняется, зашли в тупик. Из Брюсселя сообщают, что нет никаких признаков того, что Кипр готов выполнить предложенную ему серьезную программу жесткой экономии. Дополнительно переговоры теперь могут быть отложены из-за того, что Кипр стал объектом обвинений из-за его оффшорной политики, способствующей отмыванию криминальных, главным образом, российских капиталов. Пресс-секретарь германского министерства финансов предупредил, что переговоры о финансовой помощи Кипру из средств Европейского стабилизационного механизма (ESM) вряд ли будут завершены до начала 2013 года. Германское министерство финансов дало гарантии у себя в стране, что оно поднимет на европейском уровне вопрос по Кипру. Свою роль в привлечении внимания к проблеме Кипра сыграл премьер-министр Словакии Роберт Фицо, который во время визита в Словакию в августе 2012 года министра экономики Германии Филиппа Рослера поднял вопрос о предоставлении Кипру финансовой помощи при условии, что сами киприоты раскроют имена людей, пользующихся этим оффшором, в том числе, и словаков, которые уклоняются от уплаты налогов в своей стране.

Но в т. н. еврогруппе, которая включает в себя 17 министров финансов еврозоны, пока еще не было ни одного серьезного и обстоятельного обсуждения проблемы Кипра. Теперь в штаб-квартире еврогруппы в Люксембурге ожидают, что вслед за программой финансовой экономии европейцы потребуют от Кипра принятия эффективных мер по борьбе с отмыванием денег и прекращения его оффшорной практики.

Кипрское правительство в понедельник 5 ноября 2012 года публично отвергло обвинение в отмывании денег. Киприоты трактуют возникшие претензии европейцев, как попытку очернить репутацию Кипра как места размещения международных инвестиций. В стране действуют эффективные правила, препятствующие отмыванию денег, а Кипр придерживается законодательства ЕС, - говорят в Никосии. Тем временем кипрское правительство пытается сохранить оффшорное статус-кво через фактический шантаж еврогруппы образом России. На встречах на высшем уровне президент Кипра Димитрис Христофиас и его министр финансов рассказывали своим коллегам, что Кипр может получить помощь от России, если ЕС откажет в ней. Мотивировалось это тем, что Кремль будто бы заинтересован в сохранении банковского сектора острова для защиты тамошних российских инвестиций. Кипр уже получил от России в конце прошлого года кредит на сумму в €2,5 млрд. Летом 2012 года речь зашла уже о втором кредите Кипру от России в размере теперь уже €5 млрд. В европейских СМИ, тем не менее, утверждается, что президент Владимир Путин не дает своего согласия на предоставление Кипру очередного займа.

Президент Кипра коммунист Христофиас не согласен еще и по внутриполитическим мотивам принять финансовую помощь ЕС, поскольку от Кипра требуют выполнения трехлетней программы жесткой экономии, которая включает требования 15-процентного сокращения заработной платы в государственном секторе и продажи государственных предприятий частному капиталу. Кроме того, ЕС хотел бы, чтобы Кипр отказался от инфляционной индексации заработной платы и нормы тринадцатой зарплаты. Очередные выборы на Кипре планируются на 17 февраля 2013 года, и, хотя Христофиас не собирается переизбираться на пост президента, о чем он сообщил в мае 2012 года, его Прогрессивная партия трудового народа Кипра (АКЭЛ) хотела бы и дальше оставаться у руля власти. Это еще одна из причин нынешней пробуксовки переговоров о финансовой помощи Кипру. Кроме того, по примеру испанского коллеги президент Христофиас старается обеспечить прямую помощь для кипрских частных банков из фонда ESM без записи этих средств на счет национального долга Кипра. Но немецкое правительство на основании решений последнего саммита ЕС предупредило, что подобная схема не будет возможна до 2014 года. Сейчас в экстренной финансовой помощи нуждаются два крупнейших банка Кипра - Bank of Cyprus и Cyprus Popular Bank. 4 ноября 2012 года министр финансов Кипра заявил, что банкам для рекапитализации необходимо €5 млрд. Кроме того, министерство финансов Кипра заявило, что правительство островного государства сталкивается с трудностями по обслуживанию текущего долга, в частности, с выплатой в ноябре кредиторам €751 млн. А всего оно должно выплатить до 2015 года для погашения национального долга €4,7 млрд. Поэтому финансовые запросы Кипра растут. 5 ноября 2012 года стало известно, что Кипр добивается помощи в размере уже €11,5 млрд. для спасения своих кризисных банков и латания текущих бюджетных дыр. Представители "тройки", в свою очередь, по-прежнему говорят о сумме в €10 млрд. Свои требования к Кипру "тройка" сформулировала еще в июле 2012 года. В сентябре она одобрила конкретную программу 6-ти месячной рекапитализации Cyprus Popular Bank в размере €1,8 млрд. Как сообщается, переговоры вокруг детализации программы помощи представителей "тройки" с правительством Кипра будут продолжены в конце ноября 2012 года.

Вновь возникший в начале ноября 2012 года интерес к проблеме финансовой помощи Кипру был обусловлен сообщениями в СМИ о представленном германскому правительству секретном докладе германской разведывательной службы BND (Bundesnachrichtendienst) о состоянии финансов Кипра. Суть проблемы в докладе сводится к идее, что главными бенефециариями возможной финансовой помощи ЕС станут, на самом деле, связанные с кипрским оффшором российские олигархи, бизнесмены и простые российские мафиози. Кипр, по информации BND, на сегодняшний день превратился в центр нелегальных инвестиций и сомнительных финансовых операций, осуществляемых российскими олигархами. В итоге доклад BND о теневой русской финансовой сети на Кипре стал "большой дилеммой" для канцлера Германии Ангелы Меркель.

В публикациях европейских СМИ речь часто заходит о центре "русской мафии" на Кипре - городе Лимассол. Лимассол превратился в главный центр российского туризма и место постоянного проживания российских граждан на Кипре. В статьях в зарубежных изданиях речь идет о здешних апартаментах для временного проживания стоимость €300 за сутки, о фешенебельных виллах россиян за миллионы евро, о многих местных ресторанах, приспособленных к вкусам и запросам русской публики с их вечными водкой, икрой и соленой селедкой, о местном парке, украшенном бюстом Пушкина, о русскоязычных радио Лимассола и газетах, о яхтах у местного причала, принадлежащих российским гражданам, о русских православных церквах и русских частных школах. Особо отмечено, что мэр Лимассола - местный грек, когда-то получивший образование в СССР в Москве и свободно разговаривающий по-русски.

Однако при этом "расцвете" Лимассола само островное государство является фактическим банкротом, а на экономику Кипра разрушительно влияет кризис в соседней родственной Греции. Банки киприотов в свое время приобрели на миллиарды евро греческие государственные облигации, превратившиеся недавно в простую бумагу. Банкам уже пришлось списать большую часть этих ставшими бесполезными инвестиций. Реструктуризация греческого долга, проведенная в начале этого года, обошлась банкам Кипра в €4 млрд.

В докладе BND, тем не менее, отмечается, что россияне полюбили Кипр не только из-за его пляжей и теплого климата. Местная оффшорная зона дает простор для деятельности подставных компаний, действующих на основе анонимности, а местные банки сдержанны и не задают излишних вопросов о происхождении миллионных сумм. Налоги на деятельность компаний на Кипре низки. Грязные деньги даровали Кипру длительный бум, а жителям "Лимассолграда" - процветание. Сейчас в Берлине стали размышлять на тему того, что финансовая помощь ЕС позволит стабилизировать ситуацию на Кипре, что приведет к консервации местной преступной оффшорной зоны. В Брюсселе и других столицах ЕС изначально кипрский финансовый сектор не пользуется хорошей репутацией. Кипр и его банки рассматриваются в качестве налогового убежища и базы для отмывания грязных денег.

В докладе BND отмечено, что формально островное государство придерживается всех правил по борьбе с отмыванием денег, установленных ЕС и другими международными соглашениями. В стране были приняты необходимые законы и созданы все нужные организации. Проблемы возникают тогда, когда дело доходит до реализации этих правил, поскольку они не применяются должным образом. Киприоты, по утверждению доклада, подписывают все, обещают много, но выполняют свои обещания выборочно. Отмыванию денег способствует сама политика кипрского государства по раздаче своего гражданства состоятельным россиянам. 80 российских олигархов, согласно сведениям BND, получили доступ в ЕС подобным образом.

В 2011 году около 80 миллиардов долларов капитала ушло из России, при этом, по сведениям BND, именно при помощи Кипра. Как утверждает германская разведка, россияне в качестве депозита держат в кипрских банках суммы в размере $26 млрд. Это превышает годовой объем ВВП Кипра, который составляет €17 млрд. Названные в докладе BND размеры российских капиталов, проходящих через Кипр, показывают сам масштаб проблемы. Островное мини-государство превратилось в крупнейшего прямого иностранного инвестора в Россию посредством действий де-факто российских компаний, зарегистрированных в оффшоре на Кипре.

Когда кипрское правительство обратилось к Брюсселю за финансовой помощью, министры финансов еврогруппы выступили с критикой оффшорной практики Кипра. Это вызвало энергичную реакцию их кипрского коллеги, который в ответ пригрозил, что Кипр при необходимости станет решать свои проблемы без европейцев и подумает о том, чтобы отказаться от европейской единой валюты. BND в своем докладе расценивает подобное заявление, как пустую угрозу. Если Кипр покинет зону евро, то его модель перестанет быть привлекательной для отмывания денег, - утверждает германская разведка.

Главный вывод доклада BND - если Кипр получит финансовое спасение от ЕС и сохранит у себя в качестве валюты евро, то деньги немецких и других европейских налогоплательщиков будут защищать незаконные российские капиталовложения и преступный финансовый оборот.

Вспомним, что Кипр стал превращаться в налоговый рай, начиная с 1970 года. Сначала он пытался низкими налогами привлечь судоходные компании с регистрацией судов именно в Лимассоле. Но большой финансовый бум здесь начался именно после распада Советского Союза. Со временем остров стал местом для налогового убежища российских полукриминальных и криминальных дельцов и предоставления им возможности повторного частичного инвестирования в Россию. Кипр стал членом ЕС в 2004 году и вступил в зону евро через три с половиной года после этого. Как оказалось, это только подстегнуло оффшорные возможности острова. Несмотря на то, что страна обязалась ужесточить свои правила борьбы с отмыванием денег, прежде чем она была принята в ЕС, на практике все осталось по-прежнему, а количество иностранных компаний, занятых финансовыми махинациями, после этого даже удвоилось.

В документе, подготовленном Европейским парламентом об организованной преступности в России, Кипр упоминается несколько раз. В докладе Всемирного банка о 150-ти международных коррупционных делах в качестве примера приводится несколько компаний и счетов именно на Кипре.

Сейчас немецкие правительственные деятели указывают Европейской комиссии, что она слишком мягко отнеслась к новым членам ЕС, а в случае с Кипром не приняла должных мер для борьбы с отмыванием денег и закрытия возможностей для налоговых лазеек. Они полагают, что в случае с Кипром повторилась греческая ситуация, когда Греции было позволено присоединиться к еврозоне, несмотря на вопиющие лазейки в местном законодательстве для укрывательства от налогов.

Теперь ЕС предстоит определиться с финансовой помощью обанкротившемуся оффшору. Разумеется, сумма в €10 млрд. кипрского пакета помощи не велика по нынешним временам, но Меркель все равно приходится думать на перспективу, поскольку €2 млрд. из кипрского пакета идут из средств немецких налогоплательщиков. В Германии уже возникли проблемы с обоснованием предоставления непрерывной финансовой помощи Греции, поскольку Афины зарекомендовали себя ненадежным партнером, который придумывает все новые и новые оправдания для своего бездействия. Теперь Меркель должна будет объяснить правомерность помощи стране, зарекомендовавшей себя местом хранения и оборота незаконных средств. Кроме того, в европейских СМИ подчеркивается, что конечным получателем помощи станут не простые рабочие или фермеры, а группа новоявленных богатых иммигрантов, которые беззастенчиво хвастаются своим богатством, не делая практически ничего для решения проблем страны своего нового проживания. Ведь компании, зарегистрированные на Кипре, платят только 10 процентов налогов.

Оппозиционная германская социал-демократия (SPD) полна решимости бросить вызов Меркель при утверждении пакета финансовой помощи Кипру. Островному государству могут быть поставлены условия по изменению его бизнес модели. Эксперт SPD по бюджету Карстен Шнайдер уже заявил: "Мы не можем использовать деньги немецких налогоплательщиков для гарантии депозитов незаконных русских денег в кипрских банках". Низкий уровень корпоративного налога и молчаливое согласие киприотов с незаконным отмыванием денег в своей стране кажутся неприемлемыми для германских социал-демократов. Ситуация политического конфликта усугубляется будущими парламентскими выборами в Германии. В Германии сейчас полагают, что кипрская проблема из экономической давно стала политической для местных правящих кругов. Меркель стоит перед дилеммой: финансовая помощь Кипру позволит сохранить местную оффшорную зону со всеми присущими ей особенностями; отказ же в помощи Кипру может дискредитировать всю антикризисную финансовую политику ЕС. Последствием этого может стать обострение в других кризисных странах еврозоны.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM