В Литве скандал невиданных масштабов. Политическая жизнь замерла и парализована. Страна в тупике и на пороге политического кризиса, который может оказаться сильнее импичмента президенту Роландасу Паксасу. Впервые в истории современной Литвы президент Даля Грибаускайте единолично рушит новый состав парламента. Литва - парламентская страна. Остаться без законодательного органа - это как остаться без головы. Что не устроило президента? Почему она собственноручно вводит Литву в кризис, выхода из которого не подсказывает даже Конституция страны? Не было еще таких прецедентов!

Краткая история такова: на выборах победили литовские социал-демократы, бывшие последние четыре года в оппозиции, и, что логично, позвали в формируемую ими коалицию своих коллег по оппозиции - Рабочую партию одиозного в Литве политика и предпринимателя русского происхождения Виктора Успасских и партию экс-президента Литвы Роландаса Паксаса "Порядок и справедливость". Виктор Успасских - одиозный политик, ибо уже пять лет проходит подозреваемым в уголовном деле о ведении партией "черной бухгалтерии". Вместе с ним на скамье подсудимых - чуть ли не все руководство его партии. Он это называет политическим заказом и попыткой расправы. Как бы там ни было, уже пять лет Успасских то избирается куда-то, там его лишают неприкосновенности, он избирается еще куда-то, там происходит тоже самое. Успасских убегает в Москву, потом возвращается, его заковывают в наручники, но за круглую сумму под залог выпускают. Он опять избирается, и опять получает неприкосновенность. И так, казалось, будет бесконечно. Однако Даля Грибаускайте - решительный президент. Несмотря на традиции, что глава государства, хоть формально именно она назначает премьера, но на деле никогда лидер страны не вмешивался в договоренности между победителями выборов, шумно бьет кулаком по столу и говорит - не бывать коалиции с Рабочей партией. Не позволю!

Цели - благородные: не должен подозреваемый участвовать в формировании власти! "Вор должен сидеть в тюрьме", а не в теплом министерском кресле. Но социал-демократы непреклонны: пойдем, говорят, с Успасских, не с правыми же консерваторами, которые за четыре года завели страну в долги, которые отдавать теперь правнукам.

Но у президента есть свой инструмент воздействия на случай неповиновения. Он никогда не использовался в Литве раньше. Она решает оспорить результаты выборов. Поскольку во время их действительно были зафиксированы факты подкупа избирателей и нарушения, то Грибаускайте просит оценить результаты в Конституционном суде.

Шум, гам, что делать? Кто-то в Литве хвалит президента за принципиальность, кто-то ругает, что подвела страну к хаосу, что никогда такого не было. Ведь как жить, если суд решит объявить результаты выборов недействительными? Никто не знает. Путаются даже создатели Конституции, не говоря уже о просто знатоках основного закона Литвы.

Однако главным вопросом осталось, зачем Грибаускайте все это надо было? Неужели, раз Рабочая партия такая плохая, а ее лидер такой одиозный, нельзя было устранить его еще в начале года, задолго до дня голосования. Ведь все последнее время Успасских лидировал во всех рейтингах. Что, для президента зима в декабре пришла внезапно?!

Вряд ли. Причина может быть глубже, а разговоры про чистоту власти, порядочность и прочую прозрачность - просто прикрытием.

Что в Литве случилось в этом октябре, чего не происходило уже давным-давно? В Литве состоялся референдум. Именно не прошел, он состоялся. Впервые за много-много лет. Такое происходило только в 90-ых. Явка превысила 50%! Такого даже не было при референдуме о вступлении в Евросоюз, куда Литва все же втиснулась в 2004 году. Тот референдум продлили на день, а всем пришедшим на избирательные участки раздавали наклейки, которые они могли в магазине обменять на стиральный порошок или банку пива. Коррупция? Подкуп? Нет, вполне демократично. Для Евросоюза. По крайней мере, он на такой ход тогда никак не отреагировал, а в Брюсселе сделали вид, что ничего не заметили. Это сейчас, после первого тура 14 октября, где результаты отменили в одном одномандатном округе за то, что кандидат от Рабочей партии раздавал там на сельском празднике бесплатно мороженое в день голосования, названы Конституционным судом формой подкупа. А тогда это было вполне себе нормально.

А тут - никаких двух дней, никаких наклеек за похлебку! Четкая и точная воля населения - во время референдума о строительстве АЭС более 60% избирателей говорит "нет" атомной станции.

Президент вначале молчит, а потом говорит что-то типа, что в голосовании участвовало 52% всех избирателей, из них 62% нет, а значит в масштабах всей страны, видимо считая младенцев, категорически "против" только треть населения. Главу государства, конечно, сразу осмеяли, припомнив ей собственную победу на выборах, по которой получалось, что Грибаускайте тоже поддерживает далеко даже не половина избирателей, но тут же про это забыли, принявшись с азартом наблюдать за тем, кто поделит министерские портфели и кресла в парламенте.

Теперь давайте вспомним про главного инвестора Висагинской АЭС. Для японской компании Hitachi - Литва была словно реабилитация после "Фукусимы". Это возможность приподняться после тяжелого нокдауна, который после аварии грозил вообще похоронить всю их атомную отрасль. А тут - такой результат. И это, несмотря на то, что их уверяли, что референдум не состоится.

Даже если большинство будет "против", не будет явки в 50%. Просто потому, что ее никогда не было. Просто потому, что пива в обмен на наклейки никто не раздает, а голосование проходит один день.

Но что-то где-то пошло не так, и референдум состоялся. И появилось четкое "нет". И теперь, чтобы не сорвались десятки миллиардов евро (все же при успешной реализации Висагинской АЭС в Литве, появились бы и другие заказы, японцам вновь поверили бы), надо сделать все, чтобы аннулировать результаты референдума. Пусть даже через аннулирование результатов всех парламентских выборов в Литве. Даже если расплатой должен стать грандиозный политический кризис и безвластие.

P.S. Решение о легитимности выборов Конституционный суд Литвы огласит 10 ноября.