Очередная смена власти в Китае актуализирует в той или иной мере вопросы эффективности элит в Средней Азии. Вопросы, подчас, задаются одни и те же - все они лежат в сфере эффективности государственного управления и постепенной потери инфраструктурной и ведомственной связи между республиками региона.

Если вдуматься, именно этот контекст: катастрофическое неумение договариваться с соседями может служить одним из важнейших критериев оценки бюрократии любой из республик в частности, и Средней Азии в целом. В регионе нет лидеров, способных увидеть его целиком и более того, объяснить свою позицию коллегам. И очень симптоматично, что эту тему для обсуждения, тренд, задают Киргизия и Таджикистан, республики, в каких-то вопросах схожие. Впрочем, разве не все республики региона в этом смысле похожи между собой? Давайте вспомним Казахстан, который только-только осознает свою политическую систему. Или даже Узбекистан, где проблема генезиса новых элит в буквальном смысле стоит ребром?

Но есть один контекст, который сводит общественное обсуждение этих, безусловно, важных проблем к нулю. Страны, лежащие вокруг Центральной Азии (не в американском, а в исконном понимании региона) - давно или не очень, но все же решили для себя этот вопрос и уже решают внешнеполитические задачи. Это автоматически означает, что регион опаздывает - и есть все основания полагать: внутреннее, пока еще едва осознанное самими республиками проектирование уже не имеет существенного значения.

В этом смысле - очень важны два момента, и оба они касаются Казахстана. Первый - республика, ставшая частью евразийского проекта, уходит из Средней Азии (этот аспект затрагивался авторами на прошлой неделе - ИА REGNUM). И второй - бизнес, обычно чувствительный к переменам и катаклизмам, находится в процессе оттока из страны.

Киргизия

Первой страной, ощутившей на себе влияние евразийского проекта, в который вовлечен Казахстан, стала ожидаемо Киргизия, зависящая от казахстанского рынка по многим параметрам - но главные изменения, как показывают документы, подписанные Астаной, впереди. ИА REGNUM уже сообщало о том, что, например, с 2013 года - изменения в налоговом законодательстве не позволят работать иностранным гражданам в стране без вида на жительство. Между тем, далее Казахстан, согласно подписанным положениям ЕЭП, будет создавать все больше барьеров для соседей, интегрируясь с Россией или Белоруссией, нежели со Средней Азией. Этот контекст пока еще не осознан республиками региона в полной мере, что довольно хорошо характеризует качество бюрократии - собственно, как в Казахстане, где эти тезисы не превращаются в идеологемы, так и в Киргизии, которая, похоже, будет решать возникшие проблемы постфактум.

Запрет, введенный Казахстаном на ввоз в страну киргизского молока и мяса, вызывает негативные последствия в обеих республиках. "Если руководители страны не вмешаются в ситуацию, то это грозит окончательным упадком молочно-перерабатывающей промышленности Киргизии. Правительство, тем временем, ограничивается заверениями, что оно продолжает вести переговоры" - радиостанция "Азаттык" (киргизский филиал радио "Свобода") описывает сложившуюся ситуацию.

" В самом Казахстане после введенного эмбарго на поставки молочной продукции из Киргизии повысились цены на товары данной категории, и даже отмечается их определенный дефицит.

По информации производителей нашей страны, после запрета соседей производство молочных изделий сократилось в два раза. Раньше 60 процентов их продукции отправлялось на экспорт в Казахстан, а теперь молочные комбинаты прекратили закупать молоко у местного населения в прежних объемах. Для решения этой проблемы производители призывают власти добиться отмены запрета со стороны Казахстана.

Говоря о ситуации в молочной промышленности, председатель Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Киргизии Сергей Понамарев остановился на следующих моментах:

- В настоящее время из-за отсутствия каналов сбыта молочные комбинаты работают лишь два-три дня в неделю. Потому что для удовлетворения спроса внутреннего рынка достаточно и этого. Чтобы выйти из создавшегося положения требуется активное вмешательство властей страны. В противном случае, переговоры на уровне министерств уже не дают никакого результата. А время играет против наших производителей.

На фоне дорожающих кормов, если теперь невозможно будет сбывать молоко, то многие владельцы поголовья коров будут вынуждены забивать скот. А это приведет к сильному урону для нашей молочной промышленности, и в последующем для нового наращивания потенциала потребуется много усилий и средств. Поэтому президент, премьер-министр и спикер парламента, не теряя времени, должны выйти на контакт с высшим руководством Казахстана и решить проблему.

Производители молочной продукции также подчеркивают, что запрет импорта ударил и по потребителям в самом Казахстане, а не только по отечественным перерабатывающим предприятиям. Исполнительный директор Бишкекского делового клуба Улук Кыдырбаев поясняет, что в настоящий момент в соседней стране отмечается подорожание стоимости молочной продукции и даже ее нехватка:

- Конечно, такое ограничение заметно ударило по экономике Киргизии, и его последствия будут очень ощутимы. Но в то же время в невыгодном положении оказались и рядовые граждане Казахстана. Например, после 40-дневного закрытия границ из-за апрельских событий 2010 года сельскохозяйственная продукция из Киргизии не могла попасть на соседнюю территорию, в результате чего в Казахстане поднялись цены на овощи и фрукты в 4-5 раз, и казахское правительство провело несколько заседаний, чтобы решить проблему роста цен. И сейчас запрет на молочную продукцию из Киргизии бьет по карманам казахстанцев.

Казахстан ввел запрет на завоз киргизской молочной продукции 3 октября. Этот шаг партнеры объяснили условиями членства республики в Таможенном союзе, в соответствии с которыми ужесточены ветеринарно-санитарные требования к продуктам питания, а эпизоотическая ситуация в Киргизии, по словам казахской стороны, остается в неудовлетворительном состоянии, и там мало что делается для исправления положения. Главным требованием Казахстана является идентификация домашнего скота, но к проблеме паспортизации в Киргизии даже не начали приступать.

"Киргизия архизаинтересована в привлечении инвестиций в страну", - считает ИА 24.kg

Как отмечает агентство, "в число козырных карт Киргизии входят сельское хозяйство, туризм, сектор возобновляемых источников энергии, финансовый, банковский, горнодобывающий секторы, гидроэнергетика. Причем доноров зовут в одни и те же проекты, чтобы в итоге выбрать из них наиболее благонадежного и состоятельного. Выправить шаткое положение экономики и покрыть брешь в государственной казне главные финансисты республики намерены за счет Европы, Азии, Америки... За два месяца после своего назначения Джоомарт Оторбаев (первый вице-премьер-министр Киргизии - прим. ИА REGNUM) провел ряд встреч с инвесторами из Великобритании, Швейцарии, Польши, Японии, России. Целью всех переговоров явились предложения вливать деньги в крупномасштабные, но пока иллюзорные проекты.

Власти обещают иностранцам создать в республике благоприятный инвестиционный климат, а те - передавать информацию о возможностях ведения бизнеса в Киргизии компаниям у себя на Родине. В большей степени мы рассчитываем получать средства в виде грантов, на худой конец кредиты на льготных условиях. Так, в начале 2013 года Киргизия надеется получить 30 миллионов евро от Еврокомиссии.

Кроме того, проводились встречи и с представителями крупнейших мировых банков: ЕБРР, АБР, ИБР, ВБ. Разговоры велись "о готовности углубления контактов", что означало просить мировых гигантов списать часть долгов.

Вместе с тем, по мнению газеты "АИФ в Кыргызстане", Киргизия "сейчас напоминает классическую собаку на народном сене, которая и сама не ест и другим не даёт". "Очередной аукцион по продаже лицензий на 12 месторождений был вновь отменен. На этот раз Госагентством по геологии и минеральным ресурсам. Причина на удивление бюрократическая - необходимо положение о порядке проведения аукциона, которое в ближайшие дни вынесут на утверждение правительства. Без этого, мол, никуда.

Все помнят, как прошлые торги сорвали возмущённые лица, называющие себя "новыми силами Киргизии", которые ворвались в здание ОТРК, где проходило мероприятие. Кстати, после такого демарша сразу три компании отказались от дальнейшего участия в борьбе за недра. А пока инвесторы один за другим исчезают с просторов нашей Родины, чиновники высокого ранга не перестают заявлять об их защите. В частности, вице-премьер-министр Оторбаев пообещал чуть ли не личную заботу о каждом вкладчике и создание райских условий для них. А премьер Сатыбалдиев поручил Госагентству обеспечить максимальную открытость и прозрачность процедуры торгов.

Вообще республика сейчас напоминает классическую собаку на народном сене, которая и сама не ест и другим не даёт. Ведь разрабатывать сложнейшие месторождения страна самостоятельно не может, а другим всячески мешает. Более того, любой приносящий мало-мальскую прибыль проект сразу попадает под пристальное внимание "общественности", которая вопреки деловой логике начинает поднимать вопросы о национализации или выторговывать хоть какие-то компенсации. Вспомните, у нас многие инвесторы не единожды обжигались, теряя имущество, которое причисляли к имуществу экс-президентов и их семей. В общем, никто не спорит с тем, что Киргизия потеряла доверие в среде инвесторов. И ей пока ещё политкорректно дают это понять. Проанализируем только некоторые факты. Ожидаемый 100-миллионный турецкий кредит будет выдаваться республике частями под определённые проекты. Президент Ассоциации финансово-промышленных групп России Олег Сосковец на прошлой неделе заявил, что должны быть абсолютно понятные гарантии для инвесторов со стороны правительства, не имеющие обратной силы. При этом он напомнил, что некоторые российские предприниматели уже имели негативный опыт работы в Киргизии. В частности, Новосибирский оловянный комбинат, который выиграл тендер, но позже оказался в условиях рейдерского захвата.

А тем временем наши чиновники, головой отвечающие за развитие экономики, по-прежнему кричат со всех трибун о заинтересованности в скорейшем приходе инвесторов, в частности, на Таш-Кумырский завод. Об этом, например, говорил министр экономики Темир Сариев. Но в то же время именно он в эфире "Биринчи радио" заявлял, что возглавляемая им Госкомиссия по проверке деятельности "Кумтора" обсудит вопрос одностороннего выхода из соглашения 2009 года. Что это, если не политика двойных стандартов? И такая политика приводит, например, к тому, что вот уже несколько лет хозяева золоторудного месторождения "Андаш" не могут приступить к его разработке. На "Талды-Булаке Левобережном" недавно произошло столкновение между местными жителями и китайскими рабочими. Проблемы с населением и у нефтеперерабатывающего завода в Кара-Балте. В списке подобных "проблемных" объектов наберётся ещё не одно предприятие".

О проблемах с постройкой НПЗ в Кара-Балте своим читателям рассказал "Вечерний Бишкек".

".... У нас в стране всегда так - пообещают инвестору золотые горы, дождутся, когда тот вбухает кучу денег в проект, а потом начинают его прессовать и разводить на "бабки". Случай с Кара-Балтинским НПЗ не исключение.

В 2009 году тогдашняя власть, а по сути чиновники, чьи фамилии и сегодня у всех на слуху, убедили китайцев, что лучшего государства для вложения денежных средств, чем Киргизия, им не найти. Деловые люди из Поднебесной поверили, составили смету, определили сроки, рассчитали, через сколько лет смогут окупить проект. И взялись за дело. Их даже не испугала очередная революция в 2010 году.

Более того, если изначально китайцы рассчитывали соорудить тут мини-завод по производству ГСМ, то при нынешнем руководстве страны они решили не экономить средства и увеличить обороты производства. В данное время, если завод все-таки сдадут в эксплуатацию, он будет ежегодно перерабатывать 800 тонн сырья. Однако в будущем китайцы хотели развернуться еще шире.

Обе стороны все устраивало до поры до времени. Теперь же, когда завод практически построен, хозяева земли киргизской вдруг из ласковых да добрых превратились в расчетливых и вечно недовольных. Самое неприятное в этой ситуации то, что чиновники руками простых граждан хотят урвать себе куш, да побольше. При этом откровенно верят, что их махинации тщательно завуалированы.

Итак, ссылаясь на то, что иностранные инвесторы при сооружении промышленного предприятия якобы не соблюли правила экологической безопасности, карабалтинцы, чьи дома находятся за санитарной зоной НПЗ, требуют, чтобы китайцы скупали их квартиры по ценам, раз в десять превышающим реальные.

Сначала инвесторы пошли навстречу жителям поселка ПМК и стали массово скупать дома барачного типа, которые им, собственно, были ни к чему. Сделали это китайцы еще и потому, что старые постройки стояли вплотную к санитарной зоне. Казалось бы, спор улажен. Ан нет! Собственники остальных бараков, которые расположены и за 500 метров (допустимая граница санитарно-защитной зоны) от завода, также пожелали всучить свои владения по баснословным ценам".

Ситуация на данный момент вокруг недостроенного НПЗ по информации "Вечернего Бишкека" выглядит так -

" У ворот промышленной части завода небольшая кучка агрессивно настроенных людей. Они сильно замерзли, но пыжатся в ожидании представителей китайской "Джунды", главы айыл окмоту Жайылского района и его зама.

Все в сборе. Пикетчики кричат, и каждый требует свое. Одни за то, чтобы инвесторы озеленили площади вокруг завода, другие очень желают, чтобы китайцы скупили их земли (в радиусе 1000 метров от завода), на которых они уже много лет ничего не сеют, и заброшенные дачные участки. При этом глава райадминистрации загадочно молчит, как будто он тут ни при чем: так, мимо проходил".

Казахстан

Похожий спектр вопросов - качество власти, и как следствие, надежность инвестиций обсуждают СМИ и в Казахстане, и надо сказать, на довольно высоком уровне. В частности, площадка для бизнеса на базе филиала издательского дома "Эксперт" - уже вынуждена выходить за рамки бизнеса и поднимать политические вопросы, что в зарегулированном информационном поле страны - выглядит несколько вызывающе. Но надо отдавать себе отчет, что повестку здесь формирует инвестиционная среда. Об этом, кстати, пишет "Эксперт-Казахстан".

"Мы не можем не упомянуть в этом номере один специфический риск, который угрожает больше всего устойчивости развития этой страны. Мы не расписали его в наших материалах. Но, по сути, он должен был бы относиться, вероятно, к социальному аспекту. Огромный фактор неопределенности вносит вопрос с будущим лидером страны. Понятно, что действующий президент имеет огромный кредит доверия. Но любой казахстанец, от торговца на базаре до чиновника высшего ранга, хотя бы раз в месяц задумывается над тем, как Нурсултан Назарбаев будет уходить. Причем в основном общество не ждет ничего хорошего от смены главы государства. Говорится много о насилии, которое обязательно должно сопровождать смену первого лица, - как будто это аксиома. Учитывая то, как сейчас устроена политическая система, единственный разумный путь - это постепенная, очень медленная передача дел преемнику. Но для этого его еще нужно найти. Возможно, он уже найден. Однако сам факт, что он не представлен народу, останавливает бизнес от реинвестирования в экономику, а обывателей заставляет нервничать, снижая их работоспособность. Нет ничего хуже неопределенности. Многие и многие вещи откладываются до часа X. Который, может быть, еще не наступит очень долго. Иосиф Сталин добился огромного роста ВВП. Но он не сумел нормально передать власть представителю элиты, которая так же развитие ставила бы превыше всего (но не была бы столь же кровожадна, заметим в скобках, как отец народов и его окружение). Кончилось все тем, что спустя небольшой по историческим меркам период СССР распался. Несмотря на все свои предыдущие достижения. КНР, поглядев на это, создала систему плановой передачи власти. Само по себе наличие такого рода плана гарантирует, что однажды развитие не застопорится из-за того, что у руля засиделись старцы, потерявшие связь с действительностью и должный драйв (как в брежневские времена - Союз). Китай создал механизм преемственности. У нас такового нет. И это, пожалуй, главная угроза для устойчивого развития республики на сегодня. Это угроза номер один".

Портал Гульжан.ORG - поднимает ту же самую проблематику, однако ссылается при этом на некий документ западной консалтинговой фирмы, которая констатирует внутренние политические и социально-экономические проблемные "узлы", бьющие по основам существования самой системы. Авторы информационно-аналитического сайта публикуют выдержки из доклада и комментируют их.

"Особое внимание аналитики обращают на то, как опасно замалчивание информации относительно оттоков капиталов, массового закрытия счетов в банках, продажи крупной собственности по бросовым ценам и длительное ожидание официальной позиции по решению этих вопросов. Бегство капиталов и искажения рынков проходят в стране в завуалированной форме, что ставит под удар как финансовую систему, так и экономическую. В связи с чем в записке дается рекомендация госорганам по выравниванию работы по взаимодействию со СМИ, опираясь на пример с недавним скандалом в информационном пространстве с бывшим главой президентской администрации.

"Определенная часть элит достаточно негативно отнеслась к публикациям и другим открытым проявлениям информационных атак на главу администрации Назарбаева. Существуют опасения, что Аслан Мусин не замедлит с ответом, так как в силу сложившихся обстоятельств может нанести ответный удар по репутации представителей контрэлит. И это станет дальнейшим дестабилизирующим фактором внутри самой власти".

В этой связи хочется отметить, что авторы данного исследования, видимо, испытывали определенный дефицит информации, анализируя расклад сил в госэлите и говоря о степени влияния на нее бывшего главы президентской администрации. На наш взгляд, уход Аслана Мусина с должности №2 в стране после жанаозенских событий вполне логичен, так как власть Казахстана не стала основательно заниматься причинно-следственными факторами этой трагедии, начинавшейся задолго до расстрела нефтяников в недрах "КазМунайГаза", где топ-менеджмент систематически недоплачивал рабочим и присваивал себе огромные доходы от деятельности компании. Президент Назарбаев также не решился назвать имена истинных виновников, давших команду на расстрел мирного населения. Последовавшие после трагедии аресты и суды бастовавших также оставили шлейф острой критики среди собственного населения. Поэтому уход г-на Мусина был неким уравновешивающим критику и недовольства фактором".

Таджикистан

Тема качества элит - рефреном проходит и через СМИ Таджикистана - но, как и положено в предвыборный период, касается она в целом политической борьбы и качества законодательной базы. При этом, правда, есть основания полагать, что вряд ли избирательный процесс всерьез может переконфигурировать баланс элит в регионе. Особенно, если учесть, что переговоры, тем более, политические, в Таджикистане ведутся довольно жестко - но происходит это исключительно "под ковром".

"Азия плюс" рассказывает о политической инициативе в Таджикистане - оппозиционные партии предложили ряд поправок в действующее законодательство. Неясно правда, на что повлияют эти изменения - но похоже, "фактор усталости" в стране находится на высоком уровне, раз не очень большая инициатива становится предметом такого широкого обсуждения.

"Чем меньше остается времени до предстоящих выборов, тем громче высказываются мнения со стороны оппозиционных партий, различных неправительственных организаций о необходимости внесения изменений в Закон "О выборах президента Республики Таджикистан". Над этим работал и Организационный комитет "За демократическую реформу конституционного Закона о выборах президента Республики Таджикистан", в состав которого вошли представители Общенациональной социал-демократической партии Таджикистана, Партии исламского движения Таджикистана, демократической и социалистической партий, члены юридического консорциума Таджикистана, а также независимые юристы и эксперты. 9 октября 2012 года комитет одобрил проект конституционного Закона "О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон Республики Таджикистан "О выборах президента Республики Таджикистан" в виде трех, наиболее ключевых предложений:

1. Статью 13 конституционного Закона после слов "Окружные избирательные комиссии по выборам президента Республики Таджикистан образуются Центральной комиссией по выборам и референдумам не позднее, чем за 45 дней до выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее четырех других членов комиссии" и часть первую статьи 15 после слов "Участковая избирательная комиссия образуется не позднее 35 дней до выборов в составе 5-19 членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря" дополнить предложением "на основе равного представительства от политических партий, зарегистрированных в министерстве юстиции Республики Таджикистан".

2. В части первой статьи 24 конституционного Закона после слов "Кандидаты на пост президента Республики Таджикистан выдвигаются зарегистрированными в установленном законом порядке республиканскими политическими партиями" и часть четвертую данной статьи исключить. Часть первую дополнить предложением "Беспартийные граждане вправе выдвигать свои кандидатуры на пост президента Республики Таджикистан посредством любой политической партии, зарегистрированной в министерстве юстиции РТ, в порядке, установленном настоящим Законом".

3. Части шестую и седьмую статьи 32 конституционного Закона изложить в новой редакции. Часть шестая: "Результаты подсчета голосов сразу же после его окончания публично и гласно рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии в трех экземплярах, один из которых немедленно вывешивается на видном месте для всеобщего внимания. Один экземпляр протокола остается в производстве участковой избирательной комиссии, другой экземпляр пересылается в соответствующую окружную избирательную комиссию в порядке, установленном Центральной комиссией по выборам и референдумам".

Другая тема, рассматриваемая в Таджикистане - помощь России: речь идет о $200 млн, которые Кремль выделит на нужды вооруженных сил республики. Эксперты уже назвали эту инициативу крайне опасной. Но самое главное - Москва, поставляя оружие, тем самым влияет на внутриэлитные расклады.

- Я отношусь к этому решению критически по одной простой причине. И в Киргизии, и в Таджикистане существуют внутристрановые конфликты, находящиеся сейчас в латентной фазе. Но опыт показывает, что правительства обеих республик не стесняются применять армию и вообще военную силу против собственных граждан, - говорит Александр Князев, координатор региональных программ Института востоковедения Российской академии наук. - В Киргизии это был межэтнический конфликт между киргизами и узбеками, когда армия поддержала исключительно киргизов. В РТ - недавний конфликт на Памире, который носил далеко не криминальный характер. И я, просто как гражданин России, не хотел бы, чтобы моя страна пачкалась в подобном.

- Почему вы считаете, что это оружие обернется против граждан наших же стран?

- А какие есть внешние угрозы безопасности РТ и КР? Китайская? В прошлом. С Узбекистаном воевать? Никто этого не допустит. Я надеюсь, что в Москве понимают, что вступив в какую-либо конфронтацию с Ташкентом, Россия навсегда потеряет весь регион. Со стороны Афганистана могут быть угрозы только ассиметричного характера, для их отражения есть КСОР ОДКБ. Сказки про наступление талибов на север остались в прошлом, в 90-х. Для отражения тех угроз, которые имеются с афганского направления, достаточно 201-й дивизии и собственно имеющихся таджикских сил.

По мнению Князева, таким странам как КР и РТ армии не нужны.

- Нужны качественные пограничные войска, нужны качественные спецслужбы и спецподразделения. Нужно сильное МВД с соответствующими подразделениями. Качественная работа - и танки с артиллерией уж точно не понадобятся.

Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко предупреждает: вкладывая беспрецедентные суммы в перевооружение Киргизии и Таджикистана, "РФ идет ва-банк". "Это рискованный шаг с труднопрогнозируемыми последствиями, - пояснил эксперт. - РФ не только подписывается под поддержкой не самых стабильных режимов в Киргизии и Таджикистане, но и делает жест, который осложнит ее и без того проблемные отношения с Узбекистаном".

По мнению эксперта, этот шаг Москвы продиктован "осознанием того, что экономические рычаги укрепления влияния РФ на ситуацию в регионе практически исчерпаны, в то время как ее главные конкуренты - США и Китай - прибирают этот стратегически важный регион к своим рукам".

Рустам Хайдаров, независимый эксперт, полагает, что подобным решением Москва отвечает на вызов.

- В регионе начинается процесс милитаризации, спроецированный США, и это затрагивает национальную безопасность России. В Центральной Азии развернулась борьба между США и Россией за укрепление позиций. Русские пытаются противостоять попыткам США укрепиться в регионе, - говорит эксперт.

- Почему большая часть российской военной помощи идет на укрепление вооруженных сил Киргизии? - Россия и США борются за Киргизию, которая фактически уходит из орбиты влияния Москвы. Поэтому Россия пошла не беспрецедентные для себя шаги и во всем идет на уступки Киргизии.

США пытаются сконструировать новую геополитическую архитектуру Центральной Азии. В этом деле им нужна Киргизия, которая пока умело манипулирует интересами США и России в Центральной Азии. Для того чтобы изменить баланс сил в нашем регионе, США нужна еще одна страна, на которую они могли бы опираться в реализации своих геополитических целей, и этой страной, наряду с Узбекистаном, должна стать Киргизия.

Если Таджикистан и Казахстан сделали акцент на стратегическое партнерство с Россией, а Узбекистан - с США, то Киргизия находится в состоянии выбора. Но рано или поздно этот выбор под давлением различных внешних и внутренних факторов должен быть сделан.

Для реализации путинского проекта Евразийского Союза Киргизия является ключевым элементом, и это осознают как русские, так и американцы и сами киргизы. Сейчас Путин вынужден исправлять ошибки, который допустил его предшественник во внешней политике в Центральной Азии.