"Причерноморье может оказаться стартовой точкой грандиозного проекта евразийского единства", - заявил на состоявшейся в Симферополе международной конференции "Стабильность в Причерноморском регионе: внешние и внутрирегиональные угрозы и пути их преодоления" профессор Великотурновского университета им. Св. Кирилла и Св. Мефодия (Болгария), доктор философских наук Минчо Минчев, передает корреспондент ИА REGNUM.

По мнению болгарского эксперта, Черное море, как евразийский цивилизационный центр, имеет исключительное и решающее значение для будущего переструктурирования огромного евразийского пространства. "А нет уже никакого сомнения, что такого масштаба глубинное переструктурирование предстоит", - подчеркнул Минчев.

"Сегодня прямой выход на это небольшое и почти закрытое море имеют 6 государств: Украина (с Азовским морем) - 2789 км, Турция - 1329 км, Россия - (с Азовским морем) - 800 км, Болгария - 378 км, Грузия - 310 км, Румыния - 225 км, - продолжил эксперт. - Мы чисто механически перечислили эти 6 государств. На самом деле у них есть совершенно разный геополитический статус и экономические возможности. Состояние дел осложняется тем, что хотя и не имея прямого выхода на Черное море, Республика Молдова, как в широком геополитическом смысле слова, так и в историческом контексте тоже является черноморским государством. Еще сложнее обстоят дела с Абхазией, которая будучи когда-то интегральной частью СССР, стала яблоком раздора двух его составляющих республик. Сегодняшнее положение Абхазии в международном геополитическом плане является важным, прежде всего своей черноморской полосой".

Минчо Минчев подчеркнул, что "ставя Румынию и Болгарию на крайнюю периферию Европейского союза, Брюссель определил Черноморский бассейн как геополитически незначительный регион, чем и совершил большую ошибку". "Выход Румынии и Болгарии на Черное море в целом занимает полосу в 600 км. Для них, для Украины и для Грузии - это единственный морской выход к мировому океану, что сразу поднимает геополитическую цену Черного моря... В меньшей степени зависима от Черного моря Турция, которая держит оба пролива, которыми море соединяет себя с мировым океаном - Босфор и Дарданеллы. Эти два пролива являются входом для нечерноморских и выходом для черноморских стран. В случае чрезвычайных условий, Турция, которая осуществляет контроль над обоими геостратегическими "клапанами", в состоянии их закрыть и превратить себя в господаря Черного моря. Такое закрытие обоих "клапанов" принесло бы ущерб Украине, Грузии, Румынии и Болгарии, но было бы катастрофическим для России. Оставшаяся с незначительным выходом к так или иначе небольшому и закрытому Черному морю, окруженная враждебными в разной степени странами, Россия и в особенности ее юг впадают в своеобразную геостратегическую ловушку. Имея в виду особый статус и географическое положение Азовского моря в качестве пограничной полосы России и Украины, положение дел становится критическим - на первый взгляд, только для России, но всматриваясь более пристально, для Украины также. Точнее - для обоих братских народов", - считает эксперт.

"Россия, у которой 3% мирового населения, занимает 13% материка планеты и... осторожно! - 41% мировых природных ресурсов, прижата в угол Черного моря. Черное море находится почти целиком под влиянием НАТО. Из упомянутых шести государств, три (Турция, Болгария, Румыния) являются членами этого пакта, а две из этих шести в последнее время смотрели на пакт исходя из максимы "чем хуже для России, тем лучше для нас". НАТО уже расположило свои элементы ПРО в Турции и Румынии, как и расположило свои этапные военные базы в Болгарии. Без всякого сомнения - у них антирусская направленность. Но это абсурдно: четыре страны - Украина, Румыния, Болгария и Грузия - вместе с Россией имеют общий цивилизационный код: православие! А Украина и Болгария вместе с Россией имеют и общее этническое происхождение - славянское!" - отметил эксперт. Он также выразил мнение, что "за исключением Румынии, все страны региона имеют евразийские характеристики".

"Все эти обстоятельства определяют черноморский бассейн как сложный, невралгический узел мировой политики. Его легко можно превратить в центр конфликта - небольшой, но возможно и высокой интенсивности. Но в то же самое время Черноморье может оказаться и стартовой точкой грандиозного проекта евразийского единства", - подвел итог Минчо Минчев.