Очередной визит в регион карабахского противостояния послов-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Игоря Попова (Россия), Роберта Брадтке (США) и Жака Фора (Франция), согласно распространенной версии, стал продолжением усилий по реанимации миротворческого процесса, полностью остановившегося после провала переговоров президентов Азербайджана и Армении в Казани, летних кровопролитных инцидентов на линии соприкосновения и особенно - экстрадиции из Венгрии и героизации Азербайджаном Рамиля Сафарова, который в 2004 году зарубил топором спящего армянского офицера на языковых курсах НАТО в Будапеште.

В октябре, после консультаций посредников с главами МИД Армении и Азербайджана в Париже было заявлено, что миротворцы выдвигают некие "новые предложения", о содержании которых, однако, ничего не известно. Вот и нынешний визит, если иметь в виду лишь внешнюю канву событий, был направлен на обсуждение этих предложений и подготовку очередной встречи министров в Дублине, где в декабре состоится саммит руководителей внешнеполитических ведомств ОБСЕ.

Различных мероприятий подобного рода, а также "новых предложений" за 20 лет работы Минской группы было очень много. Однако нынешний визит миротворцев сопровождался рядом нюансов и обстоятельств, которые не позволяют однозначно назвать его дежурным. Так, было заявлено, что сопредседатели, как обычно, побывают в Ереване и в Баку, а Степанакерт посетят, "если позволит погода". Видимо, погодные условия оказались настолько замечательными, что первым пунктом поездки миротворцев стала именно столица Нагорного Карабаха. Здесь прошла их встреча с главой Нагорного Карабаха Бако Саакяном, который в очередной раз призвал к восстановлению полноценного формата переговоров (т.е - к участию в них карабахской стороны). Данная новость была подана в бакинских СМИ вразрез сложившейся традиции. Например, известный бакинский журналист Рауф Миркадыров в этой связи указал, что Степанакерт и без того де-факто в переговорах участвует, поэтому данный формат должен "стать реальным, если мы считаем эту территорию своей, а армян, проживающих на ней, гражданами Азербайджана". А отдельные азербайджанские издания слова "президент НКР" давали без кавычек и не сопровождали обычными в таких случаях уничижительными комментариями типа "так называемый".

Также именно в дни визита сопредседателей имел место "казус Раффи Ованисяна", связанный с поездкой лидера армянской партии "Наследие" на генассамблею международного форума политических партий Азии. Ованисян попытался заблокировать принятие итоговой резолюции, в которой шла речь о "территориальной целостности Азербайджана", но выступить ему не дали. Делегаты повели себя так же, как Никита Хрущев и советская делегация в ООН, начав стучать кулаками по столам. Но нельзя не отметить, что еще до заседания Ованисяну предоставили возможность провести пресс-конференцию, в ходе которой он говорил о праве карабахских армян и их государства на самоопределение, о том, что оккупированы не азербайджанские, а именно армянские земли (в том числе - и Турцией), и эти высказывания широко цитировались местными изданиями. Понятно, что такое не могло произойти без ведома "высшего начальства". Поэтому зря политолог Вафа Гулузаде призывает выяснить, кто именно дал право Ованнисяну посетить Баку и провести встречу с журналистами. Ответ на свой вопрос он, несомненно, может найти в администрации президента страны.

Но, пожалуй, самым главным в нынешнем переговорном процессе являются сигналы об усилении давления посредников на Ереван и Баку. При этом, судя по динамике событий, США, Франция и Россия действительно желают скоординировано добиться в карабахском переговорном процессе успеха, по большей части и в основном потому, что это даст им возможность совместно ввести в регион миротворцев, чтобы исключить риск войны в зародыше. Это, кстати говоря, совсем немаловажно, если учитывать, что соседний Ближневосточный регион, кажется, погружается в беспросветный хаос. Стабильный закавказский плацдарм сегодня становится как никогда важен и для России, и для США и ЕС, поскольку позволяет обеспечивать оперативный контроль и грузоперевозки по северному маршруту. Закавказье сегодня выступает в качестве более или менее безопасного коммуникационного моста, обходящего нестабильный Пакистан, заблокированный Иран и втягивающуюся в войну с Сирией Турцию.

Западные и российские эксперты открыто говорят о том, что власти втянутых в карабахский конфликт сторон манипулируют "великими державами", а проблему решать не хотят, опасаясь дестабилизации собственных систем. То, что переговоры в Казани были провалены Азербайджаном (Баку так и не опроверг факт выдвижения на "рубежной" по определению МИД России встрече сразу 10 новых предложений, что, по свидетельству армянской стороны, было равносильно срыву процесса), позволяет предположить, что наименее охотно на подписание мировой идет на сегодняшний день азербайджанское руководство. Наоборот, Ильхам Алиев предпочитает жесткую риторику, не упуская случая, чтобы озвучить угрозы возобновления боевых действий. В свою очередь армянская сторона, демонстрируя внешнюю лояльность инициативам посредников, не скрывает, что готовится к отражению возможного наскока. Президент Серж Саргсян в последнее время однозначно заявляет о подготовке Азербайджана к войне. Важно также напомнить, что армянская сторона фактически построила в Нагорном Карабахе аэропорт, готовый в любой момент принять миротворческий контингент.

На этом фоне сопредседатели МГ ОБСЕ продолжают свои усилия при акцентированном лидерстве Парижа. 27 октября супруга президента Азербайджана, руководитель межпарламентской группы дружбы Азербайджан-Франция Мехрибан Алиева, находясь с визитом во французской столице заявила, что "урегулирование (карабахской) проблемы главенствует в азербайджано-французской повестке дня". В середине ноября во Франции с официальным визитом побывал и армянский президент Серж Саргсян, который провел переговоры со своим французским коллегой Франсуа Олландом. Аналитики отмечают, что Париж настроен на достижение прорыва в миротворческом процессе довольно принципиально. Телеканал FRANCE 24, словно обозначая этот настрой, 22 ноября выпустил в эфир специальный репортаж о карабахском конфликте, придя к выводу, что его можно охарактеризовать любым термином, но не термином "замороженный".

Пока Франция играет роль локомотива дипломатической работы, Москва и Вашингтон разыгрывают "фланговые" мероприятия на общественно-политическом и военном направлениях. И, судя по всему, очевидным приоритетом посредников является склонение сторон к допуску миротворцев в зону конфликта, а также реализация ими мер повышения доверия между армянским и азербайджанским обществами. В то время, как посредники вели переговоры в Карабахе, в Москве руководители двух ведущих диаспоральных организаций - Союза армян России (САР) Ара Абрамян и Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России "АзерРос" Союн Садыков подписали совместное заявление. В этом документе, помимо прочего, говорится о намерении сторон наладить "диалог культур", искать пути сближения и формирования атмосферы доверия на основе взаимного уважения, что должно способствовать созданию новой площадки для обсуждения актуальных вопросов, представляющих общий интерес.

Излишне говорить, что такой документ, ставший, кстати, большой неожиданностью для армянской общественности, не мог возникнуть без прямого указания Кремля. Равно как и не мог без соответствующей "отмашки" создан в Москве так называемый "Союз миллиардеров", членами которого стали наиболее состоятельные и известные представители азербайджанской диаспоры. Напомним, что появление этой организации (официально она называется Союз азербайджанских организаций России - САОР) вызвало в Баку нервную реакцию. На Апшероне предположили (и, вероятно, не без основания), что "Союз миллиардеров" создан для устрашения азербайджанского руководства, которое должно понять, что альтернатива ему найдется всегда. Любопытно, что, согласно сайту "Avropa.info", на днях в Нахичеванской автономии Азербайджана появились листовки с "угрозами в адрес местной власти", причем авторство их приписывается именно САОР. "Видимо, российские миллиардеры, которых так боятся власти, уже действуют в Азербайджане. Они начали с Нахичевана, так как этот регион считается более активным в политическом плане. Есть сведения, что листовки в скором времени будут распространяться и в других районах Азербайджана", - пишет сайт. К этому следует добавить, что параллельно в азербайджанской оппозиционной печати появились указания на то, что новый министр обороны России Сергей Шойгу достаточно близок с главой МЧС Азербайджана, "сильным человеком страны", олигархом Камалетдином Гейдаровым (Шойгу много способствовал становлению азербайджанского МЧС), и это обстоятельство также может таить в себе потенциальную угрозу для режима Ильхама Алиева, особенно в свете нового назначения Шойгу.

Сопоставление всех указанных обстоятельство позволяет предположить, что Москва может применить в отношении Азербайджана и Армении апробированный "грузинский вариант", используя для продвижения своих интересов "дубинку олигархов". Или, по крайней мере, дать понять, что всегда может к этому варианту прибегнуть. В Армении на такой случай активизирован и брошен на "политическую передовую" крупнейший бизнесмен страны Гагик Царукян, лидер партии "Процветающая Армения", как и Бидзина Иванишвили, долгие годы бывший верным соратником власти, но довольно неожиданно начавший как бы собственную игру.

Очевидно, что за кулисами переговоров что-то происходит, и ощущение этого дало основание некоторым наблюдателям предположить, что уже в Дублине сторонам может быть представлен для подписания некий документ, призванный продвинуть урегулирование на новый уровень. В Азербайджане даже предположили, что это может быть проект Большого мирного соглашения (БМС) - при том, что даже базовые принципы урегулирования (Мадридские принципы) пока окончательно не согласованы. Тем не менее, в Баку попытались представить дело так, что если БСМ подписано не будет, то "начнется война", и "сотни азербайджанских ракет" поразят Армянскую АЭС. Как заявил в этой связи директор азербайджанского Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу, "как только упадет ракета на АЭС или хранилище ядерных отходов, вся армянская армия примется спасать гражданское население и покинет оккупированную землю". Подобная дежурная страшилка не произвела на армянскую сторону никакого впечатления. Тем более, что на днях помощь в обеспечении безопасности Армянской АЭС Ереван запросил у Соединенных Штатов. 18 октября министр энергетики и природных ресурсов Армении Армен Мовсисян после подписания с послом США в Армении Джоном Хефферном меморандума о сотрудничестве в энергетической сфере, включающего также вопросы безопасности армянской АЭС заявил, что срок эксплуатации Армянской АЭС продлен на 10 лет. В свою очередь президент Армении Серж Саргсян в ходе официального визита во Францию 12 ноября встретился с премьер-министром этой страны Жаном-Марком Эро с которым "детально обсудил вопрос дальнейшего привлечения французских компаний в проекты Армении в сфере энергетики, их участия в строительстве нового энергоблока Армянской АЭС". Таким образом, Ереван демонстрирует повышенную активность в вопросах организации безопасности АЭС, что, скорее всего, связано не столько с кощунственными угрозами азербайджанских политологов, сколько с реальными рисками, исходящими из Ближнего Востока.

В Закавказье идет большая игра, которая после смены власти в Грузии приобрела новую динамику и смысл. Экономическая и политическая цена грузинского предложения разблокировать Абхазскую железную дорогу многократно возросла бы в случае, если сквозное движение было бы восстановлено в Закавказье в целом. Воссоздание железнодорожного "кольца", которое в советские времена опоясывало регион, накрепко привязывая его к центральной части страны, имело бы мультипликационный эффект для усиления разностороннего российского влияния на этом участке постсоветского пространства по причинам, одно перечисление которых требует отдельного разговора. Осуществление таких перспектив требует усиления внешнего контроля региона. Для этого, во-первых, требуется присутствие миротворческого контингента, в составе которого будут превалировать российские воинские подразделения, либо силы стран-членов ОДКБ. Во-вторых, рычаги власти в государствах региона должны контролироваться политиками, лояльными России и зависимыми от нее. Запад, разумеется, с удовлетворением примет такой расклад. Получив свою долю силового присутствия, он в дальнейшем сможет координировать с Москвой варианты совместного противостояния нарастающей угрозе радикализации Ближнего и Среднего Востока.

Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)