Инвазия ваххабизма среди заключенных идет такими темпами, что это представляет угрозу национальной безопасности России. Об этом ИА REGNUM заявил руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов.

"Все чаще и чаще мы сталкиваемся со случаями, когда религиозные экстремисты, оказавшись в местах заключения, разворачивают пропаганду среди сокамерников, тем самым беспрепятственно вербуя себе сторонников, зачастую даже с большим успехом, чем на свободе", - констатировал эксперт. В качестве примера он привел недавний случай в ИК №2 в Ульяновской области (Новоульяновск), где этнический чувашин Валерий Ильмендеев, принявший еще на свободе ислам ваххабитского толка, вступил в ряды "Ульяновского джамаата", за что и был осужден по ст. 282 УК РФ ( в том числе) в 2006 году.

Оказавшись в колонии, Ильмендеев тут же развернул агитацию среди заключенных, превратив место отбытия наказания в своеобразный вербовочный лагерь. В молельной комнате колонии он без особого труда читал лекции, давал осужденным слушать проповеди Саида Бурятского, показывал видеоролики "Имарата Кавказ", распространял ваххабитскую литературу. У "джамаата" хранился даже свой флаг, имелась "байтулмал" - казна, которая пополнялась деньгами, в том числе, с "воли".

Администрация ИК №2 первоначально не обращала внимания на собрания группы Ильмендеева, полагая, что "заключенные там просто молятся". Вскоре была создана "Шура" (Совет), в которую помимо Ильмендеева вошли Ильяс Насыров, Азер Рамазанов, Летфулло Мудумаров, Рамис Ахмеджанов, Джамил Кибедов, Марат Сиразетдинов. "Амиром" - руководителем и духовным лидером был избран Ильмендеев.

"Вся колония, фактически, превратилась в пункт по вербовке новых членов "Имарата Кавказ", - рассказал Сулейманов, особо подчеркнув факт беспрепятственной доставки заключенным ваххабитских материалов. По его словам, с точки зрения идеологии ваххабизма, наказание в тюрьме - это "нахождение в плену у кяферов" (неверных), поэтому после выхода на свободу члены "джамаата" должны встать на путь "моджахедов" - воинов джихада.

После выявления ячейки на территории колонии, администрация приняла меры по ограничению пагубного влияния, для чего Ильмендеев был этапирован в Мурманскую область. Однако и там он вскоре развернул пропагандистскую деятельность среди заключенных, а в Ульяновской области его дело продолжил Рамис Ахмеджанов, взяв на себя функции "амира". В настоящее время силами МВД совместно с УФСБ и УФСИН ведется расследование дела о создании "тюремного джамаата".

"Со стороны экспертов уже неоднократно звучали предложения о необходимости изоляции религиозных экстремистов от остальной части заключенных. Это можно сделать либо за счет их изоляции в одиночных камерах, либо с помощью создания отдельной колонии, где они также должны находиться отдельно друг от друга", - полагает исламовед. По его данным, популярность проповедников "чистого ислама" в уголовной среде объясняется тем, что ваххабизм отвергает неписанные законы тюремного сообщества: "Для ваххабитов нет "мужиков", "фраеров", "блатных" и даже "петухов" - все они "братья-мусульмане" и помогают друг другу. Это дает им лишний шанс выжить в условиях воровской иерархии".