В последнее время в отношениях Москвы с Баку возникло сразу несколько точек серьезного напряжения.

Стороны не могут договориться о пролонгации сроков аренды Габалинской радилокационной станции, хотя на фоне предстоящего размещения на турецко-сирийской границе ракетных комплексов НАТО Patriot, а также возможных негативных сценариев вокруг Ирана, значение этого объекта для России резко возросло. Азербайджан настаивает на более чем 40-кратном повышении арендной платы - с нынешних $7 млн в год до 300 млн. Такие необъяснимо завышенные требования явственно свидетельствуют о намерении избавиться от российского присутствия на этом объекте.

Кроме того, Азербайджан навязывает конкуренцию "Газпрому", намереваясь пошатнуть его позиции в Европе и Турции, для чего уже в 2014 г. планируется начать строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP), который идет на смену провалившемуся проекту NABUCCO. По этой трубе предполагается прокачивать с каспийского месторождения "Шах Дениз" до 16 млрд кубометров голубого топлива в год, из которых 6 млрд достанутся Турции, а остальное транзитом пойдет в Европу. Это должно обесценить значение российского "Южного потока".

Также в Баку враждебно восприняли создание в Москве Союза азербайджанских организаций России (САОР). Эту организацию назвали "союзом миллиардеров", поскольку она объединяет, в частности, видных представителей деловых кругов азербайджанской диаспоры. Появились предположения, что САОР создан Кремлем, чтобы влиять на подготовку и ход президентских выборов 2013 года в Азербайджане.

Все это привело к явственному ухудшению двусторонних отношений, до недавнего времени считавшихся тесными и партнерскими. Некоторые бакинские наблюдатели полагают, что эти отношения переживают самые худшие времена за последние 10 лет. Указывается, что президент Ильхам Алиев не принял участия в саммите глав государств СНГ 5 декабря в Ашхабаде, причем, по версии бакинского агентства "Туран", на его решении уклониться от саммита не сказался даже личный телефонный разговор с президентом России. В Баку полагают, что это связано с тем, что азербайджанский лидер не может заручиться той степенью поддержки Москвы на президентских выборах, которую он получал в 2003 и 2008 годах.

На этом фоне в адрес России из Баку зазвучали высказывания, свидетельствующие о крайней степени недовольства действиями российской стороны. В частности, как уже отмечали эксперты ИА REGNUM, ведущие азербайджанские аналитики стали прямо говорить, что Азербайджан должен способствовать дезинтеграции России, тому, чтобы сепаратистские настроения с Северного Кавказа распространились также на внутренние регионы страны, в частности - Поволжье и Сибирь. Одновременно Баку должен стремиться к максимальному ослаблению (а в перспективе - и к развалу) Ирана, падению нынешнего сирийского режима. Утверждается, будто в российском Генштабе существует множество вариантов нападения на Азербайджан, и "там лишь ждут удобного момента для атаки".

Перечисление подобного рода утверждений заняло бы слишком много места. Очевидно одно - в лице России (а также Ирана) последовательно и целенаправленно создается образ врага азербайджанского народа и государства. И вряд ли столь скоординированная атака ведется без ведома и благословения политического руководства страны.

Одновременно беспрецедентно резкой критике подвергается Минская группа ОБСЕ по Нагорному Карабаху, миротворческая деятельность посредников и ОБСЕ в целом. Вопреки призывам руководителей стран-сопредседателей МГ ОБСЕ (Россия, США, Франция) готовить народы к миру, а не к войне, продолжать поиск взаимоприемлемых компромиссов, внутренняя и внешняя пропаганда Азербайджана полностью нацелена на оправдание и даже "неизбежность" военной операции по "возвращению Карабаха". При этом прямо говорится, что стремление Запада дестабилизировать ситуацию в Иране будет "прекрасным шансом" для Азербайджана "поставить ребром вопрос освобождения своих оккупированных территорий". В случае, если Россия попытается помешать осуществлению планов Баку в отношении Карабаха, ожидается прямая помощь Турции. Отметим, что высказываются подобные надежды на фоне укрепляющегося российко-турецкого партнерства.

Одновременно стимулируется деятельность т.н. Движения национального пробуждения Южного Азербайджана (ДНПЮА), штаб-квартира которого находится в Вашингтоне. Его лидер Махмудали Чехреганлы призвал Баку к защите прав иранских азербайджанцев. Иранская сторона этот факт расценила негативно - как, впрочем, и подготовку к проведению в Азербайджане очередного заседания Всемирного конгресса азербайджанцев (ВКА). Тегеран считает, что политика ВКА является антииранской, сепаратистской и ставит под сомнение территориальную целостность Ирана. В этой связи иранское посольство в Баку выразило надежду, что "правительство Азербайджана проявит чувствительность" в данном вопросе, однако признаков этого пока нет.

Сопоставление всех указанных обстоятельств подсказывает, что на пропагандистско-вербальном уровне Азербайджан, фактически, одновременно объявил войну практически всем свои соседям - России, Ирану и Армении.

Очевидно, что причиной этого не могут быть обычные проблемы и трения, неизбежные в межгосударственных отношениях (не считая, разумеется, ситуации "полухолодной войны" с Арменией). Объяснение следует искать в факторах глубинного, фундаментального порядка. И в этом контексте многое объясняет заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон о том, что Вашингтон намерен препятствовать интеграционным процессам на постсоветском пространстве, считая их попыткой со стороны России воссоздать некую "новую версию" СССР. Речь идет о Таможенном союзе и проекте Евразийского союза. По словам Клинтон, Америка старается "разработать эффективные меры для того, чтобы замедлить или предотвратить это".

По-видимому, в числе таких "эффективных мер" - активное противодействие намерениям России и со стороны ряда постсоветских стран, к числу которых теперь можно отнести и Азербайджан. Все происходящее свидетельствует, что на данном этапе Баку сделал свой выбор. Это, конечно, делает Азербайджан ценным военно-политическим союзником и партнером США в Закавказье. Но одновременно является очень опасным выбором для самого Азербайджана. Очевидно, что политика Баку в регионе в целом и в отношениях с Россией - в частности будет направлена на усиление конфликтогенности и нестабильности. Стремление к возникновению войны на Ближнем и Среднем Востоке, нацеленность на вовлечение в нее внерегиональных сил будет иметь крайне деструктивные и очень масштабные последствия. В Баку не должны забывать, что страна весьма уязвима по целому ряду позиций: уровню защищенности экспортных и внутренних энергетических инфраструктур, ситуации вокруг положения национальных меньшинств, особенно в приграничных с Россией районах компактного проживания лезгин, высокого потенциала социального протеста и реального (а не рекламного-пропагандистского) уровня подготовки и боеспособности вооруженных сил.

Всё это заставляет думать, что в Баку затеяли весьма рискованную и безответственную игру. Стоило бы напомнить в этой связи, что крах режима Михаила Саакашвили в Грузии в немалой степени был вызван тем, что западные покровители грузинского президента разочаровались в его антироссийской политике, которая в некоторой степени мешала взаимоотношениям Запада и России. И хотя эта политика проводилась в полном соответствии с установками того же Запада, наступил момент, когда она перестала быть по-прежнему востребованной. Последствия известны. Быть может, в Баку хотели бы наступить на те же самые грабли?

Гай Борисов, политический обозреватель