"Шабаш! - вдруг раздалось в вышине. Это крикнул орел. Просвещение прекратило течение свое".

М.Е. Салтыков-Щедрин "Орел-меценат"

Министерство образования и науки России следовало бы упразднить не просто за ненадобностью, а за очевидной вредностью, считает доцент Московского государственного педагогического университета Павел Бородин - выпускник филфака МГУ со стажем преподавания иностранного языка в ведущих вузах столицы более 20 лет, отец троих школьников.

"Я горжусь тем, что учился именно на этом факультете, - признался Бородин по поводу заявления Ученого совета филфака МГУ о катастрофе гуманитарного образования, - и готов подписаться под каждым словом моих учителей и товарищей".

"Последние лет десять происходит демонтаж не только системы образования, но всей социальной сферы. Вернуться к советской системе образования невозможно. Да и не была она безупречной, мы это помним, - отметил эксперт. - А болонские стандарты привлекательны для стран третьего мира - но не для России. Ведущие вузы мира и не подумали к ним присоединяться. А у нас? Школу сделали на год длиннее, чтобы одновременно с аттестатом выпускники получали повестку в армию. Зато вуз укоротили на год, чтобы вместо специалистов выпускать недоучек-бакалавров. Магистратура в массе своей - платная. Да и в бесплатную никто не хочет. Магистрантов отлавливают с сачком, им только что ножки не целуют, уговаривая остаться в вузе".

"Немцы сейчас, например, наоборот, борются с последствиями вхождения в Болонский процесс, - рассказал Бородин корреспонденту ИА REGNUM. - Кстати, в Германии министерства образования просто нет вообще. Ректоры вузов договариваются между собой и с властями, без единого федерального руководящего органа".

"А при нашей нынешней модели экономики - может, нам действительно не нужно столько образованных людей? Похоже, это объективный процесс, - полагает эксперт. - И проблему образования не решить без поистине революционных реформ экономики".

"Но если люди перестанут читать, они перестанут и думать, об этом предупреждали и Олдос Хаксли, и Рэй Брэдбери, и не только они, - напомнил Бородин. - Язык и мышление - это одно и то же. Язык - сложнейшая система. Не знать, к примеру, физику - не так страшно, как не знать родного языка. А наша молодёжь не умеет не то что писать, но даже говорить по-русски. Критичность мышления - большая редкость у нынешних студентов".

"И, между прочим, интересно было бы узнать, где учатся дети министра образования и прочих авторов образовательной реформы", - добавил эксперт.

"На митинг я готов выйти хоть завтра, - заявил Бородин по поводу возможных акций протеста. - Но митинговать надо не против низких зарплат. А против того, что наших детей сегодня уже почти некому учить, а завтра будет совершенно некому. Половина вузовских преподавателей - пенсионного возраста, и им никто не приходит на смену. В мои 42 года я один из самых молодых сотрудников на кафедре. Даже если это происходит не по чьему-то злому умыслу, общество должно заставить власти вмешаться, пока не поздно".

Ранее ИА REGNUM сообщало, что Ученый совет филфака МГУ заявил о "неприятии политики разгрома российского гуманитарного образования", которую проводит Минобразования, и призывает к широкой общественной дискуссии о деятельности этого ведомства. По мнению ученых, власти создают поколение, не способное думать. "Естественно предположить, что цель такого среднего образования - создание потребителя", - говорится в документе.

Один из экспертов, комментируя его, заявил: "Есть ощущение, что недовольство в государственных вузах, где ставка ассистента составляет немного больше 7 тыс. рублей, а доцента (кандидата наук) - едва переваливает через 14 тыс., может вылиться в масштабные протестные акции".

Онлайн-опрос, проведенный ИА REGNUM, показал, что гуманитарное образование в России не просто переживает сложные времена, а находится на грани катастрофы. 85,3% опрошенных согласны с заявлением филологов МГУ.