Проблемы мигрантов и религиозного экстремизма в России стали центральными темами на II Всероссийской научно-практической конференции "Этнокультурный и межконфессиональный диалог в Урало-Поволжском полиэтничном пространстве: исторический опыт и современность", проходившей 14 декабря в Оренбурге.

Открывая работу мероприятия, вице-губернатор Оренбургской области Дмитрий Кулагин констатировал, что "в последнее время этническая идентичность определяет поведение россиян, что особенно видно на примере молодежи". Отметив заслуги областного правительства в сфере национальной и конфессиональной политики, Кулагин признал, что как в стране, так и в этом приграничном с Казахстаном регионе наблюдается рост экстремизма на этнорелигиозной основе, передает корреспондент ИА REGNUM.

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов в своем докладе "Распространение ваххабизма в Поволжье и его последствия для национальной безопасности в России" остановился на проблеме экспансии исламского фундаментализма из Центральной Азии. "Подвергаясь более суровому наказанию у себя на родине, исламские радикалы переезжают под видом гастарбайтеров в Россию, где действует крайне либеральное законодательство по борьбе с религиозным экстремизмом", - заметил исламовед. По словам Сулейманова, фундаменталисты в России стали активно использовать мигрантов для участия в своих уличных акциях "в качестве массовки и ударной силы".

Сулейманов рассказал о митингах и пикетах, организованных членами террористической организации "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" в Казани летом 2012 года, где заметную роль играли мигранты. Эксперт предупредил, что сейчас подрастает второе поколение мигрантов, уже родившихся в России, для которых "этническая идентичность уходит на вторые роли в самоидентификации, а на первое место выходит религиозный фактор, причем в радикальной интерпретации ислама". В этой связи исламовед призвал в каждом муфтияте создать специальный отдел по работе с мигрантами: "Если мусульмане-традиционалисты не начнут работать с мигрантами, то тогда с ними начнут работать фундаменталисты, что уже и так заметно".

Начальник Управления внутренней политики Аппарата губернатора Оренбургской области Вячеслав Щенятский отметил, что на территории региона проживает 93 тысячи официально зарегистрированных мигрантов, добавив, причем эта цифра имеет тенденцию к росту. Стоит отметить, что в Оренбургской области проживает чуть больше 2 млн 113 тысяч человек.

Директор НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета Веналий Амелин считает, что наряду с этнологическим мониторингом, который ведется уже 20 лет в Оренбургской области, возникла необходимость вести конфессиональный мониторинг. "Это необходимо для того, чтобы знать ситуацию в религиозной сфере как в масштабах страны, так и в границах одного региона", - отметил этнолог.

Заведующая кафедрой философии и религиоведения Оренбургского государственного университета Марина Ефименко коснулась темы деятельности нетрадиционных религиозных течений в регионе. По ее мнению, сегодня они заметно влияют на мировоззрение населения, при этом секты закрепляют свое присутствие. К примеру, появившиеся в Оренбургской области в 1994 году мормоны, продолжая вести свою миссионерскую работу, покидать регион не собираются. Сейчас подрастает уже второе поколение адептов, воспитанных в семьях мормонов.

Доцент кафедры всеобщей истории Оренбургского государственного педагогического университета Светлана Дерябина свое выступление посвятила проблеме провала интеграции мусульман в европейское сообщество. По мнению эксперта, мусульмане в Европе идут по пути анклавизации с последующей шариатизацией исламских кварталов городов. Это выражается в диктате фундаменталистов своих норм коренному населению с требованием отказа от любых немусульманских праздничных атрибутов, например, рождественской елки.

Дерябина напомнила призыв духовного лидера "Братьев-мусульман" Юсуфа Кардави к мусульманам стран Запада о необходимости "идти по пути изоляции от остального населения, создавая "островки ислама" в городах, чтобы из меньшинства стать большинством". "В Брюсселе бельгийские власти пошлина введение самоуправления на основе шариата в ряде кварталов, это означает запрет на вход туда городской полиции", - привела пример оренбургский исследователь, напомнив, что Брюссель - это столица Евросоюза.

Такая тенденция свойственна не только для зарубежной Европы, есть признаки этого подхода и в России. В ряде южных регионов страны, отмечает эксперт, уже введены элементы шариата, а признаки мусульманских кварталов появились в некоторых районах Москвы (Люблино, район станции метро "Войковская", "Проспект мира").

Научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Василий Иванов выступил с докладом "Нурсисты и турецкое религиозное влияние на мусульман Поволжья". Рассказав о сути учения турецкого проповедника Саида Нурси, эксперт напомнил, что на территорию Оренбургской области последователи запрещенной в России экстремистской организации "Нурджилар" проникли с территории Казахстана в 2011 году. В Ульяновской области они вели работу в среде студентов городских вузов, а в Татарстане в 2012 году они планировали устроить показ апологетического фильма о духовном лидере секты на VIII Казанском международном фестивале мусульманского кино.

Иванов считает, что в ближайшее время Поволжье ждет вторая волна экспансии нурсизма, связанная с увеличением числа мигрантов, в том числе, из Турции. Он сослался на недавнее заявление турецкого консула в Казани Сабри Тунч Ангылы о том, что количество турецких предпринимателей в регионе будет увеличиваться. "В свое время нурсизм был привнесен в Волго-Уральский регион турецким проповедником Байтуллой Ямаком, сейчас ответвление нурсизма под видом учения турецко-американского деятеля Фетхюллаха Гюлена распространяется среди татарской, башкирской и казахской интеллигенции под видом "диалога цивилизаций". Новая религиозная экспансия будет вестись под маской турецкого бизнеса", - резюмировал свое выступление эксперт.