Политика: "Лучше гагаузов "за референдум не трогать". Гагаузия - Молдавия: "Бизнес-план под названием "Рейдерский захват Гагаузии" будет полностью и окончательно реализован". Дата: "Молдавия - наша новейшая история и неотъемлемая часть нашей государственности".

Политика: "Лучше гагаузов "за референдум не трогать"

Чем запомнится уходящий год жителям Гагаузии? - пишет "Пульс". Скорее всего, как и большинству граждан Молдавии, продолжающейся политической нестабильностью в стране вкупе с выборами в Народное собрание автономии. Чаще всего в новостных лентах за последние двенадцать месяцев Гагаузия упоминалась в контексте подготовки и проведения выборов в местный законодательный орган. Вопреки всем политическим прогнозам, предсказывавшим победу той или иной политической силы, "убедительную победу одержала" Демократическая партия, опробовавшая пока еще диковинную для страны технологию. Попытки сформировать альтернативные коалиции с самого начала оказались нежизнеспособными. Чтобы набрать минимальное большинство, требовалось объединить усилия ПКРМ, ЛДПМ, сторонников Формузала и еще нескольких неопределившихся избранников. Но чем дальше заходили переговоры, тем очевиднее становилось, что внутри каждой из команд уже наметились собственные перебежчики, торпедирующие любые союзы против ДПМ.

Не сумев провести на выборах ни одного (!) кандидата, в ДПМ мудро решили вести переговоры с победителями методом "кнута и пряника", продолжает "Пульс". "Пряник" все же был на первом месте. Несколько десятков тысяч евро плюс другие материальные блага в виде квартиры в столице или престижного места работы сделали убежденными "демократами" многих депутатов, прошедших и из числа сторонников Формузала, и от ЛДПМ, и даже от коммунистов. Последовавшие затем выборы председателя Народного собрания лишь подтвердили тезис о том, что в сегодняшней политике все продается и все покупается. 24 депутата из 35 отдали свои голоса за абсолютно нехаризматичного и малограмотного коллегу - Дмитрия Константинова - предпринимателя с подмоченной репутацией, зато с надежной финансовой базой и крепкими связями в ДПМ. Исключительно из демократов был сформирован и президиум НСГ, куда вошли оба зама спикера и председатели постоянных комиссий. Причем "за бортом" оказались председатели официально сформированных фракций - коммунистов и либерал-демократов.

К чему приведет ползучая экспансия Демпартии на юге? - задается вопросом "Пульс". Вслед за "покупкой" Народного собрания у демократов уже появились аппетиты на ряд управлений в Исполнительном комитете, и для этого уже подводится определенная законодательная база. Впрочем, на этом фоне крайне странной выглядит и тактика действующего башкана Михаила Формузала. Вместо напряженной борьбы с оппонентами внутри региона он тратит силы на продвижение заведомо популистских инициатив в центре вроде законопроекта об "императивном" мандате депутата. Складывается ощущение, что Формузал смирился с неизбежным злом в виде ДПМ и теперь его волнуют исключительно ближайшие выборы в парламент Молдавии, а точнее - возглавляемой им Партии регионов.

На этом фоне в выигрышном свете выглядят местные коммунисты, сформировавшие собственную фракцию в Народном собрании, пишет "Пульс". Им удалось не просто уйти в жесткую оппозицию, а сконцентрироваться на "долгоиграющей" и крайне важной для южного избирателя теме - необходимости проведения референдума о вступлении в Таможенный союз. С подачи председателя фракции Романа Тютина депутатское большинство проголосовало в первом чтении за соответствующий законопроект и... уже на следующий день испуганно оправдывалось перед центральными СМИ. Как бы то ни было, маховик по организации референдума запущен, и те гагаузские политики, что посмеют выступить против, рискуют иметь долгий и неприятный разговор со своим избирателем.

Можно смело предположить, что идея референдума о вступлении в Таможенный союз пройдет красной нитью через всю политическую жизнь Гагаузии в будущем году, если коммунисты смогут удержать этот вопрос в центре внимания общества, продолжает "Пульс". Сделать это будет не так легко. Депутатское большинство уже откровенно блокирует эту идею, а из Кишинева однозначно намекнули - попытка референдума якобы выходит за пределы компетенции автономии. Впрочем, на то и есть оппозиция, чтобы идти против власти, опираясь на поддержку большей части общества, подводит итог издание.

В общественном движении "Единая Гагаузия" принято окончательное решение добиваться всеми дозволенными местными и республиканскими законами проведения на территории автономии референдума с целью определения настроений ее жителей относительно евразийского проекта и вступления Молдавии в Таможенный союз. Об этом в интервью агентству "НИКА-пресс" заявил один из учредителей и руководителей организации, первый заместитель башкана Валерий Яниогло. Как он отметил, никто из сторонников и членов "ЕГ", как, впрочем, и в чиновничьих и партийных кабинетах АТО, а также среди подавляющей части гагаузского общества не сомневается, что плебисцит, если, конечно, власти смирятся с его проведением, покажет отношение гагаузов и к европейской интеграции страны, о которой здесь уже на протяжении почти десяти лет говорят либо в отрицательных тонах, либо вообще предпочитают не упоминать.

Собеседник агентства особо подчеркнул, что и подготовка к референдуму, и непосредственный сбор подписей за его проведение проверит устойчивость устремлений к восточному вектору развития не только гагаузских избирателей, но и тех гагаузских активистов, берущих на себя право говорить от имени всех южан. На вопрос "НИКА-пресс" относится ли его замечание и к лидерам общественного объединения "Новая Гагаузия", Яниогло сказал, что оно является напоминанием тем, кто считает возможным торговаться ради сомнительных благ и краткосрочной власти на региональном и республиканском уровнях. Команда "единых гагаузов", неожиданно оказавшаяся после выборов в Народное Собрание в оппозиции, тем более сделает все, чтобы референдум состоялся, пишет в своем комментарии "НИКА-пресс". Сегодня организации, созданной в непростых условиях борьбы с ПКРМ, в итоге два раза подряд победившей на башканских выборах и сформировавшей под свою программу местное правительство, нужна агитационная стартовая площадка, с которой будет удобно и эффективно обращаться к гагаузским избирателям и готовить их к новым выборам главы автономии. Референдум за Таможенный союз, то есть за лучшее будущее Гагаузии и Молдавии - чем не повод опять, как и в начале нулевых годов, собрать вокруг "ЕГ" настроенных на народно-патриотический лад гагаузов.

Выступая на торжественном собрании по случаю восемнадцатой годовщины образования АТО Гагауз Ери в составе РМ, Формузал отметил, что за истекшие годы автономия постепенно превратилась в один из заурядных районов Молдавии, продолжает "НИКА-пресс". Мнение главы АТО, несмотря на жесткие противоречия между общественно-политическими группами южан, поддерживается ими безусловно. Читать уходящего с поста через два года Формузала и понимать всех местных активистов следует так: мы предупреждали Кишинев, чтобы он не считал нас обычным районом Молдавии, Кишинев не понял, вот пусть теперь и не обижается.

Тема и вопросы к референдуму известны, пишет "НИКА-пресс". За ними, кроме всего прочего, скрываются все обиды и претензии гагаузов к Кишиневу, на которые он за восемнадцать лет так и не захотел обратить внимания и которые послужат эффективным способом для сбора южан на местный плебисцит. Лозунг "единых гагаузов" о сильной автономии и сильной стране развалится ровно пополам, если в референдуме будет отказано. Формузал, упрекнувший сегодня Кишинев в трагическом непонимании "гагаузской идеи", не раз с трибуны говорил и о том, что Гагаузия в ответ сомневающимся в молдавской государственности сама в состоянии определиться в семье европейских народов. Значит, все идет к тому, что лучше гагаузов "за референдум не трогать", а также к тому, что команду Формузала, настаивающую на опросе, и команду местных коммунистов, предложивших Народному Собранию обсудить сроки и вопросы референдума, вынуждена будет поддержать и депутатская группа в НС от "Новой Гагаузии". Идеологическое содержание организации, выступающей и за восточный вектор, и за расширение статуса АТО, не даст "новым гагаузам" оказаться в стороне от борьбы за "гагаузское счастье". Отказ от провосточных и патриотических ценностей обернется для них серьезными потерями.

Потому-то туго придется Демократической партии, являющейся сегодня (или пока) союзницей "новых гагаузов" и, как считается, получившей после выборов в НС контроль над общественно-политическими процессами в автономии, продолжает "НИКА-пресс". Сдержать референдумные настроения на юге ей едва ли удастся, заиграть потом результаты опроса в парламенте "демократы", быть может, сумеют, однако референдум в АТО повлечет за собой активизацию "евразийцев" и в других районах страны, отличающихся крепкими контактами с политическими противниками Альянса. Что потом делать с этим ворохом документов от тех, кто не хочет на Запад, а хочет на Восток, и собранных аккурат под конец 2013 года, в ДПМ едва ли сегодня знают. Зато, очевидно, догадываются, что именно с них спросят в Альянсе за допущенный в автономии референдум и последующие за ним события в Молдавии. А там и год 2014-й, т.е. предвыборный, когда каждая партия за себя и когда нет друзей, а есть только узкопартийные цели и такие же интересы.

Следует также отметить, что в последние годы гагаузские активисты и лидеры ведущих организаций мало интересуются общереспубликанскими парламентскими выборами, называя их чужими, а то и чуждыми автономии - представительства АТО в высшем законодательном органе нет, а южане, привлеченные в него по партийным спискам, для Гагаузии неэффективны, поскольку связаны партийными обязательствами, пишет "НИКА-пресс". Потому-то 2014 год для гагаузов - это, прежде всего, канун башканской кампании, безусловным фаворитом в которой является лидер "НГ" Дудогло. И уже сегодня ясно, что для победы ему придется, во-первых, опереться на евразийские настроения в Гагаузии, во-вторых, отказаться от дружбы с ДПМ - дружить с евроинтеграторами из Кишинева накануне башканской гонки, значит, гонку проиграть. Как такой шаг повлияет на результаты ДПМ, рассчитывающей на поддержку юга в ходе парламентских выборов, Дудогло и всю "Новую Гагаузию" едва ли будет интересовать, подводит итог издание.

Гагаузия - Молдавия: "Бизнес-план под названием "Рейдерский захват Гагаузии" будет полностью и окончательно реализован"

Народное собрание Гагаузии на прошедшем 21 декабря заседании окончательно утвердило бюджет автономии на следующий год, а также сумело преодолеть вето башкана и утвердить свой сомнительный в ряде статей регламент, пишет "Единая Гагаузия". С центральной трибуны докладывал глава постоянной комиссии по правам человека, законности и правопорядку Иван Бургуджи. Он зачитал предложения башкана по улучшению ранее предложенного Закона о регламенте НСГ, с частью которых депутаты согласились, признав их целесообразными. Камнем преткновения же стал вопрос утверждения членов Исполкома поименно или же "пакетом".

Башкан настаивал на "пакетном" голосовании за новый состав Исполнительного комитета Гагаузии, продолжает "Единая Гагаузия". Депутатское большинство - на поименном. И у каждой стороны были свои доводы. Так, депутат Федор Гагауз сообщил, что при поименном голосовании "ущемляется право башкана на самостоятельное формирование исполнительной власти". Депутат потребовал "не нарушать механизм формирования региональной власти", поскольку это "идет в ущерб автономии". Во всех окружающих Гагаузию демократических странах глава исполнительной власти представляет парламенту состав правительства целиком. Депутаты выражают вотум доверия или недоверия всему правительству, а не занимаются персональными разборками. В свою очередь докладчик Иван Бургуджи заметил, что башкан "имеет полное право представлять состав Исполкома", но определение механизма утверждения членов Исполкома - это "прерогатива Народного собрания".

Пытаясь вразумить заигравшихся в "законотворчество" депутатов, Михаил Формузал заявил, что депутаты сегодня "открывают ящик Пандоры", а принимаемый в таком виде регламент и далее "будет размывать устои автономии", пишет "Единая Гагаузия". Глава Гагаузии обратил внимание на то, что не стоит принимать такие серьезные документы с целью подложить бомбу под кого-то конкретно, потому что башкан в Гагаузии сегодня один, а завтра - уже другой. И кому-то потом придется расхлебывать последствия принижения веса исполнительной власти во властной системе автономии. Все должно уравновешиваться и регулироваться системой противовесов. Эффективность работы разных ветвей власти обеспечивается, в том числе, и угрозой роспуска одной ветви власти другой ветвью власти. Не зря умные юристы, составлявшие комплекс законодательных актов по автономии, предусмотрели следующее: в случае нескольких безуспешных попыток утвердить в Народном собрании состав Исполкома Гагаузии, башкан вправе распустить неработоспособное Народное собрание и объявить новые выборы. Данная угроза еще ни разу не реализовывалась, но она подстегивает разные депутатские фракции к большей сговорчивости, к поиску разумных компромиссов, а не тупому следованию своим амбициям и козням.

Если позволить депутатам утверждать Исполком Гагаузии не целиком, а персонально каждого начальника управления, тогда эта норма закона становится неприменима, продолжает "Единая Гагаузия". Получается, что депутаты могут утвердить большую часть гагаузских министров, а потом встать в позу, и совершенно безнаказанно хоть два года подряд не утверждать ни одну из предлагаемых башканом кандидатур на самые ключевые посты, тем самым создавая существенные помехи нормальному функционированию исполнительной власти! Не факт, что это непременно будет иметь место. Может все и обойдется. Но оставлять в законодательстве такую заведомую лазейку для шантажистов и саботажников нельзя!

Кстати, отсутствие у одной ветви власти эффективных рычагов влияния на другую ветвь власти (то есть отсутствие возможности роспуска за саботаж и неработоспособность) является критическим изъяном в законодательстве с точки зрения европейской системы демократических ценностей, пишет "Единая Гагаузия". Мы в этом отношении должны, просто обязаны следовать международным соглашениям и установкам, которые Молдавия подписала, и которые выше по статусу, чем даже Конституция страны, не говоря уже о каком-то там регламенте внутренней автономии. Никакие увещевания не помогли, и за преодоление вето башкана проголосовали 24 депутата. Лишь двое депутатов проголосовали против и трое - воздержались. Таким образом, растоптаны основополагающие устои и правила формирования разных ветвей власти в демократическом обществе.

Для тех, кто не совсем понимает, зачем предприняты такие титанические усилия по продавливанию персонального утверждения членов Исполкома, можно подсказать: теперь мечтатели из Демпартии Молдавии, наверное, попытаются навязать в состав Исполкома троянских коней в виде нескольких начальников управлений из числа ставленников этой олигархической партии, продолжает "Единая Гагаузия". Шантажируя тем, что не утвердят никого без этой уступки. Таким образом, получит дальнейший импульс "бизнес-план" ДПМ по захвату Гагаузии. Приобретя в свое распоряжение не только ставшее уже послушным Народное собрание, но и значительный кусок правительства Гагаузии, и создавая для башкана невыносимые условия работы уже прямо изнутри, из самого Исполкома, они надеются выдавить его прочь из Гагаузии и назначить поскорее новые башканские выборы. Мечты ДПМ безграничны, и им уже видится башкан, член партии ДПМ (не будем показывать пальцем на конкретного претендента). Вот тогда бизнес-план под названием "Рейдерский захват Гагаузии" будет полностью и окончательно реализован. А оттуда обратного пути уже нет. После этого возможно все: например, отмена решением НСГ (как в Молдавии) прямых выборов башкана, и назначение главы Гагаузии поднятием руки двадцати купленных депутатов. А также отмена ограничения, по которому башкан может избираться не более двух сроков подряд.

И вот, в дальнейшем, уже из года в год покупка всей автономии станет весьма недорогим мероприятием: достаточно будет раз в 4 года покупать оптом 20 небогатых, а потому продажных гагаузских селян-депутатов, пишет "Единая Гагаузия". А можно расходы еще уменьшить: имея в руках игрушечное Народное собрание, можно изменить законодательство и сделать выборы не раз в 4 года, а например, раз в 7 лет. Почему нет? В общем, допрыгались гагаузы, профукали свою государственность, подводит итог издание.

Народное собрание берет под контроль и Исполнительный комитет Гагаузии, пишет "Пульс". Одним из первых законопроектов, зарегистрированных в пятом созыве Народного собрания, стала новая версия регламента, определяющая законотворческую работу депутатов. Вместе с полусотней поправок в старую версию новый регламент содержит и новую статью, принципиально меняющую взаимоотношения между исполнительной и представительной ветвями власти. Речь идет о процедуре утверждения состава Исполнительного комитета (регионального правительства) Гагаузии. До сих пор глава региона самостоятельно подбирал команду и предлагал ее депутатам на утверждение. У тех выбор был не велик - либо утвердить предлагаемый им состав либо отклонить. Но во втором случае те же лица могли исполнять обязанности начальников управлений с приставкой "исполняющие обязанности".

Подобные прецеденты не раз случались в истории гагаузской политики, продолжает "Пульс". Так, около года назад депутаты уже прошлого созыва выразили вотум недоверия заместителю башкана по социальным вопросам Николаю Стоянову и начальнику управления образования Вере Баловой. Поводом для вотума стала запущенная Исполкомом программа оптимизации (то есть закрытия) средних учебных заведений с низкой наполняемостью учениками. Хотя это голосование и наделало шума, но тот же Стоянов и та же Балова благополучно продолжили свою работу на тех же должностях. Кстати, есть и обратные примеры. Около двух лет назад башкан Михаил Формузал отправил в отставку вышедшего из доверия председателя Вулканештского района Сергея Чернева. Но Народное собрание высказалось против снятия Чернева, и тот по-прежнему занимает должность председателя районной администрации. Предложенный депутатом-демократом Иваном Бургуджи регламент кардинально меняет саму процедуру формирования Исполкома. Кандидатуры, согласно новому регламенту, подбирает башкан, а потом каждую из них в отдельности рассматривает профильная комиссия Народного собрания. И только в случае положительного решения комиссии она утверждается персонально Народным собранием.

Вносимые новшества пришлись по душе не всем депутатам, пишет "Пульс". Так один из сторонников Формузала, депутат Федор Гагауз заявил, что "поименное голосование ущемляет право башкана на самостоятельное формирование исполнительной власти". Гагауз выразил мнение, что "нарушение механизма формирования региональной власти пойдет в ущерб автономии". В этом же русле выразился и сам башкан, присутствовавший на заседании. По словам Формузала, "приняв этот регламент, депутаты открывают ящик Пандоры и размывают устои автономии". От имени депутатского большинства парировал автор регламента Иван Бургуджи. Он подчеркнул, что право башкана подбирать кандидатуры в свою команду никто не ставит под сомнение, но "утверждение членов Исполкома - это уже прерогатива Народного собрания". В итоге, за окончательную версию закона о регламенте проголосовали 24 депутата, таким образом "вето" башкана было преодолено минимально возможным числом голосов. "Я очень удивился, когда Народное собрание, в составе которого много депутатов с юридическим образованием, приняло такой регламент. В нем ни слова не сказано, как, к примеру, отозвать депутата со своей должности, зато подробно описано, что должен делать башкан и как лишить полномочий членов Исполнительного комитета", - так прокомментировал это голосование Михаил Формузал.

Как отмечают аналитики, новый механизм значительно сужает поле для маневра со стороны башкана: он больше не сможет ставить депутатам ультиматум "либо голосуете за всю команду либо работаем и без вашего одобрения", продолжает "Пульс". Более того, теперь депутатское большинство в лице Демократической партии получает мощные рычаги давления на исполнительную ветвь власти и самого башкана. В кулуарах Исполкома и Народного собрания уже заговорили о том, что новый состав Исполнительного комитета будет коалиционным. Даже называются примерные пропорции раздела - пятьдесят на пятьдесят. Причем, в ДПМ претендуют на самые "лакомые" управления, курирующие экономику, транспорт и связь, образование (более 60 процентов бюджета - это именно содержание школ и детсадов).

В этой ситуации действующему главе автономии - Михаилу Формузалу - можно только посочувствовать, пишет "Пульс". Последние два года он будет исполнять мандат башкана, будучи фактически номинальным руководителем. Половина непосредственно подчиненных ему начальников управлений будет получать команды из Кишинева от, мягко говоря, недружественной к нему политической силы. Из оставшейся половины многие и так входят в состав Исполкома лишь по статусу, но по сути включены в вертикальную структуру республиканских ведомств - речь идет о полиции, СИБ, налоговых органах. В этом контексте предвыборные обещания Дмитрия Константинова и других депутатов, переметнувшихся в ДПМ "не отправлять башкана в отставку, а заставить работать" приобретают зловещий смысл. Похоже, Демпартии действительно удастся заставить Формузала работать. На себя.

Впрочем, у Исполнительного комитета еще осталась одна лазейка - обжалование принятого регламента в Апелляционной палате муниципия Комрат, продолжает "Пульс". И шансы на отмену регламента есть. Как отмечают юристы, отдельные нормы этого закона идут в разрез с Уложением (конституцией) Гагаузии. Вопрос в другом - захотят ли судебные инстанции включаться в политические войны регионального масштаба и не отменят ли иск по "процедурным моментам", даже не рассматривая его по существу, подводит итог издание.

Башкан Михаил Формузал очень любит распространяться на тему о том, что в стране не все ладно с соблюдением Закона "Об особом правовом статусе Гагаузии", а в последнее время, по мнению Формузала, сплошь и рядом нарушается Основной закон автономии - его Уложение, пишет "Новая Гагаузия". Проведем небольшой анализ - почему все-таки не работает Закон "Об особом правовом статусе" Гагаузии (Гагауз Ери).

Сразу после начала своей работы, Народное собрание V созыва разработало и приняло регламент работы законодательного собрания Гагаузии, продолжает "Новая Гагаузия". Согласно регламенту, в Гагаузии впервые с момента ее образования по согласованию с председателем парламента РМ Марианом Лупу, появлялась новая должность - спецпредставитель НСГ в парламенте Молдавии. Самым рьяным противником этого нововведения выступил никто иной, как наш башкан. Согласно логике Формузала, такая должность, как спецпредставитель НСГ в парламенте РМ, абсолютно не нужна, поскольку, по его мнению, Гагаузию в РМ должен представлять он и только он. Михаил Формузал заявил, что, дескать, он является членом правительства, а, следовательно, только он может говорить от имени Гагаузии и защищать ее.

Но мы видели, как он ее защищал все годы своего башканства, пишет "Новая Гагаузия". То, что Народному собранию IV созыва удалось подписать Меморандум о сотрудничестве с парламентом РМ - большое достижение для Гагаузии, равно как и появление спецпредставителя гагаузского парламента в большом парламенте Молдавии. Не нужны посредники, и все инициативы по укреплению статуса Гагаузии, защите ее устоев, продвижению ее интересов теперь можно делать напрямую через человека, который будет связан с парламентом постоянно.

Но именно это и не устроило Формузала, поскольку до сих пор от имени Гагаузии говорил он, большей частью не интересуясь, а что по тому или иному поводу думает сама Гагаузия и ее народ, и насколько правильно поступает сам он, продолжает "Новая Гагаузия". В итоге депутаты "повелись" на высочайшее мнение Формузала и убрали статью о спецпредставителе Народного собрания в парламенте Молдавии. Остался горький осадок от того, что гарант Уложения, он же башкан, который должен стоять на страже устоев Гагаузии, и выступать за ее дальнейшее становление, стал злейшим врагом всех попыток изменить существовавшее до сих пор положение, подводит итог издание.

Дата: "Молдавия - наша новейшая история и неотъемлемая часть нашей государственности"

23 декабря 1994 года парламент Республики Молдова принял Закон об особом правовом статусе Гагаузии, ставший точкой отсчета гагаузской государственности (В действительности, "точкой отсчета гагаузской государственности" является 19 августа 1990 года, когда была провозглашена Гагаузская Республика. Просуществовав почти 5 лет в качестве независимого государства Гагаузская Республика отказалась от курса на построение независимой государственности, согласившись на статус автономии в составе Молдавии, который вплоть до сегодняшнего дня постоянно нарушается молдавскими властями - прим. ИА REGNUM), пишет "В фокусе недели". Суть развития любого народа заключается в обретении государственности или, как минимум, письменности, литературы и научной интеллигенции. Какие бы недостатки ни существовали в нашем юридическом статусе сегодня, необходимо сказать о том, что гагаузы состоялись, как полноценный народ, выдержав все вышеперечисленные этапы. Гагаузы и их автономия - уже часть всемирной истории, характеризующиеся наличием территории, как основы государственности... У гагаузов имеется собственная история, язык, культура, и если говорить о законодательстве, то и собственная Конституция (Уложение), одобренная всеми международными структурами. Мы - часть тюркской группы народов, но, при этом, мы впитали в себя славянскую и романскую культуру. Мы чувствуем себя уютно в любой части света. Это наше богатство.

Наша молодежь раскинута по заграницам, продолжает "В фокусе недели". Кстати, у нас невероятно талантливое поколение. Оно обуздало ведущие университеты евразийского континента. Многие, в силу слабого экономического состояния государства и автономии, зарабатывают на жизнь за рубежом. К сожалению, многие из них не вернутся. Контингент местного населения от 20 до 45 лет находится за пределами Гагаузии. Миграция на нашей территории процветает. Каждый третий имеет гражданство другого государства, как правило, болгарское или российское. Как бы ни неприятно было об этом говорить, но за годы существования автономии Гагаузия стала производителем рабочей силы и интеллектуального потенциала. Это факт, не требующий доказательств.

Экономический и инвестиционный климат региона ничем не отличается от соседних районов и республики в целом, пишет "В фокусе недели". Однако в инфраструктурном отношении отличия все же имеются - в Гагаузии нет разбитых школ, детских садов, больниц и медпунктов. Образование и медицинское обслуживание обеспечиваются по всем стандартам. На протяжении последних 15 лет ведутся работы по обеспечению населенных пунктов питьевой водой. Эти проекты становятся возможными благодаря внешнеэкономическим и культурным связям Гагаузии, за что, кстати, в Кишиневе нас также критикуют. Что плохого, если турецкая сторона помогает братскому народу построить водонапорную башню? Какой здесь может быть сепаратизм?

Политическая система Гагаузии хромает, продолжает "В фокусе недели". На многих избирающихся политических деятелей влияют структуры Кишинева, за всю историю не имевшие никакого отношения и интереса к Гагаузии. Дружный и неделимый народ, завоевавший автономию, раскололся в силу грязных технологий и элементарного подкупа. Налаживание местными лидерами личных финансовых интересов в Кишиневе довело Гагаузию до того, что местные власти уже не могут организовывать референдумы и советоваться с собственным народом по ключевым вопросам. Оказывается, это не вписывается в нормы избирательного законодательства Республики Молдова! Некоторые из лидеров в последнее время оказались втянутыми в скандальные авантюры: они выступают за европейскую интеграцию Молдавии, а с Таможенным союзом предлагают повременить. Полнейший бред.

Да, многие из нас не хотят изучать государственный язык, пишет "В фокусе недели". Нам нравится Россия, мы учим русскую литературу и смотрим русские каналы. Румынию мы ненавидим, и тому есть объективные причины. За все это нас непрестанно критикуют. Но абсолютное большинство гагаузского народа желает жить в Республике Молдова, несмотря на языковые предпочтения. Молдавия - наша новейшая история и неотъемлемая часть нашей государственности. Мы дружим и с молдаванами, и с русскими, и с болгарами, и с турками. Но презираем тех, кто пытается нас уничтожить как нацию. У нас нет амбиций и устремлений на самоопределение и создание независимых структур власти. В то же время мы хотим, чтобы наше мнение уважали и считались с нашими пожеланиями.

В эти дни наша любимая Гагаузия становится совершеннолетней, продолжает "В фокусе недели". Может быть, для кого-то эта дата вовсе не является знаменательной, но корабль под названием "Гагаузия" уже вышел в большое плавание. Обратного пути для нас нет. Впереди - только созидание во имя нас самих. Нам 18 лет - и это только начало! - подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Независимая Гагаузская Республика была провозглашена 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР, в то время как Республика Молдова провозгласила свою независимость только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.