Лидер шиитов-азербайджанцев Татарстана Фариз Аскерзаде, месяц назад обратившийся к президенту России Владимиру Путину с просьбой защитить его от ваххабитского лобби в республике, предложил свое видение одного из радикальных течений в исламе - экстремистского движения "Хизб-ут-Тахри аль-Ислами" ("Партии освобождения ислама"). Текст дается с небольшими сокращениями.

Первые годы, когда я только начинал учиться в духовной семинарии, я заключил с Всевышним Аллахом своего рода договор: "О, Аллах! Дай мне возможность изучить Твою религию и даю слово, что где бы я ни был, буду распространять только Истину". Сегодня я благодарю Аллаха, что он дал мне такую возможность, и я распространяю Истину, срывая маски с тех групп, которые кроме смуты и лжи ничего не несут в мусульманскую общину.

В последние время в России сильно ощущается деятельность и влияние одной из радикальных сект ислама - "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" (ХТИ), которая также является политическим движением и под флагом ислама действует во многих странах мира. Основной целью и идеологией партии является возвращение "исламского халифата" в наши дни. В этой связи идеологи ХТИ провозглашали различные фетвы для консолидации своих сторонников. Большинство фетв этих "партийных ученых" являются политическими, поэтому традиционные мусульманские богословы не признают их исламскими и справедливо критикуют.

Как известно, ХТИ была основана в 1952 году шейхом Такиуддином Набхани (1909-1979). Набхани родился в 1909 году в деревне Иджзим под городом Хайфа в Палестине. Читать и писать Набхани научился в родном селении, а для высшего образования отправился в Египет, в Каирский исламский университет "Аль-Азхар". Поступив туда, он также обучался в институте "Даруль-Улюм" и закончил его в 1932 году. Затем Набхани вернулся в Палестину и работал там учителем в Хайфе. В 1940 году был назначен помощником судьи, а в 1945 году - на пост судьи шариатского суда в Рамалле. В 1948 году в связи с Арабо-израильской войной переехал в Сирию, однако быстро вернулся, поскольку ему был предложена должность судьи Иерусалимского шариатского суда, далее - судьи апелляционного шариатского суда в Иерусалиме.

В 1950 году Набхани подал в отставку и начал преподавать шариат в Аммане (Иордания). Постепенно Набхани стал самостоятельно провозглашать шариатские законы - "фетвы", объявив себя шейхом. В 1953 году, в связи с идеологическими разногласиями с движением "Братья-мусульмане", он основал собственную партию "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами". Однако деятельность ее в Иордании была сразу запрещена, а в 1955 году был запрещён и въезд Набхани в эту страну. Последние дни своей жизни шейх Набхани жил и путешествовал в Ливане, Иордании и Сирии, власти которых преследовали Набхани за его деятельность, а в 1977 году скончался в Бейруте.

Надо отметить, что из-за преследований лидеров и активистов ХТИ сегодня очень сложно выявить. После смерти основателя партии ХТИ возглавил уроженец палестинского Аль-Халила Абдул-Кадим Залум. В период своего руководства он написал книгу под названием "Хаказа Худимат аль-хилафат". В 1999 году (1378 году от хиджры) еще одна ячейка партии появилась в Ливане, чему немало способствовали такие теологи как Али Фахруддин, Талал аль-Басат, Мустафа Салех, Мустафа ан-Нухас и Мансур Хейдар. Есть отделение ХТИ в Иордании, его возглавляет шейх Ахмед Даевер. В 1969 году он был обвинен в попытке государственного переворота и приговорен к смертной казни, но позже помилован. Аналогичная попытка переворота сторонниками ХТИ была предотвращена и в Египте, 32 члена партии были задержаны и осуждены. Лидерами данной группы были инженер Джабир Сулейман и ученый-химик Салах-уд-дин Гасан из города Намса. Еще один из активистов группы палестинец Камал абу Лайла проживал в Германии, Аллаудин Абдулрахман был студентом Каирского университета. Также в числе главных организаторов был сириец Абд-ур-Рахман Малики.

Никто из активистов и лидеров ХТИ никогда не скрывал, что основными целями партии являются цели политические. Несмотря на то, что ХТИ ассоциирует себя с исламом, данная партия от него крайне далека, а многие фундаментальные исламские принципы они просто не принимают. Например, лидеры партии утверждают, что после смерти не будет никакого Суда, приход пророка Исы (Иисуса) и появление Даджала (Антихриста) - это все ложь. Также они утверждают, что если кто-либо поверит в эти вещи, то автоматически станет неверным. Несмотря на то, что все эти вышеперечисленные события множество раз упомянуты в священном Коране, в ХТИ их категорически отрицают. Члены партии отрицают также такие принципы как "аль амр-бил маруф" призыв к доброте, и "ан-наху-анил мункар" - призыв отступить от плохого.

А ведь эти два принципа считаются в исламе одними из самых главных. И в Коране, и в хадисах нашего любимого пророка Мухаммада (ДБАР) множество раз упоминались эти два принципа, как одни из самых главных. В исламском мире, кроме хизб-ут-тахрировцев никто не отрицает эти два принципа, наоборот, великие мусульманские теологи всегда призывали к доброте и к избеганию зла.

В "законодательстве" ХТИ имеется 187 статей. Многие из них являются ошибочными, сбивающими с истинного пути настоящих мусульман. Однако не всем это видно. Поэтому эти статьи должны получить оценку шейхов и теологов, чтобы выявить ошибки, а затем публично осуждены. Тем более что со дня своего основания партия ХТИ вела борьбу с традиционным исламом, а члены ХТИ старались разрушить любое государство, в котором они появлялись.

"Шариатские законы" и фетвы, провозглашаемые шейхами ХТИ, всегда удивляли своей глупостью признанных ученых традиционного ислама. Вот несколько из этих законов:

1)"Всевышний одобряет созерцание изображений обнаженного женского тела. С женщиной (намахрам) можно здороваться за руку и даже целовать". В действительности же шариат запрещает подобные действия и причисляет их к греху.

2)"В Северном Ледовитом океане, в крайних южных широтах и в Космосе молиться не надо". А ведь Всевышний указывает в Коране, что "Я вас обязываю молиться везде, где бы вы ни были".

Такиуддин Набхани в своей книге "Рисалатул Араб", изданной в 1950 году, писал, что арабы являются высшей кастой в исламском мире, и чтобы вернуть исламский халифат, "мы сначала должны объединить все арабские государства, а потом присоединить остальные страны к арабскому халифату. Потому что арабы выше всех". Хотя для Аллаха нет наций, а важно только следование его заповедям.

В 1953 году Набхани объявил, что срок свержения "неверных правительств" и установления "исламских государств" - 13 лет, однако после того, как этот план не удался, лидер ХТИ увеличил срок до 30 лет. Для достижения этой цели Набхани указал три направления деятельности членов ХТИ:

"Распространять идеологию ХТИ в обществе, где вы проживаете, и набирать как можно больше сторонников.

После того как наберете сторонников в стране, где вы проживаете, с их помощью совершить в обществе идеологическую революцию.

После того, как выполните первые два пункта, вы должны свергнуть лидера страны и захватить власть в стране, где вы проживаете".

По личному мнению Набхани, чтобы успешно осуществить последний этап, нужно будет подкупать влиятельных членов правительства, лидеров различных кланов или партий, так как "в нужный момент они окажут поддержку".

В начале своей карьеры Набхани активно сотрудничал с иорданской исламистской организацией "Ихван аль-муслимин" ("Братья-мусульмане"), участвовал в различных конференциях и собраниях, особо выделяя лидера исламистов Хасана аль-Банна. Но после того как Набхани пришла идея создания собственной партии, он отошел от аль-Банна и от принципов его организации. За это Набхани осудил сам Сейид Кутб, главный идеолог "Братьев-мусульман", который лично встречался с Набхани, чтобы выразить ему свое порицание. После этой встречи Кутб написал: "То, чего хочет достичь Набхани с помощью своей партии, это та точка, с которой мы начинали".

Несмотря на то, что сторонники ХТИ начинали активную пропаганду только в Иордании, Сирии и Ливане, последователи секты уже через несколько лет появились практически во всех мусульманских странах Востока. В последнее время пропаганда идей ХТИ охватывает многие европейские страны, в частности, особо активно движение действует в Германии. Теперь к числу стран, где количество членов ХТИ быстро растет, присоединилась и Россия. У движения есть не только финансовые, но и медиаресурсы. Самый крупный журнал "Аль-Хизаре" издается в Ливане, действует обширная сеть интернет-ресурсов.

Свои территории, которые контролируют или где активны члены ХТИ, они называют "вилайатами". В каждом "вилайате" имеется от трех до десяти активистов, которых называют "ладжанатул вилайат". При этом лидера группы никогда и никто не знает. В этом плане и Татарстану, и руководству республики, где в последнее время проходят акции ХТИ, есть над чем задуматься.