Письмо к президенту РФ Владимиру Путину в защиту капитана первого ранга Дмитрия Лаврентьева и трюмного машиниста старшина Дмитрия Гробова, обвиняемых в гибели 20 человек аварии на атомной подлодке "Нерпа", подписали уже свыше 2,4 тыс. человек. Сбор подписей решено продлить на неопределенны срок. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом журналистам сегодня, 16 января, сообщил председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ Игорь Курдин.

По словам Курдина, письмо появилось, потому что "прямой вины командира в гибели людей нет". "Мы не хотим кого-то посадить. Мы хотим, чтобы такое не повторилось", - подчеркнул Курдин.

Поводом для написания письма послужила отмена коллегией Верховного суда РФ решения суда, который 4 сентября 2011 года на основании вердикта присяжных заседателей полностью оправдал членов экипажа подлодки. Теперь судебный процесс по делу Дмитрия Лаврентьева и Дмитрия Гробова возобновлен, первое заседание суда уже состоялось в середине декабря 2012 года.

По мнению капитана 2-го ранга в запасе, писателя-мариниста Александра Покровского - автора письма - виновных нужно искать в совершенно другом месте: не в воде, а на суше.

В систему огнетушения подлодки, по словам Покровского, был закачен не фреон, как положено. "У фреона класс опасности такой же, как у бензина. У нас даже глотали этот фреон. Он производит ожог, как лед, но не отравляет организм, - рассказал Покровский. - Но неожиданным образом в специальные резервуары было закачено вещество, 66% которого составил ядовитый тетрахлорэтилен. У него второй класс опасности. Это значит, что смертельная для человека доза этого вещества составляет 2,5 грамма на метр кубический, а фреона 480 граммов. Заключение экспертов удивительное: они говорят, что часть людей, которая попала под распыление этого вещества, но осталась жива, отравились хлорсодержащим веществом. А те20 человек, как записано в документах, умерли от асфиксии, то есть от удушения. И ничего не сказано о том, что асфиксия токсическая".

Кроме того, в обвинительном документе сказано, что жидкость вытеснила кислород, доведя его до пороговых 12% содержания в воздухе, что и вызвало удушье. Как сказал Александр Покровский, сторона обвинения "не знает физику, раз утверждает, что жидкость вытеснила газ" и добавил, что "курсанты крутили педали велосипеда и при 10% кислорода".

Однако поставщик фреона не привлечен к уголовному делу, его даже не нашли, сказа Игорь Покровский. Также обвинительная сторона не обращает внимания на тот факт, что пробы фреона должны браться на всех этапах его закачивания в резервуары подлодки. "Система контроля качества не сработала", - уверен Покровский.

Игорь Курдин рассказал о том, что сама система огнетушения на подлодке сработала не так, как должна была. "Она должна была быть запрограммирована так, чтобы на один отсек распылялась жидкость одного резервуара. В результате же 3 резервуара по 120 литров сработало на один отсек одновременно", - пояснил Курдин.

Иорь Курдин рассказал еще несколько деталей этого уголовного дела. В частности, по его словам, судья первого состава суда очень быстро был уволен: "Его обвинили в том, что он в напутствующих словах присяжным заседателям привел в пример хорошей работы фильм Никиты Михалкова "12". А там был вынесен оправдательный приговор".

Также Игорь Курдин сообщил, что в ближайшее время защита Дмитрия Лаврентьева и Дмитрия Гробова будет ходатайствовать, чтобы привлечь Александра Покровского в качестве эксперта, ведь он достаточно долго служил на подводных лодках начальником химической службы. Пока Александр Покровский, по словам Курдина, будет собирать все необходимые документы, доказывающие его компетентность в этом деле, а отправиться во Владивосток он намерен в "конце февраля-начале марта".

Курдин добавил, что "с нового года эта статья выведена из-под юрисдикции присяжных. Тогда дело может пойти в военный трибунал" и выразил надежду, что суд присяжных примет "правильное решение".

"Мы восстаем против системы, в которой виноват "стрелочник". Нам нужно ответить: есть у нас флот или нет? Если вы не доверяете своему флоту, то разгоняйте его. А этих уникальных людей используют как туалетную бумагу одноразово. Лаврентьев не уморил тех 20 человек, а спас остальных, потому что там должны погибнуть все", - сказал Александр Покровский.

Напомним, что в ноябре 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море на субмарине "К-152" несанкционированно сработала система пожаротушения. На борту находились 208 человек. 20 из них погибли. Подлодка была построена и затем должна была быть передана в лизинг на 10 лет ВМС Индии.