На прошедшей в Ереване 12-13 января 2013 года под эгидой западных неправительственных организаций встрече между представителями грузинской и югоосетинской гражданских обществ, направленной на восстановление взаимопонимания и доверия между двумя сторонами, выступил с докладами ряд представителей общественности и экспертов из Грузии, Южной Осетии, России и США.

В их числе: политолог Коста Дзугаев ("Южная Осетия перед 2013 годом"), кандидат исторических наук, координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков ("Грузия и Южная Осетия: Взгляд из Москвы"), политолог Дина Алборова ("Южная Осетия: Социально-экономическое и политическое развитие"), аналитик и эксперт по кавказским проблемам Георгий Гвимрадзе ("Социально-политическое развитие в Грузии"), а также организатор этих встреч, представитель американского университета имени Джорджа Мейсона Сьюзен Аллен Нан ("Перспективы грузино-осетинских отношений: Взгляд из США").

ИА REGNUM опубликует тексты этих докладов, имеющиеся в распоряжении агентства. В первую очередь, представляем доклад югоосетинского политолога Коста Дзугаева "Южная Осетия перед 2013 годом".

"Поскольку последняя наша встреча проходила в начале ноября 2012 года (в рамках общественного диалога "Точка зрения" - ред.), то вполне логично построить экспертное рассмотрение ситуации в Южной Осетии именно с этого времени, и даже в увязке с самой тогдашней встречей.

Дело в том, что она вызвала несколько неожиданный и довольно резкий резонанс в Южной Осетии, причём на высшем уровне государственного руководства. 15 ноября на рабочем совещании с членами правительства Южной Осетии президент Леонид Тибилов подверг акцентированной критике работу министра строительства Анатолия Мащёлкина; последний, обидевшись на критику, покинул совещание, а вслед за этим и Южную Осетию. Этот, с позволения сказать, исход очередного вояжёра, по видимому, не лучшим образом отразился на настроении президента, так как затем он высказался по ноябрьской встрече проекта "Точка зрения", прошедшей в Стамбуле 1-4 ноября. "Вы знаете, - сказал президент, обращаясь к присутствующим, - что когда в Стамбуле проходила встреча наших нпошников, там предложили заморозить вопрос статуса Южной Осетии. Это наши философы, наши гении. Тогда, когда мы заявляем, что статус Республики Южная Осетия давно определён. Давно определён. И видите ли, чтобы там каким-то образом следующий раз попасть на какую-то встречу и урвать каких-то двести, или больше или меньше долларов, из-за этого они предлагают перенести обсуждение вопроса статуса Южной Осетии". Эта часть совещания была показана в репортаже о совещании по гостелевидению Южной Осетии, и вызвала нешуточную реакцию в обществе.

Ко мне обратилось немало людей, выражавших обеспокоенность дальнейшим развитием событий в сфере неправительственных организаций нашей республики, а также и касательно лично меня. В целях успокоения этих тревожных ожиданий я счёл целесообразным дать краткое и предельно корректное пояснение этого досадного эпизода в интервью "Эхо Кавказа": "Совершенно очевидно, что президент был дезориентирован, по-видимому, некоторыми из тех людей, которые готовили для него информацию об этой встрече. Потому что никаких рассуждений об изменении статуса нашей республики там не было и быть не могло. Возникает вопрос, каким образом удалось это сделать? Факт дезориентации президента - это очень печальный факт не только для нас - группы, которая ездила на эту встречу, - но в целом для отношений президента с неправительственным сектором, с гражданским обществом. Я очень надеюсь, что новый год начнется с нового старта, и в структуре, обеспечивающей информационную поддержку президентской деятельности, будет отлажена работа, которая бы исключила возможность такого рода.

Действительно, негатив в общественном сознании сложился ощутимый. Могу согласиться с комментарием Лиры Цховребовой, в котором она напомнила о наличии уже определённой традиции отрицательного отношения к НПО в югоосетинском обществе, указав, что моральную санкцию на такое отношение общество получило ещё с 2005 года от тогдашней власти. Мы помним, что в первые годы президентства Эдуарда Кокойты, особенно после "революции роз" в Тбилиси, власть проводила демонстративно антигрузинский и антизападный курс, и естественно, что люди, так или иначе контактировавшие с грузинскими или западным НПО, подвергались давлению, порой, весьма серьёзному. Напомню, например, что в июле 2004 года после возвращения из Тбилиси, где я по приглашению ОБСЕ присутствовал на конференции, организованной одним германских фондом, я был задержан КГБ и помещен в изолятор, где провёл сутки. Некоторое время спустя, когда Э.Кокойты более глубоко вник в ситуацию с НПО, он пригласил меня и предложил возглавить в администрации президента именно это направление работы. Я дал согласие, и сейчас свидетельствую, что мне нередко приходилось амортизировать импульсы недоверия и унизительного отношения к движению НПО, к "третьему сектору", к отдельным лицам, его представлявшим.

Полностью исправить ситуацию и перевести её в позитивное взаимодействие государства и НПО, гражданским обществом в целом, так и не удалось, в основном по причине упорного отказа в финансировании со стороны правительства Вадима Бровцева. Сейчас ситуация, на мой взгляд, даже хуже: в государственной власти нет инстанции, чьей обязанностью была бы работа с "третьим сектором" - это направление частично отражено в МИД, в КГБ, в какой-то мере в министерстве образования, если принять во внимание финансирование по проектным заявкам, но единого координирующего органа нет и, насколько можно понять, пока и не планируется.

Наоборот, в СМИ прошли публикации, на мой взгляд, загоняющие ситуацию в тупик; высказывались и должностные лица - так, например, председатель парламента, он же лидер компартии Станислав Кочиев заявил, что "нарушать Основной закон Республики никому не позволено, в том числе неправительственным организациям. Если кто-то нарушает Конституцию и законы, они будут отвечать по всей строгости. В Республике свыше 60 неправительственных организаций, некоторые из них работают хорошо, некоторые злоупотребляет своей деятельностью". При этом "злоупотребляющие" организации, естественно, указаны не были.

Участниками стамбульской встречи предпринимались попытки разъяснить ситуацию тем или иным представителям властных структур. По итогам этих контактов министр иностранных дел Давид Санакоев сообщил нам, что ему поручено президентом подготовить встречу с теми активистами НПО, кто участвует в работе с западными организациями и взаимодействует с грузинскими НПО. Встреча эта до сих пор не состоялась. Возможно, власть приняла решение ограничиться проведением встречи президента с представителями республиканских средств массовой информации, аккредитованных журналистов из российских СМИ и общественности; эта встреча состоялась 27 декабря. Принцип отбора журналистов, равно как и представителей общественности, остался непонятным, но не это главное. Главное - содержание встречи: президент Леонид Тибилов заявил, что никаких отношений с Грузией не будет до тех пор, пока Грузия не признает независимость РЮО и геноцид осетин, подпишет юридически обязывающий документ о неприменении силы в отношении Южной Осетии (и Абхазии), и возместит нанесённый Южной Осетии ущерб.

Очевидно, что данная установка отражает утвердившийся в действующем югоосетинском руководстве курс на максимальную изоляцию от Грузии. Трудно сказать, является ли в настоящее время такая политическая практика реализацией московских рекомендаций, но по опыту прежних лет обычно это бывало проявлением слабости отдельных чиновников, избегающих борьбы за интересы Республики, что называется, лицом к лицу. Эта установка влияет уже и на каждодневную деятельность соответствующих министерств. Так, на моё письмо в министерство иностранных дел, где я сообщал о своём выезде на данную встречу и обращался с предложением провести беседу перед выездом с югоосетинскими участниками, ответа не последовало. Но если это ещё можно понять, то как можно понять аналогичную реакцию - т. е. отсутствие какой бы то ни было реакции - на поступившее нескольким должностным лицам РЮО приглашение принять участие в работе крупнейшего неправительственного мероприятия в России, а именно Всемирного Русского Народного Собора в Ставрополе? Я был в числе приглашённых, и в итоге оказался на Соборе в единственном числе от Южной Осетии, причём в качестве частного лица; не отпустили на мероприятие, собравшее 1500 человек, даже уполномоченного по делам религии при президенте Соню Хубаеву.

На упоминавшейся встрече президент отметил, что в республике образовалась новая политическая реальность, благоприятная для общественно-политической активности граждан. В самом деле, 5 декабря состоялся учредительный съезд партии "Родина", лидер Домбай Гассиев - достаточно колоритная фигура, участник войны 1991-1992 годов. 19 декабря министерство юстиции сообщило о регистрации партии "Единая Осетия", лидер Анатолий Бибилов (министр по чрезвычайным ситуациям, участник президентских выборов 2011 года, набрал 40% голосов); партии "Новая Осетия", лидер Давид Санакоев (министр иностранных дел, участник вторых - переназначенных - президентских выборов, набрал 42% голосов); партии "Фидӕн" ("Будущее"), лидер Эдуард Габараев (офицер министерства обороны). 4 января 2013 года представители общественной организации "Иры сомбон" ("Завтрашний день Ира") встретились в Медиа-центре "Ир" (руководитель Ирина Гаглоева) с представителями общественности. Лидер организации Вячеслав Хозиев сообщил присутствующим, что у организации есть своё видение развития Южной Осетии, и заявил, что "организация будет в жёсткой оппозиции к силам, выступающим за ликвидацию государственной независимости РЮО путем ее включения в состав какого бы то ни было другого государства". Поскольку включение в состав Грузии отводится априори, то речь идёт, как это нетрудно понять, о неприятии идеи вхождения в Россию. Таким образом, 2013 год обещает быть весьма насыщенным политически, с учётом парламентских выборов весной 2014 года, политическая цена которых, на мой взгляд, будет расти.

В социально-экономическом отношении период, как и год в целом, оставил в общественном сознании ощущение неудовлетворённости. Конечно, построены жилые дома для десятков семей, почти закончены работы на трёх улицах Цхинвала, сдано в эксплуатацию здание для государственного ансамбля песни и пляски "Симд", запущено автобусное сообщение с Ленингором, достроена автодорога Цхинвал-Знаур и т. д. Но - всё ещё многие люди живут в не восстановленном жилье, либо продолжают стоять в очередях, дорог должно было быть отработано гораздо больше, стал притчей во языцех киноконцертный комплекс "Чермен". Существенное влияние на общество оказывают результаты расследования по злоупотреблениям в ходе восстановительных работ до президентских выборов: генпрокуратура заявляла о раскрытых хищениях на сотни миллионов рублей, следствие продолжится в 2013 году.

Социально-экономическое развитие на 2013 год, очевидно, ограничится такими же "точечными" работами, как и в 2012, так как развитие экономики как таковое планируется начать в 2014 году; разрабатывается Инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию в 2014-2016 годах, по-видимому, укладывающаяся в Стратегию социально-экономического развития Южной Осетии до 2030 года, на ближайшие время состоящую из отраслевых программ, а в среднесрочном порядке до 2017 года. Разработка Инвестпрограммы должна закончиться к апрелю 2013 года.

В целом ситуацию в Южной Осетии можно охарактеризовать как достаточно стабильную с элементами риска. Грузино-осетинские отношения можно характеризовать как ненулевые, с потенциалом медленного роста".