Евразийская экономическая комиссия опубликовала доклад об ограничительных мерах, применяемых третьими странами в отношении товаров государств-членов Таможенного союза. В докладе приводится список стран, которые применяют ограничительные меры против товаров из России, Белоруссии и Казахстана, а также перечень данных мер.

" По состоянию на декабрь 2012 года выявлено применение 95 ограничительных мер при доступе на рынок в отношении товаров государств - членов Таможенного союза, в том числе: 44 антидемпинговые меры, 12 санкций экономического характера, 5 дискриминационных акцизов, 5 квотных ограничений, 5 технических барьеров, 4 сбора, 3 административных барьера, 2 нетарифные меры, 3 соглашения о приостановлении антидемпинговых расследований, 2 специальные защитные меры, 1 запрет на импорт, 1 ограничение экспорта по номенклатуре, 1 угроза введения технического барьера, - сказано в докладе. - Также проводится 7 расследований, из них 5 антидемпинговых, 1 специальное защитное и 1 расследование по установлению дискриминационных действий".

Ограничительные меры к товарам государств - членов Таможенного союза применяют 20 стран, из них 13 относится к странам дальнего зарубежья и 7 к странам СНГ. Как отмечается в докладе, на долю стран дальнего зарубежья приходится 69% от общего количества применяемых мер (66 мер). Наибольшее количество их применяют страны Евросоюза (20 мер) и США (17 мер).

"ЕС применяет антидемпинговые пошлины в отношении продукции трубной промышленности России и Белоруссии (3 меры), российского нитрата аммония (1 мера), российского и казахстанского феррокремния (2 меры) и российских стальных тросов и канатов (1 мера). Ведется 2 антидемпинговых расследования в отношении российских фитингов для труб и казахстанского желтого фосфора. В странах также ЕС действует запрет на импорт шкур рыси и волка, 4 количественных ограничения в отношении поставок в ЕС зерновых (пшеница мягких сортов, ячмень), текстиля и товаров ядерного цикла, 3 технических барьера - необходимость замены маркировки и упаковки для более чем 140 никелевых соединений, и необходимость регистрации в Европейском химическом агентстве продукции, содержащей химические вещества (система REACH), запрещена торговля асбестосодержащими материалами", - сообщается в докладе.

"США применяют экономические санкции к товарам Белоруссии (9 мер), антидемпинговые меры в отношении продукции химической и металлургической отраслей России и Белоруссии (4 меры), ограничение импорта оружия из России (1 мера), действуют 3 Соглашения о приостановлении антидемпинговых расследований в отношении стали и урановой продукции", - говорится в докладе.

К прочим странам дальнего зарубежья, применяющим ограничительные меры в отношении товаров стран Таможенного союза, относятся Австралия, Афганистан, Бразилия, Индия, Индонезия, Канада, Китай, Корея, Мексика, Таиланд и Турция.

Странами СНГ применяется 31% общего количества ограничительных мер (29 мер). Из них основная доля приходится на Украину (16 мер) и Узбекистан (6 мер). Остальные страны СНГ, применяющие ограничительные меры - Азербайджан, Армения, Киргизия, Молдавия и Туркмения.

Наиболее существенно из стран СНГ торговлю с ТС ограничивает Узбекистан. "Республикой Узбекистан применяются дискриминационные акцизы в отношении более чем 400 товарных позиций, в частности к таким товарам относятся мука, кондитерские изделия, мясные и колбасные изделия, растительные масла, сахар, пиво, представляющие экспортный интерес для государств - членов Таможенного союза. Кроме того, Узбекистаном отмечено применение ряда мер, административного характера, оказывающих негативное влияние на развитие торговых отношений. Также на территории Узбекистана конвертация валюты в СКВ задерживается на срок от 3-х до 12-ти месяцев и более, а получение потребительских кредитов возможно только для приобретения товаров местного производства" - отмечается в докладе.

Украина применяет к странам ТС 10 антидемпинговых мер: в плит ДВП, шифера, метанола и других товаров, проводит антидемпинговое расследование в отношении стеклянной тары медицинского назначения. Кроме того Украина применяет специальную защитную меру в отношении бесшовных труб, проводит специальное защитное расследование в отношении легковых автомобилей, а также создала механизм для взимания утилизационного сбора с автомобильной техники российского происхождения.

Авторы доклада отметили: "В целом, среди всех ограничительных мер, применяемых третьими странами, наиболее чувствительными для государств - членов Таможенного союза являются:

1. Требования системы REACH, применяемые ЕС, в соответствии с которыми химические вещества, входящие в состав продукции, находящейся в обращении на территории ЕС, включая импортируемую, должны быть зарегистрированы в Европейском химическом агентстве;

2. Экономические санкции, применяемые США в отношении продукции нефтехимической и металлургической отраслей Республики Беларусь;

3. Квотирование поставок зерновых в ЕС;

4. Антидемпинговые меры в отношении продукции металлургической и химической отраслей, применяемые США, ЕС и Украиной;

5. Дискриминационные акцизы, применяемые Узбекистаном (в частности, на муку)".

Как сообщало ИА REGNUM, 17 января председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, выступая на пленарной сессии Гайдаровского форума 2013, посвященной вызовам глобальной конкуренции, отметил: нормативно-правовая база Единого экономического пространства создавалась на основе норм и правил ВТО. Христенко заявил: "Несмотря на то, что де-юре не все члены ЕЭП входят в ВТО, де-факто нормы, которые принимает ЕЭК, опираются на аналогичные нормы и процедуры ВТО. На мой взгляд, это позитивный момент для участников внешней торговли и инвесторов, которые стремятся к тому, чтобы правила поведения на рынке соответствовали общепринятым, приемлемым и отработанным в течение десятилетий процедурам".

Напомним также, 18 января в Москве состоялась встреча посла Белоруссии в России Игоря Петришенко с советником президента РФ Сергеем Глазьевым. Участники встречи обсудили широкий спектр вопросов дальнейшего сотрудничества стран Таможенного союза и ЕЭП в рамках евразийской интеграции с целью формирования Евразийского союза.