Первая презентация разработок по застройке Варшавского вокзала Санкт-Петербурга" будет представлена в середине февраля. Об этом сегодня, 24 января, заявил журналистам заместитель председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кононов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Над концепцией застройки территории возле исторического комплекса зданий Варшавского вокзала и проектом новой площадки "Музея железнодорожного транспорта" около Балтийского вокзала работает Архитектурная мастерская "Студия 44" Никиты Явейна.

На сегодняшний день ВООПиК проводит историко-культурную экспертизу на выявление исторической ценности зданий Варшавского вокзала на той территории, которая принадлежит ГК "Эталон" (реализует на территории проект жилого комплекса "Галактика") или переходит холдингу в собственность. Александр Кононов сказал, что до окончания экспертизы некорректно озвучивать какую-то промежуточную информацию, но заверил, что "выявленные на сегодняшний день памятники культурного наследия не потеряют свой охранный статус". Всю территорию комплекса Варшавского вокзала можно разделить на две половины. Первая - это территория ЗАО "Эталон-ЛенСпецСму" (входит в ГК "Эталон"), в которую "врезаны" несколько крошечных территорий других собственников. Одним из них и является "оккупированный" неравнодушными петербуржцами "пакгауз №2". Вторая половина территории представляет собой лоскутное полотно, где лоскуты земли принадлежат разным собственникам.

Как рассказал Александр Кононов, на территории комплекса Варшавского вокзала на данный момент расположены 10 объектов, находящихся под государственной охраной как выявленные объекты культурного наследия. Из них четыре относятся к территории ГК "Эталон", а остальные шесть - на территории других правообладателей. Кроме того, по словам Александра Кононова, порядка 15 исторических зданий есть на территории, которая сейчас рассматривается экспертами ВООПИиК в рамках проводимой сегодня историко-культурной экспертизы.

Также, по словам Кононова, много советской застройки, которая не представляет никакой исторической ценности. Еще три руинированных объекта сняты с кадастрового учета, то есть, по современным градостроительным документам этих объектов нет, эти участки являются пустой землей. К их числу относится и снесенный в начале января 2013 года пакгауз.

Координатор общественного движения "Живой город" Дмитрий Литвинов в свою очередь добавил, что по действующему законодательству большая часть территории Варшавского вокзала находится за пределами охранной зоны.

Еще одной угрозой для исторических построек без охранного статуса стали планы по пробивке Ново-Измайловского проспекта, который должен дублировать Московский проспект. Новая дорога проектировалась в рамках проекта по комплексному освоению территории "Измайловская перспектива", который сейчас фактически потерял свою целостность и разделился на отдельные небольшие проекты. Несмотря на это, дорога значится в градостроительных документах и затрагивает несколько исторически ценных построек на территории Варшавского вокзала и дальше идет по Митрофаньевскому кладбищу, которое петербуржцам не так давно удалось защитить от застройки.

По мнению заместителя председателя Митрофаньевского союза Ильи Попова, разумнее пробивать дублер Московского вокзала по бывшим рельсам. Однако этот отдельный вопрос предстоит решать только после историко-культурной экспертизы.

Кроме того, вся зона за Обводным каналом - это зона высокой застройки. Это значит, что в новой застройке комплекса "Галактика", где планируется выстроить 18-этажный дом, здание Варшавского вокзала и водонапорная башня уже не будут доминантами.

Председатель Адмиралтейского районного отделения ВООПИиК Аля Деконская обратила внимание на то, что планируемый на освободившейся территории жилой комплекс "Галактика" совсем не "петербургский". "Какие у вас ассоциации с этим названием? Что-то инопланетное. Это вторжение. Как может быть "Галактик"а в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга?", - удивляется эксперт. По мнению Деконской, разработчики проекта должны больше думать об историческом подтексте территории, ведь Варшавский вокзал связал железной дорогой Санкт-Петербург с Европой.

Как добавила эксперт по промышленной архитектуре, член президиума петербургского отделения ВООПИиК Маргарита Штиглиц, важно сохранить ансамбль вокруг здания Варшавского вокзала, к которому примыкает западная и восточная площади. Они предназначались для прибытия и отправления людей. "Варшавский вокзал является исторически первым примером западноевропейского типа вокзала, очень редкий для Санкт-Петербурга. Поезда входили внутрь вокзала, был поворотный круг. Этот вокзальный комплекс вместе с площадями надо сохранить", - сказала Штиглиц. "Пока разрабатывается проект планировки, делается историко-культурная экспертиза, пока еще мы находимся в начальной стадии. Поэтому не поздно действительно определить ценность тех или иных построек и способствовать тому, чтобы мы не потеряли этот очень интересный фрагмент Санкт-Петербурга", - рассказал Кононов. По мнению эксперта, с одной стороны, нужно позаботиться, чтобы территория не оставалась в запустении, с другой стороны - исторически ценные постройки сохранились и получили статус памятников культурного наследия регионального значения.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 23 января активисты, "оккупировавшие" пакгауз на территории Варшавского вокзала заявили, что к ним "ломились" представители охраны. По мнению активистов, пакгауз обречен на снос. Захватом здания активисты надеются спасти постройку от демонтажа.

Напомним, что 11 января был полностью уничтожен первый пакгауз на Варшавском вокзале. На освобожденной территории ЗАО "Эталон-ЛенСпецСМУ" планирует построить комплекс жилых зданий, которые входят в "Измайловскую перспективу" - проект по реновации территории, ограниченной Московским проспектом, набережной Обводного канала, Балтийской веткой Октябрьской железной дороги (ОЖД) и Благодатной улицей. Также на территории инвестора находятся три здания со статусом вновь выявленных объектов культурного наследия - Вагоноремонтное депо, служебное здание в составе комплекса построек Варшавского вокзала и водонапорная башня. Градозащитники опасаются за судьбу памятников архитектуры и выступают против сноса Комплекса зданий Варшавского вокзала.