Стержень нынешней турецкой политики - учение Фетуллаха Гюлена. Сильная сторона этого учения в том, что его можно применять и к жизни одного человека, и к геополитике. Благодаря этой универсальности, гюленизм еще называют "мягким исламом". С помощью этого мягкого ислама Эрдоган пытается покончить с тяжким наследством светской Турции - курдским вопросом. Об этом ИА REGNUM рассказал курдский ученый Юрий Набиев, главный редактор портала "Курдистан.Ru".

ИА REGNUM: Духовным стержнем политики Эрдогана являются идеи Фетуллаха Гюлена. Применяет ли их Эрдоган к самому больному месту Турции - курдскому вопросу?

Вы абсолютно правы. Многие курды считают, что главная задача гюленизма - ассимиляция курдов Турции. Дело в том, что в основе идей Гюлена лежит наследие турецкого курда, суфийского шейха Саида аль-Курди (Нурси), который был аполитичным человеком и пацифистом. В 20-х - начале 30-х годов прошлого века по Турции прокатились курдские восстания. Нурси призывал курдских повстанцев и турецких солдат не убивать друг друга. Он говорил, что курды и турки - братья, соль турецкой земли, был в добрых отношениях с Ататюрком. Умело используя эти факты жизни Нурси, Эрдоган как бы говорит курдам: откажитесь от своих политических требований, ведь великий курд Нурси в политику не лез.

ИА REGNUM: Гюленовское движение Нурджулар работает через свою международную сеть школ турецкого языка. Привлекают ли в эти школы юных курдов, а если да, то как?

Такие школы есть в Иракском Курдистане. Их цель - внушить юным курдам, что они, прежде всего, османы, и только потом уже курды. В этих школах сейчас обучаются потомки Барзани и Талабани, будущая курдская элита. Юные курды из семей патриотов учат в школах Гюлена турецкий язык, а перед началом занятий, стоя навытяжку, поют турецкий гимн.

При работе с курдами, школы Гюлена используют также религиозный фактор. Предки Талабани и Барзани - суфийские шейхи. Гюлен тоже называет себя шейхом, получившим посвящение от Саида Нурси, шейха ордена Накшбанди. Статус Гюлена как накшбандийского шейха до конца до сих пор не оспорен. Уровень преподавания в этих школах - очень высокий. Думаю, этим объясняется факт учебы будущего поколения курдской элиты в турецких школах, которые патронирует личноАбдулла Гюль.

ИА REGNUM: Интересно, а у курдов Турции нет своего ответа на "мягкий" ислам? Кажется, что нет...

Вы неправы. Некогда популярная антиисламская риторика у курдов уходит, приходит риторика происламская. Это началось даже не сегодня, а в самом начале курдского освободительного движения. Начали борьбу за права курдов курдские мусульманские лидеры: шейх Саид, Али Реза, Симко, Молла Мустафа Барзани. Исламизации курдского движения способствуют и социальные процессы в курдской среде. Курды, особенно молодежь, видят, что реальная сила сейчас - не за левацкими лозунгами вроде "Маркс! Энгельс! Оджалан!", а за исламом. В мире сейчас происходит мусульманский ренессанс, и курдов он тоже коснулся. Происходит кризис и в езидской среде. Очень многие курды - езиды отходят от религии предков и принимают ислам. Кроме того, нынешний курдский средний класс - наиболее активная политическая сила - состоит из курдов-мусульман. Благодаря этим процессам, в Турции появляются мечети, где мулла - курдский патриот, а все богослужения проходят на курдском языке. Свои митинги и выступления курдские патриоты-мусульмане проводят в виде коллективных молений на улицах турецких городов. Одно такое выступление в 2012 году собрало тысячи человек.

ИА REGNUM: И как на это смотрят религиозные власти Турции?

Религиозное ведомство Турции (Дианат) находится с курдами-мусульманами в напряженных отношениях. Свою роль в этой напряженности играет и разница в мазхабах. Большинство турецких мусульман - ханафиты, а курды - шафииты. По шариату, фетвы, изданные одним мазхабом, для другого мазхаба необязательны. Получается, что Дианат, которым управляет муфтий-ханафит, по шариату не имеет право вмешиваться в дела курдов-шафиитов, что бы курды не делали. Дианат это беспокоит.

ИА REGNUM: Это курдский исламский протест "в массах". А как к этому протесту относятся курды из политического истеблишмента Турции? Элиты зачастую не в ладах с массами.

Если курд выступает против своего народа, он перестает быть курдом. В курдском политическом пуле Турции сейчас идет свой исламский проект. Многие курдские партии, включая Рабочую партию Курдистана (РПК), отказались от антирелигиозной риторики. Ведь не все же турецкие избиратели читают курдскую прессу. Есть много избирателей, которые внимают официальным турецким СМИ. А эти СМИ, упирая на "левый" характер недавней РПК, называют курдов-патриотов "безбожниками". Курдские партии Турции видят этот факт и меняют тактику. Они задействуют происламскую риторику, подчеркивают исламский характер курдского движения, активизируют работу с мусульманским духовенством Турции.

Исламский фактор меняет расстановку сил у курдского представительства в Великом национальном собрании Турции (ВНСТ). В ВНСТ есть депутат - курд Алтан Тан, член Партии мира и демократии. Не столь давно Тан и ряд депутатов-курдов создали Исламскую партию Курдистана (ИПК). ИПК находится в тесном идейном симбиозе с РПК, Партией мира и демократии и другими прокурдскими силами. У той же РПК партия курдских мусульман берет национально-освободительную составляющую, а типично светская РПК, в свою очередь, берет у ИПК методы работы в исламской среде. Отношение РПК к исламу становится все более лояльным. На этой почве у РПК произошло потепление отношений с бывшими членами так называемой "курдской" или "суннитской" "Хезболлы". Это движение курды-мусульмане создали в начале 90-х годов, по образцу партии Хасана Насраллы. Турецкие генералы пытались использовать его для борьбы с "безбожными" отрядами РПК. В этой междоусобице пролилось много курдской крови. Сегодня многие члены курдской "Хезболлы", видя лояльное отношение РПК к исламу, понемногу переходят в курдский патриотический лагерь.

ИА REGNUM: Выходит, что курдский тренд сильнее тренда "мягкого ислама". Почему тогда на выборах в Турции побеждает Партия справедливости и развития (ПСР), партия "мягкого ислама"? Пример тому - последние выборы в турецкий парламент.

Дело не в том, кто сильнее, а в том, кто консолидирует усилия, перетягивает на себя голоса избирателей и побеждает. Пока что у сторонников "мягкого ислама" больше успехов. Теперь о выборах. Сейчас в парламенте Турции сидят 70 депутатов - курдов от ПСР, и только 36 - от прокурдской Партии мира и демократии. Курды - наиболее активная часть турецкого электората, кто завоевал их голоса, тот и выиграл. Таких успехов ПСР добилась благодаря умелой работе прогюленовских кругов с курдами-мусульманами Турции и курдской миграцией в Европе. Наконец, не стоит забывать, что у курдов Турции есть свои политики, пресса, свой класс предпринимателей. В Турции теперь можно свободно говорить на курдском языке. Во многом, это заслуги политики "мягкого ислама". Есть еще одна деталь. Как я уже говорил, президент Курдистана Масуд Барзани - потомок шейхов ордена Накшбанди. А один из мюридов Накшбанди - Реджеп Эрдоган. Во время своего недавнего визита в Эрбиль Эрдоган общался с Барзани как мюрид с шейхом. Этот факт не стоит абсолютизировать, но и сбрасывать тоже нельзя.